Hocmi» II. Осмысление исследовательского интервью
ЙШЖШ™
Существуют заметные различия между множеством различных диалектических традиций, таких как официальный диалектический материализм бывших социалистических стран, теория деятельности А.Н. Леонтьева, Франкфуртская школа Адорно и Хоркхеймера и экзистенциальный марксизм Сартра, которого мы здесь коснемся. Я не буду обсуждать различия между ними, только предложу некоторые вытекающие из диалектики следствия для понимания качественного исследовательского интервью.
Сартр в «Проблеме метода» пытался выступить посредником между марксизмом, феноменологией, экзистенциализмом и психоанализом. Его критика индивидуализаторского подхода психоанализа распространяется и на большинство современных исследований с помощью интервью: «Сколько раз нам предлагали героические попытки психоанализа Робеспьера и при этом даже не понимали того, что противоречия в его поведении были обусловлены объективными противоречиями ситуации» (Sartre, 1963. Р. 60). Можно упомянуть также и его критику объективирующего редукционизма в марксизме: «Валери — это, без сомнения, мелкий буржуазный интеллектуал. Но не каждый мелкий буржуазный интеллектуал — Валери» (Там же. Р. 56).
В диалектической мысли акцент делается на новом, на том, что еще находится в процессе развития. В концепции социального мира, который развивается через противоречия, важно раскрыть новые тенденции развития, чтобы достичь истинного знания о социальном мире. Статистические средние или репрезентативный случай status quo не так важны, как новые тенденции развития status nascendi*.
С диалектической точки зрения, знание неразрывно связано с действием. Маркс в своих тезисах о Фейербахе критиковал философов за то, что они только объясняют мир, когда важно изменить его. Соответственно, общественные науки пытались давать различные интерпретации социальной реальности, вместо того, чтобы стараться изменить ее. Для Сартра знание и действие — два обобщенных аспекта изначального конкретного отношения: действие — это раскрытие реальности и в то же время ее изменение.
К применению диалектической философии в качественном исследовательском интервью обращались очень мало. Я ссылаюсь на него здесь в стремлении противодействовать превалирующим индивидуалистическим и идеалистическим подходам большинства исследований с помощью интервью. Один пример: исследование с помощью интервью, основанное на марксистской теории, было направлено на изучение двойной нагрузки У замужних женщин, занятых в промышленности и ведущих домашнее хо-
* status nascendi (лат.) — зарождающееся положение (прим. пер.).
Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология...
зяйстбо. Р. Беккер-Шмидт (Becker-Schmidt, 1982) описывает экономические и социальные аспекты мира женщин и конфликты, порождаемые противоречиями в их жизненной ситуации. Специфическое противоречие реакций женщин и их отношений, высказанных в интервью, затем интерпретировалось не только в связи с индивидуальными характеристиками личности опрашиваемых женщин, но и систематически связывались с общими экономическими и социальными противоречиями их обыденного мира, в частности конфликтующих требований, предъявляемых работой и семьей.
Диалектика критикует связность как критерий истины, принятый в герменевтике, и понимание хорошей интерпретации как согласованного геш-тальта, свободного от противоречий. С диалектической точки зрения, критерий истины, основанный на непротиворечивости в противоречивом мире, ложен. Ф. Хог (Haug, 1978) критиковала то, что она обозначила как «потребность в согласии и гармонии в качественных исследованиях». Если социальная реальность сама по себе противоречива, то задача общественных наук — исследовать реальные противоречия социальной ситуации и сопоставить их друг с другом. Другими словами, если социальные процессы противоречивы по своей сути, тогда эмпирические методы, основанные на исключении противоречий, не подходят для исследования противоречивой социальной реальности.
Философия и интервью
Философия обращается к условиям познания в человеческой ситуации; она не дает специальных методов получения эмпирических знаний о человеческой ситуации. Философские направления, описанные выше, анализировали основные аспекты способа понимания в интервью, такие как жизненный мир, смысл, описание, двусмысленность и противоречие, интер-субъективность и изменение. Проясняя природу этих феноменов, постмодернизм, герменевтика, феноменология и диалектика вносят вклад в осмысление и рефлексию способа понимания в качественном исследовательском интервью. До некоторой степени философские направления могут стимулировать методическое развитие исследовательского интервью — например, °ткрытый феноменологический подход к проведению и анализу интервью, герменевтический подход к интерпретации текстов интервью.
Между философскими направлениями, описанными выше, существу-
т как принципиальное сходство, так и фундаментальные различия. Экзи-
Стенциальная философия Хайдеггера, основанная на феноменологии Гус-