Hocmi» II. Осмысление исследовательского интервью

ЙШЖШ™

Существуют заметные различия между множеством различных диа­лектических традиций, таких как официальный диалектический материа­лизм бывших социалистических стран, теория деятельности А.Н. Леонть­ева, Франкфуртская школа Адорно и Хоркхеймера и экзистенциальный марксизм Сартра, которого мы здесь коснемся. Я не буду обсуждать разли­чия между ними, только предложу некоторые вытекающие из диалектики следствия для понимания качественного исследовательского интервью.

Сартр в «Проблеме метода» пытался выступить посредником между марксизмом, феноменологией, экзистенциализмом и психоанализом. Его критика индивидуализаторского подхода психоанализа распространяется и на большинство современных исследований с помощью интервью: «Сколько раз нам предлагали героические попытки психоанализа Робес­пьера и при этом даже не понимали того, что противоречия в его поведе­нии были обусловлены объективными противоречиями ситуации» (Sartre, 1963. Р. 60). Можно упомянуть также и его критику объективирующего ре­дукционизма в марксизме: «Валери — это, без сомнения, мелкий буржуаз­ный интеллектуал. Но не каждый мелкий буржуазный интеллектуал — Валери» (Там же. Р. 56).

В диалектической мысли акцент делается на новом, на том, что еще на­ходится в процессе развития. В концепции социального мира, который раз­вивается через противоречия, важно раскрыть новые тенденции развития, чтобы достичь истинного знания о социальном мире. Статистические сред­ние или репрезентативный случай status quo не так важны, как новые тен­денции развития status nascendi*.

С диалектической точки зрения, знание неразрывно связано с действи­ем. Маркс в своих тезисах о Фейербахе критиковал философов за то, что они только объясняют мир, когда важно изменить его. Соответственно, об­щественные науки пытались давать различные интерпретации социальной реальности, вместо того, чтобы стараться изменить ее. Для Сартра знание и действие — два обобщенных аспекта изначального конкретного отноше­ния: действие — это раскрытие реальности и в то же время ее изменение.

К применению диалектической философии в качественном исследова­тельском интервью обращались очень мало. Я ссылаюсь на него здесь в стремлении противодействовать превалирующим индивидуалистическим и идеалистическим подходам большинства исследований с помощью ин­тервью. Один пример: исследование с помощью интервью, основанное на марксистской теории, было направлено на изучение двойной нагрузки У замужних женщин, занятых в промышленности и ведущих домашнее хо-

* status nascendi (лат.) — зарождающееся положение (прим. пер.).

Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология...

зяйстбо. Р. Беккер-Шмидт (Becker-Schmidt, 1982) описывает экономи­ческие и социальные аспекты мира женщин и конфликты, порождаемые противоречиями в их жизненной ситуации. Специфическое противоречие реакций женщин и их отношений, высказанных в интервью, затем интер­претировалось не только в связи с индивидуальными характеристиками личности опрашиваемых женщин, но и систематически связывались с об­щими экономическими и социальными противоречиями их обыденного мира, в частности конфликтующих требований, предъявляемых работой и семьей.

Диалектика критикует связность как критерий истины, принятый в гер­меневтике, и понимание хорошей интерпретации как согласованного геш-тальта, свободного от противоречий. С диалектической точки зрения, кри­терий истины, основанный на непротиворечивости в противоречивом мире, ложен. Ф. Хог (Haug, 1978) критиковала то, что она обозначила как «потреб­ность в согласии и гармонии в качественных исследованиях». Если соци­альная реальность сама по себе противоречива, то задача общественных наук — исследовать реальные противоречия социальной ситуации и сопо­ставить их друг с другом. Другими словами, если социальные процессы противоречивы по своей сути, тогда эмпирические методы, основанные на исключении противоречий, не подходят для исследования противоречивой социальной реальности.

Философия и интервью

Философия обращается к условиям познания в человеческой ситуации; она не дает специальных методов получения эмпирических знаний о че­ловеческой ситуации. Философские направления, описанные выше, анали­зировали основные аспекты способа понимания в интервью, такие как жизненный мир, смысл, описание, двусмысленность и противоречие, интер-субъективность и изменение. Проясняя природу этих феноменов, постмо­дернизм, герменевтика, феноменология и диалектика вносят вклад в осмыс­ление и рефлексию способа понимания в качественном исследовательском интервью. До некоторой степени философские направления могут стимули­ровать методическое развитие исследовательского интервью — например, °ткрытый феноменологический подход к проведению и анализу интервью, герменевтический подход к интерпретации текстов интервью.

Между философскими направлениями, описанными выше, существу-

т как принципиальное сходство, так и фундаментальные различия. Экзи-

Стенциальная философия Хайдеггера, основанная на феноменологии Гус-

Наши рекомендации