Тема 7. Конфликты в организациях
Индустриальная социология: возникновение и основные этапы развития (Ф. Тейлор, А.Файоль, Э. Мэйо, Дж. Морено). Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Социальная структура трудового коллектива. Мотивы объединения людей в производственные группы. Формальные и неформальные отношения между членами коллектива. Экономические противоречия как источник конфликта.
Методы и стиль работы руководителя. Требования к личным качествам руководителя трудового коллектива. Типы лидерства в коллективе. Социометрическая методика при изучении групповых связей в трудовом коллективе.
Причины и особенности протекания социально-трудового конфликта. Модели разрешения конфликтов на предприятии (деловой спор, психологический антагонизм, формализация отношений). Типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Правовые формы регулирования трудовых отношений. Значение конфликта в функционировании организации.
Тема 8. Конфликты в сфере управления.
Сущность управления и его структура. Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями
управления и внутри них. Конфликты стиля управления. Роль оптимизации
управленческой структуры в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип
гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как фактор
предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство разрешения
управленческих конфликтов.
Тема 9. Конфликты в семье.
Соотношение понятий «брак» и «семья». Структура семейных отношений.
Кризисные периоды в развитии семьи. Исторические формы семьи и брака.
Взаимоотношения между родственникам в различных типах семей. Социальные функции
семьи. Распределение ролей в семье. Причины конфликтов между детьми и родителями.
Формы проявления конфликтов между супругами. Психотравмирующие последствия
супружеских конфликтов. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Тактика
регулирования супружеских и межпоколенческих конфликтов.
Тема 10. Переговоры и посредничество в конфликте.
Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Характеристика
основных этапов переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном
процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технология
управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций
(эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки),
их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном
процессе и их виды. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «выигрыш-проигрыш».
Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнёра»,
«ультиматум», «уступка» пр. Правила ведения деловых переговоров. Роль третьей
стороны в урегулировании конфликта. Типы посредничества.
Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Возникновение и развитие конфликтологии.(2часа)
Занятие 1.
Форма проведения семинара – дискуссия.
Эволюция взглядов на противоречие и конфликт в истории философской мысли. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение, XIX в.)
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на следующие вопросы:
Каковы этапы эволюции взглядов на конфликт в истории философии?
Почему долгое время конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? Каким образом происходило осмысление конфликтов в Древней Греции и Древнем Риме? (на примере философских учений Гераклита, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) Ставилась ли проблема насилия и войн в религиозных теориях Августина Блаженного, Фомы Аквинского?
Кто предпринял первую попытку системного анализа социальных конфликтов в эпоху Возрождения?
Формула «Цель оправдывает средства» применима к современной политической ситуации в мире?
Объясните концепцию «войны всех против всех» Т.Гоббса.
Согласны ли вы с позитивистской трактовкой конфликта как «борьбы за существование» и выживание сильнейшего?
Внесла ли немецкая классическая философия вклад в науку о конфликте?
Сообщения
Конфликтологические идеи в философской мысли Древнего Востока.
Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.
Тема 2. Структурные элементы конфликта.(2часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».
Социальный конфликт: понятие, особенности.
Определение конфликта с позиций психологии и социологии. Макро- и микро-уровни в исследовании конфликтных ситуаций. Характеристика основных параметров конфликта (сущность, причины, структура, динамика). Позитивные и негативные функции конфликта. Необходимые и достаточные условия наступления конфликтной ситуации (наличие у субъектов противоположных мотивов и суждений, состояние противоборства и т.д.) Методики анализа конфликта - карта конфликта и матрица возможностей. Эвристические возможности использования карты конфликта. Различение позиций и потребностей конфликтующих сторон при анализе конфликта.
Сообщения
Трансактный анализ о роли параллельных и пересекающихся трансакций в формировании конфликта.
Соотношение причины и повода в конфликте.
Деловая игра
Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями из производственной сферы, выделив в них основные элементы конфликта.
Тема 3. Критерии типологизации конфликтов.(2часа)
Занятие 1
Форма проведения семинара - беседа со студентами.
Вопросы для обсуждения:
Классификация конфликтов по различным основаниям: по длительности и форме протекания, напряженности, по сфере действия, по последствиям, по предмету, по субъектам. Виды конфликтов по зонам разногласия: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые, конфликты с внешней средой. Типология межличностных конфликтов по степени включенности ценностно-мотивационной сферы личности в конфликт: ситуативные конфликты и глубинные конфликты. Виды ситуативных конфликтов: информационно-когнитивные, трансактные, эмоциональные; виды глубинных
конфликтов: ролевые, ценностные, принадлежности.
Виды конфликтов по иерархии нарушенных потребностей.
Решите ситуативный конфликт, используя как можно больше приемов:
-продавщица вас обвесила;
- вы съели счастливый билет, а тут контролер;
- студенческий забыли дома, а охрана на входе вас не пускает.
Сообщения
Конфликты с социальными институтами.
Ролевой конфликт в жизни современного студента.