III. Кинезитерапевтическая диагностика координационных способностей
(разработана совместно с кинезитерапевтом Патрикеевым А.Ю.)
Диагностическое значение кинезитерапевтического раздела обусловлено тем, что он позволяет получить важные данные, свидетельствующие о состоянии подкорковых структур мозга. Как отмечалось выше, они имеют прямое отношение к осуществлению плавной речи и более того, играют базисную роль. Функциональная недостаточность на подкорковом уровне – серьезное препятствие для кортикализации акта говорения. В связи с этим сведения об особенностях функционирования у ребенка подкоркового уровня мозга, а именно о способности к совершению различных координированных действий, необходимы для построения программы коррекционных мероприятий.
Для этого вида диагностики использовались тесты и контрольные упражнения, предназначенные для выявления состояния различных параметров
базисных для уровней гностических и праксических функций, значимых для выработки подкорковых координаций.
Тактильное чувство
1. Динамометрия.
Необходимо сжать динамометр до определенной величины (измерялась общая сила ребенка и бралась средняя величина, например, сжал до 10, значит в дальнейшем необходимо сжимать до 5). Два раза ребенок нажимал глядя на стрелку, а третий раз - не глядя. Измерялась ошибка попадания правой и левой рукой отдельно
Чувство времени.
Секундомер.
Для запоминания временного отрезка ребенок два раза сам измеряет 10 секунд. Третий раз, он замеряет это время не глядя. Записывалась ошибка в секундах.
Чувство пространства
1.Движение рукой.
Исходное положение - стоя вплотную спиной к стенке. На стене обозначается точка, примерно на длину руки ребенка. Его задача за две попытки поднять прямую руку до точки, запомнить это положение руки. Затем, на третий раз отвернуться (или закрыть глаза) и попасть в нее. Записывалась ошибка в см. Измерялось движение правой и левой рукой отдельно.
2. Движение ногой.
То же, что и предыдущий тест, но точка обозначается на полу. А попасть на нее надо большим пальцем ноги, измерялось выполнение правой и левой ногой отдельно.
3. Рука-нога
Выполняются тесты 3 и 4 одновременно. Сначала правая рука - лева нога, потом левая рука - правая нога. Измерялась ошибка в см, как руки, так и ноги.
Движение предплечьем.
4. Исходное положение - сидя за столом, предплечье на столе. Движение предплечьем до определенной точке, две попытки глядя на и одна - не глядя. Измерялся промах в см.
5. Метание мяча из-за плеча правой и левой рукой в цель (круг диаметром 25
см) с дистанции 1 м считалось количество попаданий правой и левой рукой.
Чувство равновесия
.1.Повороты с закрытыми глазами.
С завязанными глазами сделать три поворота вокруг своей оси и пройти по прямой. Измерялось отклонение от линии в см.
2. Пальце-носовая проба
Исходное положение стоя руки в стороны, с закрытыми глазами . Задача
Ребенка коснуться кончиком пальца кончика носа, правой и левой рукой по
очереди: «+»- попал,«-» - не попал.
3. Проба Ромберга
Необходимо простоять на одной ноге с закрытыми глазами максимальное количество секунд.
Чувство ритма
Маршировка с катушкой 15 секунд.
Ребенок сам выбирает ритм ходьбы и одновременно наматывает катушку на палец, считается сколько раз он собьется за 15 секунд.
Ниже приводится пример протокола кинезитерапевтического обследования. Протокол №1
Пример№ | Тест | Процедура проведения | Возможные результаты выполнения теста | Вывод |
Динамометрия. | Ребенок должен сжать динамометр до определенной величины (измерялась общая сила ребенка и бралась средняя величина, например, сжал до 10, значит в дальнейшем необходимо сжимать до 5). Два раза ребенок нажимает глядя на стрелку, а третий раз - не глядя. Измерялась ошибка попадания правой и левой рукой отдельно. | · Отказ от выполнения задания · Сила сжимания недостаточна · Неспособность попадать на стрелку глядя на нее · Неспособность попадать на стрелку вслепую | ||
Секундомер | Ребенок два раза сам отмеряет время, равное 10 секундам при зрительном контроле за движением стрелки. Третий раз, он замеряет это время не глядя. Записывалась ошибка в секундах. | Неспособность отмерять время при зрительном контроле Неспособность отмерять время вслепую | ||
Движение рукой | Исполняется стоя вплотную спиной к стенке. На стене обозначается точка, примерно на длину руки ребенка. Его задача за две попытки поднять прямую руку до точки, запомнить это положение руки. Затем, на третий раз отвернуться (или закрыть глаза) и попасть в нее. Записывалась ошибка в см. Измерялось движение правой и левой рукой отдельно. | Неспособность попасть рукой в точку при зрительном контроле Неспособность попасть рукой в точку вслепую | ||
Движение ногой | Исполняется так же, как и предыдущий тест, но точка обозначается на полу. А попасть на нее надо большим пальцем ноги, измерялось выполнение правой и левой ногой отдельно, в см. | |||
Рука-нога | Выполняются тесты 3 и 4 одновременно. Сначала правая рука - лева нога, потом левая рука - правая нога. Измерялась ошибка в см, как руки, так и ноги. | |||
Движение предплечьем | Исходное положение - сидя за столом, предплечье на столе. Движение предплечьем до определенной точке, две попытки глядя на и одна - не глядя. Измерялся промах в см. | |||
Повороты с закрытыми глазами | С завязанными глазами сделать три поворота вокруг своей оси и пройти по прямой. Измерялось отклонение от линии в см. | |||
Пальце- носовая проба | Исходное положение стоя руки в стороны, с закрытыми глазами. Задача ребенка коснуться кончиком пальца кончика носа, правой и левой рукой по очереди. «+» - попал, «-» - не попал. | |||
Проба Ромберга | Простоять на одной ноге с закрытыми глазами максимальное количество секунд. | |||
1 0 | Метание | Метание мяча из-за плеча правой и левой рукой в цель (круг диаметром 25 см) с дистанции 1 м, считалось количество попаданий правой и левой рукой. | ||
1 1 | Маршировка с катушкой 15 секунд | Самостоятельный выбор ребенком ритма ходьбы и одновременное наматывание катушки на палец. Считается сколько раз он собьется за 15 секунд. |
Заключение
Приведенные выше тесты используются в режиме многократного повторения как упражнения для коррекционных задач.