К психопатологии корсаковского синдрома

(...) У больных с дисфункцией медиобазальных отделов лобных долей очень отчетливо начинает зву­чать фактор нарушения избирательности воспроиз­ведения следов, в большей степени, текущего и, в меньшей степени, прошлого опыта. Проявляясь у всех больных этой группы на материале любой модальнос­ти, фактор нарушения избирательности выступает неравномерно на различных уровнях организации мнестических процессов. Лишь у больных с массив­ными нарушениями он звучит на всех уровнях сле­довых процессов.

Все это показывает, что в опытах с избиратель­ным воспроизведением двух систем, подлежащих за­поминанию, можно, видимо, полунить своеобразную модель той спутанности, конфабуляций и нарушений ориентировки, которые имеют место у больных дан­ной группы.

При клиническом наблюдении и при экспери­ментальном исследовании было обнаружено, что глубокие мнестические дефекты больного обнару­живаются при обращении к следам текущего опыта: оценки места, времени, непосредственного прошло­го и собственного состояния больного У больного отсутствует четкая система связей, необходимая для адекватного суждения о месте, где он находится, о событиях, предшествующих моменту беседы. Боль­ные этой группы, не имея возможности опереться на избирательную систему следов, соответствующих отражению текущей ситуации, пытаются, опираясь на внешние признаки ситуации, логически истолко­вать ее. Это, естественно, приводит к дефектам оценки ситуации и самого себя, т.е. к нарушению сознания как обобщенного отражения непосред­ственной ситуации

Нарушения процессов избирательности приво­дят и к тому, что происшедшие недавно и оста­вившие след события воспроизводятся больным неизбирательно и соответственно неадекватно тре­буемой ситуации, проявляясь клинически в конфа-буляциях, особенно там, где больной лишен опоры для логической интерпретации. Может быть поэто­му оценка места, где находится больной, является, как правило, более точной, чем оценка времени. Ес­тественно, что при этом может страдать и оценка своего состояния, которую больной также заменяет догадками (характерно, что при наличии таких при­знаков, как головная боль, повязка на голове, бо­лезненные процедуры и т.д.), он отмечает, что он болен и соответствующим образом интерпретирует окружающую обстановку.

Б. Милнер основы церебральной организации памяти1

Настоящая работа возникла s контексте нейрохи­рургических операции при эпилепсии, когда иссле­дование пациентов после ун и латеральной височной лобэктомии выявило специфические, продолжитель­ные нарушения памяти, которые зависели от сторо­ны поражения и отражали различную специализацию двух половин мозга человека Так, левосторонняя височная лобэктомия (в доминантном полушарии кпереди от речевой зоны) нарушает заучивание и сохранение вербального материала независимо от слухового или визуального его предъявления, но не оказывает влияния на запоминание пространствен­ной локализации, лиц, мелодий и абстрактных ви­зуальных паттернов Наоборот, правая височная лобэктомия обычно сохраняет вербальную память интактной, но приводит к нарушению воспроизведе­ния и узнавания слуховых и визуальных паттернов, которые трудно поддаются вербальному кодиро­ванию

взаимодополняющие эффекты

поражения левого и правого

гиппокампа

Обычная височная лобэктомия включает не толь­ко неокортекс, но и амигдалу, часть гиппокампа и парагиппокампальнои извилины Поскольку глобаль­ный амнестичсскии синдром наблюдается при бипа-теральном удалении этих медиальных структур, то возникает вопрос о связи специфического дефицита, наблюдаемого при унилатеральных поражениях, с ве­личиной медиальной резекции После височной лобэк­томии дефицит памяти может быть обнаружен не всеми применяющимися тестами Так, при височных пора­жениях неокортекса абстрактные визуальные паттерны или слова, которые нужно сгруппировать в опреде­ленную семантическую категорию, оказываются тес­тами, достаточными для обнаружения дефектов памяти Наоборот, когда задания включают заучивание незна­комых последовательностей (типа правильных пово­ротов в лабиринте) или таких простых перцептивных и лингвистических единиц, как позиция точки на ли­нии или три несвязанных согласных, то величина де­фицита прямо связана с размерами удаленного гиппокампа ( )

задание на заучивание

последовательности как индикатор

латерального поражения гиппокампа

В вербальной задаче (заимствованной у Д Хэб-ба) предъявляется 24 набора случайных цифр, каж­дый из которых превышает объем непосредственного

Milner В Clues to the cerebral organization of memory // Ruser f? Rougeui P (eds ) Cerebral correlates of conscious experience Elsevier 1978

воспроизведения Испытуемые не знают что в каж­дом третьем предъявлении встречается один и тот же набор, а промежуточные наборы не повторяют­ся В этих условиях здоровые испытуемые заучивают повторяющиеся наборы и делают ошибки в непов­торяющихся ( )

Выполнение этого задания нарушается после левой височной лобэктомии и не нарушается после правой При распределении пациентов с левосторон­ней височной лобэктомией по четырем группам в соответствии со степенью поражения гиппокампа было показано, что большие поражения гиппокам­па привели к более выраженным нарушениям запо­минания ( )

В невербальном аналоге этого задания (П Кор си) тестовый материал состоит из 9 кубиков, бес­порядочно расставленных на доске В каждом опыте экспериментатор расставляет кубики в случайном порядке и испытуемый должен непосредственно воспроизвести этот порядок На первом этапе опре­деляется «объем памяти на кубики- Затем 24 раза предъявляется различная пространственная после­довательность этих кубиков Как и в предыдущем опыте, каждая третья последовательность повторя­ется, а промежуточные последовательности всегда различны Результаты этой пространственной зада­чи Кореи оказались зеркальным отражением резуль­татов, полученных на цифрах Дефицит памяти после правой височной лобэктомии был пропорционален величине удаленного гиппокампа, после левой ви­сочной лобэктомии, даже в случаях радикального удаления гиппокачпа, такого дефицита не было

Можно предположить, что билатеральные нару­шения гиппокампа приведут к невозможности вы­полнения обоих задании даже при сохранности ви­сочной коры Это предположение было подтверждено в исследовании П Кореи ( )

Описанные выше результаты указывают на раз­личие между процессом первичной памяти (не нару­шающимся при медиальных "височных поражениях) и вторичным процессом, посред твом которого до­стигается усвоение новой информации

кривая серийной позиции

Наши рекомендации