GO Часто II. Осмысление исследовательского интервью
.
f
Феноменологической редукцией называется временный отказ от суждения относительно того, существует или не существует содержание опыта. Редукцию можно описать как попытку вынести за скобки предварительное обыденное и научное знание о феномене, чтобы получить непредвзятое описание сущности этого феномена. Феноменологическая редукция подразумевает не абсолютное отсутствие исходных предпосылок, а скорее критический анализ собственных предпосылок.
Первичность жизненного мира. Качественное исследовательское интервью обладает уникальными возможностями доступа к повседневному жизненному миру и его описанию. Попытка получить непредвзятое описание приводит к восстановлению прав Lebenswelt — жизненного мира — в отношении мира науки. Жизненный мир — это мир, с которым мы встречаемся каждый день, который дан нам в прямом и непосредственном переживании, не зависит от объяснений и первичный по отношению к любым объяснениям. Качественное интервью может рассматриваться как одна из реализаций программы Мерло-Понти, программы для феноменологической науки, которая начинается с первичного переживания мира:
«Все мои знания о мире, даже мои научные знания, получены мной, исходя из моей собственной точки зрения или из некоего переживания мира, без которого научные символы были бы бессмысленны. Вся вселенная науки построена на мире, который переживается непосредственно, и если мы хотим подвергнуть саму науку внимательному изучению и прийти к точной оценке ее смысла и границ, мы должны начать с восстановления базового переживания мира, по отношению к которому наука является отражением второго порядка» (Merleau-Ponty, 1962. Р. VIII).
Так, географическая карта является абстрактным отображением местности, где мы впервые узнали, что такое лес, горы или река. В этом феноменологическом подходе качественные исследования переживаний субъектом его мира являются базовыми по отношению к более абстрактным научным исследованиям социального мира; в этом смысле, интервью является не только несколькими любопытными деталями в дополнение к базовым научным количественным фактам, полученным с помощью опросников и экспериментов. Качественное интервью — это исследовательский метод, который обеспечивает привилегированный доступ к нашему базовому переживанию жизненного мира. Сосредоточенность описания на живых взаимодействиях в человеческом мире может противостоять технологической колонизации жизненного мира, сводящей качественное разнообразие к изолированным фактам и переменным и трансформирующей интенциональное человеческое взаимодействие в формулу средство-цель.
Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология...
Следствия, вытекающие из философской феноменологии применительно к качественным исследованиям, были развиты в серии исследований в университете Дюкесн. Первой была работа А. ван Каама «Чувство, что тебя действительно поняли» (van Kaam, 1959). Далее метод был развит, систематизирован и осмыслен А. Джорджи и его сотрудниками (см. Giorgi, 1970; Giorgi, Fisher, Murray, 1975). Открытый феноменологический подход к смыслу феноменов обыденной жизни был проиллюстрирован выше на примере интервью, описанного Джорджи (глава 2, «Исследовательское интервью, посвященное обучению»), и будет продемонстрирован еще раз в контексте анализа интервью (глава 11, «Конденсация смысла»). В обзоре современной литературы по качественным исследованиям Джорджи (Giorgi, 1994) указывает, каким образом более широкий феноменологический подход мог бы углубить качественное понимание. Общее представление о феноменологическом методе дал К. Мустакас (Moustakas, 1994). Феноменографическое исследование образования, сосредоточенное на качественном описании нашей концепции мира (Marlon, 1981), вдохновлялось феноменологией, но не разделяло ее философских оснований. Способ понимания в качественном исследовательском интервью, охарактеризованный выше (глава 2, «Способ понимания в качественном исследовательском интервью»), ориентируется на феноменологическое понимание, отправной точкой которого выступает жизненный мир, качественное описание смыслов и намеренная наивность как выражение феноменологической редукции.