Медиумы пишущие, или психографы
§178. Из всех способов сообщения писание рукой есть способ самый простой, удобный и самый совершенный. К приобретению именно этого способа должны клониться все усилия, потому что он даёт возможность установить с духами сношения, столь же последовательные и правильные, как сообщения, существующие между нами. Им тем более нужно дорожить, что духи через него лучше обнаруживают свою натуру и степень своей возвышенности или несовершенства. Вследствие лёгкости, с которой этот способ даёт духам возможность изъясняться, они сообщают нам свои задушевные мысли и чрез это позволяют нам судить о них и ценить их по достоинству.
Способность писать есть, между прочим, одна из тех, которая более других может развиваться посредством упражнения.
Медиумы механические
§179. Если наблюдать некоторые действия, обнаруживающиеся в движениях стола, корзинки или дощечки, которые пишут, то нельзя сомневаться в непосредственном действии духа на эти предметы. Корзинка движется иногда с такой быстротой, что вырывается из рук медиума. Иногда она направляется даже к некоторым особам кружка, чтобы ударить их. В другой раз её движения выражают чувства благосклонности.
То же самое бывает, когда карандаш держат в руке. Часто его далеко отбрасывает с силой, или же рука, подобно корзинке, движется порывисто и с гневом бьёт по столу тогда даже, когда медиум находится в самом спокойном расположении духа и удивляется, что не может владеть собой.
Скажем мимоходом, что такие действия показывают всегда присутствие духов несовершенных. Духи истинно возвышенные всегда спокойны, важны и благосклонны. Если их слушать без должного внимания, они удаляются, и их место заступают другие. Следовательно, дух может прямо выразить свою мысль или посредством движения предмета, для которого рука медиума не более как точка опоры, или же посредством своего действия на самую руку.
Когда дух действует прямо на руку, он даёт ей побуждение, совершенно не зависящее от воли. Она движется беспрерывно, независимо от медиума, пока дух имеет что-нибудь сказать, и останавливается, когда он кончил.
Особенность этого феномена заключается в том, что медиум не имеет ни малейшего сознания о том, что пишет. Совершенная бессознательность в этом случае составляет то, что называют медиумами пассивными, или механическими. Эта способность драгоценна в том отношении, что не оставляет никакого сомнения относительно независимости мысли того, кто пишет.1
Медиумы сознательные
§180. Передача мысли может совершаться также через посредство духа самого медиума или, лучше сказать, души его, потому что это имя мы даём воплощённому духу. Посторонний дух не действует в этом случае на руку, чтобы заставить её писать. Он не держит её, не водит ею. Он действует на душу, с которой сливается. Душа под влиянием этого побуждения управляет рукой, рука управляет карандашом. Заметим здесь одну очень важную вещь, которую необходимо знать: посторонний дух не замещает души, потому что он не может её вытеснить; он властвует ею без её ведома, он сообщает ей свою волю. В этом случае роль души не есть совершенно страдательная. Она принимает мысль постороннего духа, и она же передаёт её. В этом положении медиум сознаёт, что он пишет, хотя это и не собственная его мысль. Он есть именно то, что называют медиум сознательный.
Если это так, скажут, то ничто не доказывает, что в этом случае пишет посторонний дух, а не дух медиума.
Действительно, иногда очень трудно различить это, но может случиться, что это не составляет особой важности. Во всяком случае, можно узнать внушённую мысль по тому, что она не была подготовлена. Она рождается по мере того, как пишут, и часто бывает совершенно противоположна той предварительной идее, которую себе составили. Она может даже превышать познания и способности медиума.
Роль механического медиума есть роль машины. Медиум же сознательный действует как переводчик. Этот последний, чтобы передать мысль, должен действительно понять её, некоторым образом усвоить её себе, чтобы верно перевести её. Однако мысль эта не его; она только проходит через его мозг. Такова в точности роль медиума сознательного.
Медиумы полумеханические
§181. У медиума чисто механического движение руки не зависит от его воли. У медиума сознательного движение свободно и произвольно. Медиум же полумеханический соединяет в себе свойства обоих предыдущих медиумов. Он чувствует побуждение руки независимо от своей воли, но в то же время он сознаёт, что именно он пишет по мере того, как слова формируются. У первого мысль следует за действием писания. У второго она ему предшествует; у третьего она идёт с ним рядом. Эти последние медиумы самые многочисленные.
Медиумы вдохновенные
§182. Всякий, кто в нормальном ли состоянии или в состоянии экстаза получает посредством мысли сообщения, чуждые его собственным идеям, может быть помещён в разряд медиумов вдохновенных. Это видоизменение медиумизма сознательного с той только разницей, что вмешательство тайной силы здесь менее заметно, потому что у вдохновенного медиума часто бывает трудно отличить собственную его мысль от той, которая ему внушена. Отличие этой последней заключается преимущественно в том, что она бывает внезапна. Вдохновение приходит к нам от духов, которые своим влиянием побуждают нас к хорошему или дурному. Но большей частью оно есть действие тех, которые желают нам добра, и мы часто делаем очень дурно, что не следуем их советам.
Вдохновение прилагается ко всем обстоятельствам жизни в решениях, которые мы должны принять. В этом отношении можно сказать, что все люди медиумы, потому что нет ни одного человека, который не имел бы своих домашних духов, духов-покровителей, которые всеми силами стараются внушать ему полезные мысли.
Если бы люди были более проникнуты этой истиной, то чаще прибегали бы к своему ангелу-хранителю в те затруднительные минуты, когда не знают, что говорить или что делать. Пусть же призывают его с усердием и верой в случае нужды и часто будут удивлены идеями, которые родятся как будто по какому-то волшебству, в отношении ли того, на что решиться или в отношении какого-либо сочинения. Если ничего не приходит в голову, то значит нужно подождать. Доказательством тому, что пришедшая идея не есть наша, может служить то соображение, что если бы она была наша, то мы всегда могли бы располагать ею, и нет причин, почему бы в таком случае она не явилась к нам по нашей воле. Кто не слеп, тому стоит только открыть глаза, чтобы видеть. Точно так же и тот, кто имеет собственные идеи, всегда может располагать ими. Если оне не являются по его воле, значит, он должен почерпать их где-нибудь вне самого себя.
К этому разряду медиумов можно ещё причислить особ, которые, не имея особенного ума и не выходя из нормального состояния, имеют по временам проблески ясновидения, которое даёт им возможность понимать и объяснять вещи, недоступные для них в другое время, и в некоторых случаях предчувствовать даже будущее. В эти минуты, правильно называемые вдохновением, идеи являются сами собой, невольно следуют одна за другой. Нам кажется тогда, что какой-то высший разум помогает нам, что ум наш освобождается от тяжёлого бремени.
§183. Гениальные люди всех родов - артисты, учёные, литераторы -, без сомнения, духи развитые, способные сами собой понимать великие вещи. Поэтому-то, признавая их способными, духи, желающие выполнения некоторых предприятий, внушают им нужные идеи, и таким образом те часто оказываются медиумами, сами того не ведая. Впрочем, они имеют смутное сознание постороннего пособия, потому что тот, кто призывает вдохновение, делает не что иное, как вызывание. Если бы он не надеялся быть услышанным, то для чего бы он восклицал так часто: "Мой добрый гений, приди ко мне на помощь!"
Следующие ответы подтверждают это.
- Какова первопричина вдохновения?
- "Действие духа на мысль."
- Вдохновение всегда ли имеет предметом откровение чего-нибудь великого?
- "Нет, оно часто относится к самым обыкновенным обстоятельствам жизни. Например, ты хочешь итти куда-нибудь: тайный голос говорит тебе, чтобы ты не делал этого, потому что в этом есть для тебя опасность. Или побуждает тебя сделать то, о чём ты и не думал. Это вдохновение."
- Можно ли смотреть на автора-живописца или музыканта, например, в минуту вдохновения как на медиума?
- "Да, потому что в эти минуты душа его бывает свободнее, как бы освобождается от материи. Она получает некоторые из своих способностей духа и легче принимает сообщения других духов, вдохновляющих его."
Медиумы предчувствующие
§184. Предчувствие есть смутное сознание вещей будущих. У некоторых лиц эта способность более или менее развита. Они имеют своего рода двойное зрение, которое позволяет им предвидеть последствия вещей настоящих и связь событий. Но часто также это есть следствие тайного сообщения, и в этом-то случае, в особенности, люди, одарённые этой способностью, могут быть названы медиумами предчувствующими, которые составляют видоизмене-ние медиумов вдохновенных.
1 Это самое совершенное писание, и медиумы этого рода обыкновенно очень сильны. (Асгарта)
Глава Шестнадцатая
МЕДИУМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
§185. Кроме категорий медиумов, перечисленных нами, медиумизм представляет бесконечное разнообразие оттенков. Отсюда являются медиумы специальные в зависимости от частных способностей, ещё не определённых, и независимо от качеств и познаний проявляющегося духа.
Сообщения всегда бывают сообразны с натурой духа и носят на себе печать большей или меньшей степени его возвышенности, его знаний или невежества.
Но при одинаковом достоинстве в иерархическом отношении в нём может быть наклонность заниматься скорее одной вещью, чем другой. Духи стучащие, например, не выходят никогда из пределов явлений физических. Те же, которые дают явления разумные, это - духи-поэты, музыканты, живописцы, моралисты, учёные, медики. Мы говорим о духах средних разрядов, потому что у духов, дошедших до известной степени высоты, все способности сливаются в совершенном целом. Но рядом со способностью духа есть способность медиума, который составляет для него орудие, более или менее удобное, более иди менее годное. Дух открывает в нём особые качества, оценить которые мы не можем. Вот пример. Положим, что искусный музыкант имеет под рукой несколько скрипок, которые для незнающего будут все хороши. Но настоящий артист заметит в них большую разницу. Он улавливает самые нежные оттенки и звуки, которые он понимает скорее инстинктивно и которых определить не может.
То же самое бывает относительно медиумов: при равных качествах медиумической силы дух отдаёт преимущество одному медиуму перед другим, смотря по роду сообщения, которое он намерен сделать. Таким образом, например, есть особы, пишущие как медиумы удивительные стихи, хотя при обыкновенных условиях оне никогда не могли написать ни одного двустишия. Другие же, напротив, будучи поэтами, как медиумы не могли ничего писать иначе как прозой, несмотря на своё желание. То же самое можно сказать относительно живописи, музыки и прочего.
Есть такие медиумы, которые, не имея сами по себе никаких учёных познаний, обладают особой способностью получать учёные сообщения, другие - исторические. Иные легче передают сообщения духов-моралистов. Одним словом, какова бы ни была сила медиума, сообщения, которые он получает с большей лёгкостью, имеют вообще специальный отпечаток. Есть даже такие, которые не выходят из известного круга идей, а когда уклоняются от него, тогда получают сообщения неполные, лаконические и часто ложные.
Независимо от характера способности духи сообщаются более или менее охотно через того или иного медиума, смотря по их симпатии к нему. Таким образом, при равенстве всего дух будет более точен и ясен с одним медиумом, чем с другим единственно потому, что данный медиум более годен для него.
§186. Поэтому весьма ошибутся те, которые, имея под рукой хорошего медиума, хотя бы он писал очень легко, будут надеяться получить через него хорошие сообщения во всех родах. Первое условие, без сомнения, заключается в том, чтобы удостовериться в источнике, из которого они исходят, т.е. в достоинстве духа, который их передаёт. Но не менее того необходимо обращать внимание и на качество орудия, которое дают духу. Следовательно, нужно изучить натуру
медиума точно так же, как и натуру духа, потому что это два существенных элемента для получения удовлетворительных результатов.
Есть ещё третий, играющий важную роль, - это намерение, задушевная мысль, чувство более или менее похвальное того, кто предлагает вопросы. И это понятно. Чтобы сообщение было дельно, оно должно исходить от духа доброго. Чтобы этот добрый дух мог передать его, ему нужно иметь хорошее орудие. Чтобы он хотел передать его, надо, чтобы цель была согласна с его намерениями.
Дух, читающий наши мысли, судит, заслуживает ли сделанный ему вопрос серьёзного ответа и достоин ли тот, кто предлагает вопрос, получить его. В противном случае он не станет терять времени на то, чтоб сеять доброе семя на камне, и тогда-то легкомысленные и насмешники выступают на сцену, потому что, не заботясь вовсе об истине, они не смотрят так строго и бывают вообще маловзыскательны относительно цели и средств.
Мы изложим здесь вкратце главные роды медиумизма, чтобы сделать им общий обзор, означая номера, в которых говорилось о них выше с большей подробностью. Мы разделили различные видоизменения медиумов на группы, основываясь на сходстве причин и действий, хотя классификация эта и не безусловна. Некоторые из этих видоизменений встречаются часто, другие же, напротив, редки и даже исключительны, о чём мы и упоминаем.
Эти последние указания были доставлены нам духами, которые пересмотрели представляемую нами таблицу медиумов с особенным старанием и пополнили её многочисленными замечаниями и новыми категориями, так что она, можно сказать, есть произведение духов. Мы обозначаем кавычками их буквальные примечания. Большая часть из них дана Эрастом и Сократом.
§187. Медиумов можно разделить на две большие категории.
Медиумы для физических явлений - те, которые могут производить матерьяльные действия или явления, ощутительные для наших чувств (§160).
Медиумы для разумных явлений - те, которые в особенности способны получать и передавать сообщения разумные (§65 и след.).
Все другие видоизменения принадлежат более или менее к одной из этих категорий, а некоторые и к обеим. Если разобрать различные феномены, производимые влиянием медиумизма, то можно заметить, что во всех них есть действие физическое и что с физическим действием соединяется большей частью проявление разумное. Иногда бывает трудно их разграничить, но это не имеет никаких последствий. Мы понимаем под именем медиумов для разумных явлений тех, которые могут передавать сообщения правильные и последовательные
(§133).
§188. Видоизменения, общие всем родам медиумизма.
Медиумы чувствующие. Это особы, способные чувствовать присутствие духов посредством впечатления общего или местного, неопределённого или матерьяльного. Большая часть из них отличает добрых духов от злых по свойству впечатления (§164).
"Медиумы нежные и очень чувствительные должны избегать сообщений с духами грубыми или производящими тягостное впечатление по причине усталости, сопровождающей эти впечатления."
Медиумы природные, или бессознательные, - те, которые производят самопроизвольные явления, без всякого участия их воли и большей частью без своего ведома (§161).
Медиумы произвольные - те, которые могут производить явления действием своей воли (§160).
"Какова бы ни была эта воля, они ничего не могут сделать, если духи не желают этого, что и доказывает вам вмешательство посторонней силы."
§189. Видоизменения, относящиеся собственно к физическим явлениям.
Медиумы для стуков. Это те, под влиянием которых производятся шум и звук ударов. Видоизменение весьма обыкновенное, как произвольное, так и бессознательное.
Медиумы для движения тел. Это те, которые производят движение предметов. Весьма обыкновенны (§61).
Медиумы для переноса и левитации предметов. Это те, которые производят перенесение и поднятие на воздух твёрдых тел безо всякой точки опоры. Некоторые из них могут подыматься сами. Более или менее редки, смотря по развитию феномена. Весьма редки в последнем случае
(§75 и след.; §80).
Медиумы для музыкальных явлений. Под их влиянием некоторые инструменты играют без всякого прикосновения. Весьма редки (§74; вопр. 24).
Медиумы для матерьялизаций. Это те, которые могут производить явления духов, эфирные или осязаемые, не видимые для присутствующих. Способность весьма исключительная (§96).1
Медиумы ночные. Те, которые производят некоторые физические явления только в темноте.
Вот ответ духа на вопрос, можно ли смотреть на этот медиумизм как на особенное видоизменение.
"Можно, без сомнения. Но этот феномен зависит больше от окружающих обстоятельств, чем от свойств медиума или духов. Я должен прибавить, что некоторые из них могут избежать влияния среды и что большая часть ночных медиумов могла бы посредством упражнения достигнуть того, чтобы производить явления при свете точно так же, как и в темноте. Это видоизменение медиумов немногочисленно; и нужно сказать, что с помощью темноты, скрывающей подлоги, шарлатаны очень часто употребляли во зло доверие, выдавая себя за медиума, для того чтобы собирать деньги. Но что делать! Фокусники, как салонные, так и выступающие в публичных местах, будут жестоко изобличены, и духи докажут им, что нехорошо вмешиваться в их дела. Да, я повторяю снова, некоторые шарлатаны получат строгий урок, который отвратит их от ремесла мнимых медиумов. Впрочем это продолжится недолго.
Эраст"
Медиумы-пневматографы - те, которые получают непосредственное писание. Феномен весьма редкий и которому легко могут подражать фокусники (§177).
Примечание. Духи потребовали, чтобы мы поместили непосредственное писание в числе физических явлений на следующем основании: "Разумные явления - те, для произведения которых дух пользуется мозговым аппаратом медиума, чего не бывает при непосредственном писании. Здесь действие медиума чисто матерьяльное, между тем как у пишущего медиума, даже совершенно механического, мозг всегда играет деятельную роль."
Медиумы-целители - те, которые могут излечивать или облегчать болезни посредством возложения рук или молитвы.
"Эта способность не есть собственно медиумическая. Она принадлежит всем истинно верующим, будут ли они медиумы или нет. Часто она бывает следствием магнетической силы, подкреплённой, в случае надобности, содействием добрых духов." (§177).
Медиумы возбуждающие. Это особы, которые посредством своего влияния могут развивать у других способность писать.
"Это скорее действие магнетическое, чем собственно медиумическое, потому что здесь ничто не доказывает вмешательства духов. Во всяком случае, этот феномен принадлежит к разряду физических явлений." (См. главу "Образование медиумов").
§190. Медиумы, способные производить разумные явления.
Различные способности.
Медиумы слышащие - те, которые слышат духов. Довольно обыкновенны. "Есть много таких, которые воображают. что слышат то, чего вовсе нет."
Медиумы говорящие - те, которые говорят под влиянием духов. Довольно обыкновенны. (§166).
Медиумы видящие - те, которые видят духов в бодрствующем состоянии. Явления духов случайные, непредвиденные, повторяются довольно часто. Но видеть духов вообще и произвольно - это способность исключительная. (§167).
"Этой способности мешает наличествующее состояние органов. Поэтому не всегда нужно верить на слово особам, говорящим, что оне видят духов."
Медиумы вдохновенные - те, которым мысли внушаются духами, большей частью без их ведома, будут ли оне относиться к обыкновенным поступкам жизни или к великим произведениям ума. (§182).
Медиумы предчувствующие. Это особы, которые, при некоторых обстоятельствах, имеют смутное сознание будущего, касающегося обыкновенной жизни. (§184).
Медиумы-прорицатели - видоизменение медиумов вдохновенных или предчувствующих. Они получают с позволения Божьего и с большей точностью, чем медиумы предчувствующие, откровения будущего, относящиеся к общему интересу, которые они обязаны сообщить людям для их назидания.
Если есть истинные пророки, то есть ещё больше пророков мнимых, принимающих бред своего воображения за откровения, если только это не плуты, выдающие себя за пророков из честолюбия. (См. "Книгу Духов", N 624, Характер истинных пророков).
Медиумы-сомнамбулы - те, которые в состоянии сомнамбулизма бывают вспомоществуемы духами. (§172).
Медиумы-экстатики, те, которые в состоянии экстаза получают откровения духов.
"Многие экстатики бывают обмануты собственным воображением и низшими духами, пользующимися их экзальтацией. Экстатики, заслуживающие полного доверия, весьма редки."
Медиумы-живописцы и рисующие - те, которые пишут масляными красками или рисуют под влиянием духов. Мы говорим о таких, которые получают серьёзные вещи, потому что нельзя дать этого названия тем медиумам, которые под влиянием духов-насмешников рисуют вещи грубые, недостойные последнего ученика.
Лёгкие духи любят подражать. В то время, когда появились замечательные рисунки Юпитера,2 возникло множество мнимых медиумов рисующих, которых духи-насмешники заставляли делать вещи самые нелепые. Один из них, между прочим, желая затмить рисунки Юпитера если не качеством, то хоть размером, заставил медиума нарисовать памятник, занимающий такое число листов бумаги, что высота его должна была равняться высоте двухэтажного дома. Другие заставляли рисовать портреты, имевшие вид совершенных карикатур ("Revue Spirite", август
1858г.).
Медиумы-музыканты - те, которые исполняют, сочиняют или пишут музыкальные пьесы под влиянием духов. Есть музыкальные медиумы механические, полумеханические, сознательные и вдохновенные, как и медиумы пишущие. (См. медиумы для музыкальных явлений).
Видоизменения медиумов пишущих
§191. 1) Способы действий.
Медиумы пишущие, или психографы, - те, которые имеют способы писать сами под влиянием духов.
Медиумы пишущие механические - те, рука которых получает невольное движение и которые не сознают вовсе того, что пишут. Весьма редки (§179).
Медиумы полумеханические - те, рука которых движется невольно. Но они сознают слова и фразы по мере того, как пишут. Самые обыкновенные (§181).
Медиумы сознательные, т.е., с которыми духи сообщаются посредством мысли, причём рука приводится в движение их собственной волей. Они отличаются от медиумов вдохновенных тем, что эти последние не имеют надобности писать, между тем как медиум сознательный пишет мысль, внушённую ему внезапно относительно определённого предмета. (§180). "Они очень обыкновенны, но зато весьма подвержены заблуждению, потому что часто не могут отличить того, что происходит от духов, от того, что составляет плод их собственных мыслей."
Медиумы-полиграфы - те, почерк которых изменяется сообразно характеру сообщающегося духа или которые способны воспроизводить тот почерк, каким дух писал во время своей телесной жизни. Первые весьма обыкновенны. Вторые же, получающие тождественный почерк, встречаются гораздо реже (§219).
Медиумы-полиглоты - те, которые имеют способность говорить или писать на языках, неизвестных им. Весьма редки.
Медиумы неграмотные - те, которые пишут как медиумы, не умея в нормальном состоянии ни читать, ни писать.
"Встречаются реже предыдущих. Здесь труднее преодолевать матерьяльное препятствие."
§192. 2) Степени развития способности.
Медиумы начинающие - те, способности которых не вполне развились и которые не имеют ещё необходимой опытности.
Медиумы недостаточные - те, которые получают ответы только незначительные, односложные, черты или буквы, без всякой последовательности. (См. главу "Образование медиумов").
Медиумы готовые, или сформированные, - те, способности которых вполне развились и которые получают сообщения легко, скоро, без затруднения. Понятно, что этого результата можно достигнуть только навыком. У медиумов начинающих сообщения получаются медленно и с трудом.
Медиумы лаконические - те, сообщения которых хотя получаются легко, но бывают кратки и без развития мыслей.
Медиумы точные. Сообщения, получаемые ими, отличаются полнотой и ясностью, каких можно ожидать от искусного писателя.
"Эта способность зависит от выделения токов и лёгкости, с какой они соединяются с токами духа; духи предпочитают этих медиумов, когда нужно говорить о предмете, требующем хорошего и пространного изложения."
Медиумы опытные. Лёгкость сообщения есть дело навыка, который приобретается часто в короткое время, между тем как опытность - это результат серьёзного изучения затруднений, встречающихся в практике Спиритизма. Опытность даёт медиуму возможность оценять свойства проявляющихся духов, судить об их хороших или дурных качествах, узнавать обманы низших духов, скрывающиеся под наружным видом истины.
"Легко понять всю важность этого качества, без которого все другие не могут быть действительно полезны. Часто зло состоит в том, что многие медиумы смешивают опытность, плод изучения, со способностью, следствием организации. Они пренебрегают советами и
делаются добычей духов-обманщиков и лицемеров, которые овладевают ими, льстя их гордости." (См. дальше главу об одержании).
Медиумы гибкие - те, которые способны получать различного рода сообщения и через которых все духи или почти все могут проявляться самопроизвольно или вследствие вызова.3
"Это видоизменение медиумов приближается к медиумам чувствующим."
Медиумы исключительные - те, через которых известный дух проявляется преимущественно и даже исключительно и отвечает за других духов, вызываемых через посредство такого медиума.
"Это всегда зависит от недостатка гибкости медиумизма; если это добрый дух, то он может привязаться к медиуму вследствие симпатии и с похвальной целью; если же злой, то он всегда имеет в виду подчинить себе медиума. Это скорее недостаток, чем достоинство, состояние, близкое к одержанию." (См. гл. об одержании).
Медиумы-вызыватели. Медиумы гибкие более других способны к этого рода сообщениям и к подробным вопросам, которые можно предлагать духам. В этом отношении есть медиумы совершенно специальные.
"Их ответы почти всегда бывают заключены в тесные рамки, что несовместимо с развитием общих предметов."
Медиумы для самопроизвольных сообщений. Они получают преимущественно самопроизвольные сообщения духов, являющихся без призыва. Когда эта способность специальна у медиума, тогда бывает трудно и иногда даже невозможно сделать через него вызов.
"Между тем они наделены лучшим орудием, чем медиумы предыдущего видоизменения. Помните, что под орудием разумеются здесь мозговые материалы, потому что для сообщений самопроизвольных требуется часто, и скажу даже всегда, больше ума, чем для вызываний. Здесь под именем самопроизвольных сообщений нужно понимать сообщения, заслуживающие действительно это название, а не пустые мысли или неполные фразы, которые можно встретить на каждом шагу."
§193. 3) Род и специальность сообщений.
Медиумы-стихотворцы. Они получают легче, чем другие медиумы, сообщения в стихах. Довольно обыкновенны в отношении дурных стихов и очень редки в отношении хороших.
Медиумы поэтические. Сообщения, получаемые ими, не рифмованы и имеют в себе что-то туманное, сентиментальное. В них нет ничего резкого. Медиумы эти более других годны для выражения нежных чувств и симпатий. Всё у них отвлечённо, и бесполезно требовать от них чего-нибудь точного.
Медиумы положительные. Их сообщения имеют характер определённости и точности, что даёт им возможность излагать подробности и сообщать точные сведения. Довольно редки.
Медиумы литературные. Они не имеют ни отвлечённости медиумов поэтических, ни точности медиумов положительных, но рассуждения их прекрасны, слог их правилен, изящен и часто они бывают замечательно красноречивы.
Медиумы неправильные. Они не могут получать вещей очень хороших, мыслей безукоризненно нравственных. Язык их многословен, неправилен, наполнен повторениями и терминами, употреблёнными некстати.
"Матерьяльная неправильность слога зависит большей частью от недостатка умственного образования медиума, который в этом отношении не может быть хорошим орудием для духа. Но дух мало обращает внимания на это. Для него мысль есть главное, и потому он предоставляет вам давать ей приличную форму. Относительно же мыслей ложных, непоследовательных - совсем другое. Оне всегда бывают указанием низкой степени развития проявляющегося духа."
Медиумы исторические, те, которые имеют специальную способность получать исторические сообщения. Эта способность, как и все другие, независима от познаний медиума, потому что есть люди без образования и даже дети, трактующие о предметах, которые превышают их сведения. Редкое видоизменение медиумов положительных.
Медиумы для учёных сообщений. Мы не говорим медиумы-учёные, потому что они могут быть весьма несведущи, но несмотря на это, они способны получать сообщения, относящиеся к наукам.
Медиумы для медицинских сообщений. Их специальность состоит в том, что они легче передают медицинские предписания духов. Не нужно смешивать их с медиумами-целителями, потому что они передают только мысли духа и сами по себе не имеют никакого влияния. Довольно обыкновенны.
Медиумы религиозные. Они получают сообщения преимущественно религиозного характера или касающиеся религиозных вопросов, независимо от их верований и их привычек.
Медиумы-философы и моралисты. Их сообщения имеют вообще предметом вопросы морали и высокой философии. Весьма обыкновенны относительно морали.
"Все эти оттенки суть видоизменения способностей хороших медиумов. Что же касается до тех, которые имеют специальную способность относительно известного рода сообщений учёных, исторических, медицинских и прочих, превышающих их настоящие понятия, то будьте уверены, что они обладали этими познаниями в другом существовании и что они остались у них в состоянии бездейственном; они составляют часть умственных материалов, необходимых для проявляющегося духа. Это элементы, облегчающие ему путь для сообщения его собственных мыслей, потому что эти особы для него орудия более разумные и более годные, чем другие.
Эраст"
Медиумы для сообщений пошлых и сквернословных. Эти слова обозначают род сообщений, получаемых некоторыми медиумами, и натуру духов, которые диктуют их. Кто изучил мир духов на всех ступенях его иерархической лестницы, тот знает, что есть между ними такие, которые нравственным состоянием равняются людям самым развратным и которые находят удовольствие высказывать мысли свои в выражениях самых грубых. Другие, стоящие менее низко, довольствуются пошлыми выражениями. Понятно, что эти медиумы должны желать избавиться от подобных духов и завидовать тем, в сообщениях которых не встречается ни одного грубого слова.
Нужно не иметь вовсе здравого смысла, чтобы думать, будто подобный язык может быть делом добрых духов.
194. 4) Физические качества медиумов.
Медиумы спокойные. Они пишут всегда несколько медленно и не испытывают ни малейшего волнения.
Медиумы быстрые - те, которые пишут с большей скоростью, чем они могут писать в нормальном состоянии. Духи сообщаются с ними с быстротой молнии. Они имеют, можно сказать, избыток тока, который позволяет им мгновенно сообщаться с духами. Это качество представляет иногда невыгоду: быстрота писания делает его весьма неразборчивым для всякого, кроме самого медиума.
"Оно даже весьма утомительно, потому что при этом растрачивается слишком много тока без всякой пользы."
Медиумы конвульсивные. Они находятся в состоянии почти лихорадочном. Их рука, а иногда всё тело приходят в судорожное волнение, которого они не в силах удержать. Первоначальная причина заключается, без сомнения, в организации их, но она зависит также от натуры духов, сообщающихся с ними. Духи добрые и благосклонные всегда производят спокойное и приятное впечатление. Злые же, напротив, производят впечатление тягостное.
"Эти медиумы должны редко пользоваться своей медиумической способностью; слишком частое упражнение её может повредить нервной системе." (См. в главе о тождестве и самоличности отличие добрых духов от злых).
§195. 5) Моральные качества медиумов. Мы упоминаем о них только вкратце для того, чтобы дополнить таблицу медиумов, потому что о них подробно будет говориться дальше, в особых главах: о нравственном влиянии медиумов, об одержании, о самоличности духов и в других, на которые мы советуем обратить внимание. Там увидят, что качество и недостатки медиумов могут иметь влияние на верность сообщений и каких именно медиумов можно считать медиумами несовершенными, а каких - медиумами хорошими.
§196. Медиумы несовершенные.
Медиумы одержимые - те, которые не могут, освободиться от духов докучливых и обманщиков, но не подчиняются обману.
Медиумы ослеплённые - те, которых обманывают низшие духи и которые не сознают недостатков в получаемых ими сообщениях.
Медиумы порабощённые - те, которые испытывают нравственное, а иногда и матерьяльное порабощение со стороны злых духов.
Медиумы легкомысленные - те, которые не смотрят с серьёзной точки зрения на свою способность и пользуются ею как забавою только для удовлетворения пустого любопытства.
Медиумы равнодушные - те, которые не извлекают никакой нравственной пользы из получаемых ими наставлений и не изменяют ни в чём своё поведение и свои привычки.
Медиумы самонадеянные - те, которые воображают, что они одни только сообщаются с Высшими Духами. Они верят в свою непогрешимость и считают недостойным внимания и ошибочным всё, что получается не через них.
Медиумы гордые - те, которые гордятся получаемыми сообщениями. Они думают, что им уже ничего не остаётся изучать в Спиритизме, и не принимают на свой счёт уроков, которые часто дают им духи. Они не довольствуются теми способностями, какие имеют. Они хотят иметь их все.
Медиумы обидчивые. Это видоизменение медиумов гордых. Они оскорбляются, когда сообщения их делаются предметом критики, недовольны малейшим противоречием, и если показывают получаемое ими, то с целью возбудить удивление, а не для того, чтобы спросить мнение других. Вообще они не любят тех, которые не восхищаются их сообщениями, и удаляются от собраний, в которых не могут господствовать.
"Пусть они удаляются себе и ищут слушателей более благосклонных или же остаются в уединении. Общество, лишённое их присутствия, не много на том теряет.
Эраст"
Медиумы корыстолюбивые - те, которые извлекают матерьяльную выгоду из своей способности.
Медиумы честолюбивые - те, которые, не имея в виду денежного интереса, надеются извлечь из своей способности какие-нибудь выгоды.
Медиумы недобросовестные - те, которые, имея действительные способности, стараются подражать тем способностям, которых не имеют, чтобы придать себе больше важности. Нельзя назвать медиумами особ, не имеющих никакой медиумической способности и производящих явления с помощью фокусов.
Медиумы-эгоисты - те, которые употребляют способность свою только для личной пользы и сохраняют лишь для себя полученные ими сообщения.
Медиумы завистливые - те, которые с завистью смотрят на других медиумов, ко