К психопатологии корсаковского синдрома
(...) У больных с дисфункцией медиобазальных отделов лобных долей очень отчетливо начинает звучать фактор нарушения избирательности воспроизведения следов, в большей степени, текущего и, в меньшей степени, прошлого опыта. Проявляясь у всех больных этой группы на материале любой модальности, фактор нарушения избирательности выступает неравномерно на различных уровнях организации мнестических процессов. Лишь у больных с массивными нарушениями он звучит на всех уровнях следовых процессов.
Все это показывает, что в опытах с избирательным воспроизведением двух систем, подлежащих запоминанию, можно, видимо, полунить своеобразную модель той спутанности, конфабуляций и нарушений ориентировки, которые имеют место у больных данной группы.
При клиническом наблюдении и при экспериментальном исследовании было обнаружено, что глубокие мнестические дефекты больного обнаруживаются при обращении к следам текущего опыта: оценки места, времени, непосредственного прошлого и собственного состояния больного У больного отсутствует четкая система связей, необходимая для адекватного суждения о месте, где он находится, о событиях, предшествующих моменту беседы. Больные этой группы, не имея возможности опереться на избирательную систему следов, соответствующих отражению текущей ситуации, пытаются, опираясь на внешние признаки ситуации, логически истолковать ее. Это, естественно, приводит к дефектам оценки ситуации и самого себя, т.е. к нарушению сознания как обобщенного отражения непосредственной ситуации
Нарушения процессов избирательности приводят и к тому, что происшедшие недавно и оставившие след события воспроизводятся больным неизбирательно и соответственно неадекватно требуемой ситуации, проявляясь клинически в конфа-буляциях, особенно там, где больной лишен опоры для логической интерпретации. Может быть поэтому оценка места, где находится больной, является, как правило, более точной, чем оценка времени. Естественно, что при этом может страдать и оценка своего состояния, которую больной также заменяет догадками (характерно, что при наличии таких признаков, как головная боль, повязка на голове, болезненные процедуры и т.д.), он отмечает, что он болен и соответствующим образом интерпретирует окружающую обстановку.
Б. Милнер основы церебральной организации памяти1
Настоящая работа возникла s контексте нейрохирургических операции при эпилепсии, когда исследование пациентов после ун и латеральной височной лобэктомии выявило специфические, продолжительные нарушения памяти, которые зависели от стороны поражения и отражали различную специализацию двух половин мозга человека Так, левосторонняя височная лобэктомия (в доминантном полушарии кпереди от речевой зоны) нарушает заучивание и сохранение вербального материала независимо от слухового или визуального его предъявления, но не оказывает влияния на запоминание пространственной локализации, лиц, мелодий и абстрактных визуальных паттернов Наоборот, правая височная лобэктомия обычно сохраняет вербальную память интактной, но приводит к нарушению воспроизведения и узнавания слуховых и визуальных паттернов, которые трудно поддаются вербальному кодированию
взаимодополняющие эффекты
поражения левого и правого
гиппокампа
Обычная височная лобэктомия включает не только неокортекс, но и амигдалу, часть гиппокампа и парагиппокампальнои извилины Поскольку глобальный амнестичсскии синдром наблюдается при бипа-теральном удалении этих медиальных структур, то возникает вопрос о связи специфического дефицита, наблюдаемого при унилатеральных поражениях, с величиной медиальной резекции После височной лобэктомии дефицит памяти может быть обнаружен не всеми применяющимися тестами Так, при височных поражениях неокортекса абстрактные визуальные паттерны или слова, которые нужно сгруппировать в определенную семантическую категорию, оказываются тестами, достаточными для обнаружения дефектов памяти Наоборот, когда задания включают заучивание незнакомых последовательностей (типа правильных поворотов в лабиринте) или таких простых перцептивных и лингвистических единиц, как позиция точки на линии или три несвязанных согласных, то величина дефицита прямо связана с размерами удаленного гиппокампа ( )
задание на заучивание
последовательности как индикатор
латерального поражения гиппокампа
В вербальной задаче (заимствованной у Д Хэб-ба) предъявляется 24 набора случайных цифр, каждый из которых превышает объем непосредственного
Milner В Clues to the cerebral organization of memory // Ruser f? Rougeui P (eds ) Cerebral correlates of conscious experience Elsevier 1978
воспроизведения Испытуемые не знают что в каждом третьем предъявлении встречается один и тот же набор, а промежуточные наборы не повторяются В этих условиях здоровые испытуемые заучивают повторяющиеся наборы и делают ошибки в неповторяющихся ( )
Выполнение этого задания нарушается после левой височной лобэктомии и не нарушается после правой При распределении пациентов с левосторонней височной лобэктомией по четырем группам в соответствии со степенью поражения гиппокампа было показано, что большие поражения гиппокампа привели к более выраженным нарушениям запоминания ( )
В невербальном аналоге этого задания (П Кор си) тестовый материал состоит из 9 кубиков, беспорядочно расставленных на доске В каждом опыте экспериментатор расставляет кубики в случайном порядке и испытуемый должен непосредственно воспроизвести этот порядок На первом этапе определяется «объем памяти на кубики- Затем 24 раза предъявляется различная пространственная последовательность этих кубиков Как и в предыдущем опыте, каждая третья последовательность повторяется, а промежуточные последовательности всегда различны Результаты этой пространственной задачи Кореи оказались зеркальным отражением результатов, полученных на цифрах Дефицит памяти после правой височной лобэктомии был пропорционален величине удаленного гиппокампа, после левой височной лобэктомии, даже в случаях радикального удаления гиппокачпа, такого дефицита не было
Можно предположить, что билатеральные нарушения гиппокампа приведут к невозможности выполнения обоих задании даже при сохранности височной коры Это предположение было подтверждено в исследовании П Кореи ( )
Описанные выше результаты указывают на различие между процессом первичной памяти (не нарушающимся при медиальных "височных поражениях) и вторичным процессом, посред твом которого достигается усвоение новой информации
кривая серийной позиции