Развитие рационального мышления в Средние века
(Формирование предпосылок научного мышления в Средние века)
Основные предпосылки:
1. Возникновение и развитие христианской философии:
- распространение христианских идей среди образованных представителей Римской империи;
- необходимость использования рациональных доказательств для опровержения языческих мировоззрений и для переубеждения язычников.
Два этапа развития философии:
- патристика (~ с VI по XI вв.)
- схоластика (позднее средневековье XI-XVвв.)
Патристика – учение отцов церкви; попытка рационального анализа и изложения Священного Писания. Девиз патристики – вера превыше разума (Августин). Чтобы знать мир, необходимо, прежде всего, верить.
Патристика – философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
- Мужи апостольские, примыкающие непосредственно к апостолам.
- Апологетические (защищающие) отцы II века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем Афинагор, вторая половина II века). Ко II веку относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая половина II века). Завершает этот период Тертуллиан.
- III век и начало IV века характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой — в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греческой философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия).
- В IV век и начало V века христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Три Великих каппадокийца занимались систематизацией теологии в противовес арианизму.
- С конца IV века, т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 году императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского, «латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианизм).
Схоластика – (знаковая фигура – Фома Аквинский) – разум и вера – два пути к одной цели, два доспеха христианского воина; разящее копьё (разум) и надёжный щит (вера) – Эразм Роттердамский.
К этой идее вернется М. Лютер – каждый сам себе священник. Верующий сам должен читать библию.
Схола́стика (греч. σχολαστικός «учёный», scholia «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
2. Возникновение культурных отношений между миром западным и восточным. Многие произведения латинского искусства были безвозвратно утрачены в первые века христианства. Восток в те времена, кроме Византии, преимущественно арабский; арабы – просветители латинского Запада – «ветер с востока». Тексты Платона и Аристотеля возвращены на арабском + комментарии.
А. Койрэ «Очерки истории философской мысли»: Сам латинский Запад уже не мог понять «тех вещей» текстов Платона и Аристотеля. Только Плиния, Сенеку и Цицерона.
3. Существование христианского догмата о боговоплощении: в античности – чёткое разделение, чёткие правила, подчинение математическим законам, соответственно близко к идеалу, над и подлунного мира. В христианстве бог являлся человеку в реальном мире + бог творец всего, он сотворил единый мир по единым законам, следовательно, математика становится теоретически применимой к описанию процессов в реальном мире. 1-я научная позиция.
А. Кожев – ряд статей «Идея боговоплощения – главный источник науки нового времени».
4. Создание университетов.
Начинается отсчёт II этапа развития христианства в Европе – схоластики – «школьной философии».
XI в. – Болония и Солерно.
1160г. – Первый университет. Париж.
1167г. – Оксфорд.
1209г. – Кембридж.
1385г. – Гейдельберг.
1724г. – Санкт-Петербург.
Средневековый университет – 4 факультета.
Философский (артистический) 7-8лет – это начальное базовое образование, степень бакалавра, магистра, а далее на выбор:
Юридический (8-9 лет)
Медицинский (8-9 лет)
Богословный (12-15 лет)
Выпускников от 10 до 15 %.
Лекции и практические занятия в форме диспутов (но это не споры). Проводились в период длительных постов (т.к. голова светлая). Главное – не хорошо рассуждать, а хорошо понимать и знать авторитетные тексты.
Значение университетов для Европы:
- развитие образования
- формирование общеинтеллектуальной среды и атмосферы
- формирование основ научных традиций (стиль, нормы мышления)
5. Процедура исповеди – способствовала развитию навыков самоанализа => самосознания, способ расшифрования себя. Исповеди касались и трудовой деятельности и семейных отношений и т.д. Не только религии. Уайтхед. «Избранные работы по философии» (в ней статья – «Истоки современной науки»).