Гегель. Идеалистическое понимание истории.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Идеалистическое понимание истории не сводится только к философии Гегеля, просто в его философии эта позиция наиболее ярко выражена. Согласно идеалистической концепции основой исторического процесса, его движущими силами являются не материальные условия жизни человека, а его духовные начала или идеи. Идеализм – некая объективно существующая идея (Мировой Разум), выраженная во мнении, что основную роль в историческом процессе играют идеи основных исторических личностей, согласно которым они поступают и действуют. У Гегеля – эта идея объективно существует. Абсолютный идеализм Гегеля.
Гегель (тезисно): суть идеализма в целом
Гегель – представитель немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель); у истоков этого движения стоял Кант. Таким образом, Гегель – последний представитель классической немецкой философии.
Что связывает его с Кантом? Одной из основных проблем классической немецкой философии является преодоление кантовского дуализма (вещи самой по себе и вещи для нас). Вслед за Юмом Кант показывает, что предмет нашего познания формируется субъектом в процессе познавательной деятельности на основе неких априорных установок и форм. Поэтому есть две вещи – в том состоянии котором она существует пока её никто не видит, и вещь, которая дана нам в восприятии.
Согласно классической теории познания – познание есть некое зеркало. С одной стороны – есть порядок природы, а с другой порядок нашего сознания – и они должны совпадать. То есть «зеркало» уже существует, оно уже должно быть ДО познания.
По Канту: опыт невозможен без существования того зеркала.
По Аристотелю: истина – есть соответствие знания действительности. Но если действительность не дана нам трансцендентно, то, как мы можем говорить об истине? Немецкая классическая философия – попытка преодоления этого дуализма.
Абсолютный идеализм Гегеля
Проблема познания – это проблема совпадения наших знаний о действительности – самой действительности: S – O (Картезианский театр). У Юма – для того чтобы установить факт соответствия – надо сравнить наши представления с сами предметом. Но! Но кто производит операцию сравнения? Сам субъект. Поэтому мы никогда не выходим к «вещам в себе». По Канту, любой акт познания всегда субъективен. Познание предполагает познающего.
По Гегелю – в утверждении о действительности человек чаще всего опускает самого себя. Отсюда – любое высказывание об объективной действительности предполагает наличие познающего субъекта. В ситуации познания – субъект всегда существует, причём без наличия наблюдателя – всё окружающее исчезает. Поэтому первично – сознание. Фраза – познание есть отражение объективного мира в сознании человека – предполагает в первую очередь наличие сознания человека. Субъект всегда существует. Если поставить вопрос о первичности: без наличия наблюдателя все исчезнет. Исток всего существующего – некое сознание, или субстанция – субъект (небо голубое для субъекта). Двойственность объективного и субъективного возникает в сознании.
Эта субстанция – субъект – это дух, или Мировой Разум, который и есть всё существующее. В «Феноменологии Духа» Мировой Разум – не Бог, а универсальный порядок мироздания, проявляющий себя во всём нас окружающем, с которым мы всегда сталкиваемся (рост растений, развитие общества...). Везде есть определённый порядок, определённая логика развития. Гегелевская модель – это рационализация христианской идеи, доведённой до максимальной научности. Бог христианства у Гегеля превращается в Мировой разум – являющийся причиной всего сущего.
Понятие диалектики (развития): если Мировой Разум охватывает все, то в чем заключается замысел его существования? По аналогии с человеческим сознанием Его основная цель – познание. Но он же и есть ВСЁ. Поэтому Мировой Разум познает самого себя, это его цель. Для этого необходимо действовать. Форма действия Мирового Разума – это его развитие (диалектика), которое проходит три основных состояния:
1. Разум как идея, как чистый дух. Первое действие Мирового Разума – переход в противоположное самому себе состояние – в материю.
2. Природа есть инобытие Разума – это «уснувший дух». Поэтому материальное бытие не обладает собственным развитием. У природы нет истории.
3. Вступает в силу закон борьбы противоположностей. В конечном итоге процесс заканчивается Абсолютной идеей. Абсолютная идея – состояние, в котором процесс самопознания Мирового Разума завершается, все становится ясным, устанавливаются все конечные истины. Тогда всё заканчивается.
Диалектика (др.–греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя.
Философия истории Гегеля
История человечества в этой схеме – это переход от природного состояния к состоянию Абсолютной Идеи. В человеческой истории осуществляется замысел Мирового Разума.
История и история мысли являются единым процессом развёртывания Абсолютной Идеи. Исторические формации имеют как сходства, так и различия и представляют собой различные ступени развития идеи. Процесс движения истории един и диалектичен. Диалектика определяет все исторические изменения. Наилучшим способом можно понять историю, если рассматривать развитие государств в диалектическом свете. Отдельно взятое государство можно назвать тезисом. По мере развития государство само порождает свою противоположность или антитезис. Тезис и антитез вступают в конфликт, и в конечном итоге, в результате борьбы появляется новая цивилизация, находящаяся на более высоком уровне, чем оба образования, ей предшествующие. В синтезе заключено самое ценное, что было в них. Смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.
Критерии исторического прогресса – в развитии Разума и Свободы. Гегель выделяет три этапа человеческой эволюции:
1. Мир Древнего Востока – мир, который не знал Свободы вообще.
2. Античный мир – греки и римляне достигли осознания Свободы. Впервые появляется понятие свободы. Но она была уделом избранных.
3. Новое время (Германский мир), в котором живет Гегель. Этот мир усвоил христианскую идею и дошел до осознания свободы каждого. Это одна из основ западноевропейской цивилизации.
Подлинная Свобода заключается не в своеволии (произволе), не в игнорировании законов (когда мы игнорируем законы, то становимся максимально несвободными). Гегель повторяет мысль Спинозы: «Свобода – это осознанная необходимость». Это результат познания, который позволяет человеку сообразовывать свои действия с внешним порядком. Более того – свобода возникает исключительно благодаря наличию необходимости. Свобода возникает только на фоне принуждения. Пока нет принуждения – нет свободы. Свобода в обществе возможна только на основе преодоления произвола отдельных людей.
Государство выше человека. Человек лишь средство для государства. Так же и в истории – человек не цель исторического развития, а всего лишь её средство, инструмент. Мировой Разум не имеет в виду человека. Он расточителен и беспощаден по отношению к человеку, его силам и жизни. Человек – временное явление. У истории нет цели сделать человеческое существование счастливым – ибо он (человек) – лишь временное явление.
(* Согласно Гегелю, Гегель – первый человек, который увидел всё в целом; первая искра, которая всё осветила.)
Понятие исторической личности и исторического народа.
Как происходит исторический процесс?
Смысл истории для людей, участвующих в ней, скрыт (открылся только Гегелю). Людям история кажется последовательностью случайных и зачастую бессмысленных событий. Основной носитель исторического процесса – человек. Но человек в своей жизни ставит перед собой локальные цели, которые никаким образом не соотносятся с идеей Мирового Разума, увлечены своими целями.
Как тогда возможен исторический прогресс?
Мировой Разум реализует себя в духе народа. Дух бывает разный и поэтому все народы делятся на исторические и неисторические присутствующие в истории лишь как статисты. Исторические: китайцы, индусы, шумеры, египтяне, греки, римляне, немцы.
И общий вектор истории прокладывают исторические личности. Существует два типа исторических личностей:
1. Воспроизводящие – те, кто своей деятельностью создаёт необходимые для истории условия. Их большинство, это народ. Поэтому деятельность народа продуктивна, но не осознанна. Он (народ) бессознательный, слепой исполнитель Мирового Разума. Народ ведут всемирно-исторические личности. Элита определяет развитие культуры.
2. Всемирно-исторические личности – тоже неосознанно превращают историческую необходимость в свою личную цель. Ставят перед собой задачи, которые соответствуют целям Мирового Разума, сами не подозревая этого. Народы слепо идут за ними. Но со временем выясняется, что их цели – это миражи. Например, крестовые походы не увенчались успехом, но определили исторический процесс.
Человек умнеет в процессе исторического развития, в погоне за этими миражами. Но на этом пути человек всё ближе становиться к Мировому Разуму. Историческая личность велика тем, что её собственные интересы совпадают с целью истории, целью Мирового Разума. Эти личности редко попадают в ряды гуманистов, но моральные оценки по отношению к великим историческим личностям не применимы. Эта ошибка выводить ход исторических событий из характера исторического деятеля. Исторический процесс определяется не психологией, а степенью совпадения их целей с целями исторического процесса.
Гегель критикует историков за подход к анализу с точки зрения морали. Это закрывает путь к пониманию подлинного смысла деятельности исторических личностей. Не стоит заниматься морализацией и психологизацией истории. И место на историческом подиуме – не подарок судьбы, а скорее тяжёлое испытание для этого человека. Но оказавшись на этом месте – человек уже не в состоянии отказаться от своего жребия, и что–либо изменить в отношении себя самого. (Наполеон, из дневников – всю свою жизнь я жертвовал всем, мною всегда управляли обстоятельства, движет мною…).