Основные причины и этапы формирования рационального мышления в европейской культуре

Специалисты делят мифы античности на 2 (два) направления в поисках ответа о месте человека в мире:

- Природный путь.

- Духовный путь.

1) Акцент на природное существование человека. Весь смысл существования человека в подчинении основным силам природы. Одна из основных сил – сила любви и воспроизведения себе подобных. Много культов, ритуалов (элевсинские мистерии, вакхическая культура). В этом его бессмертие, преодоление смерти путём перехода в себе подобных. Упование на вечное возрождение жизни, которая циклична.

2) Другая группа мифов (связанные с культом Орфея и Аполлона) – основной акцент на неприродность человека, наличие души, духа в человеке. Человеческая душа первична по отношению к его телу – лишь элемент бескрайнего океана мировой души (в т.ч. пифагорейцы). Главное в человеке – духовное начало. Любое природное явление конечно, но человек может рассчитывать на бессмертие на пути духовного совершенства.

Из природного пути в мифологии возникли первые материалисты (Демокрит); из духовного направления – вышли идеалисты (Сократ, Платон, Пифагор). У всех мыслителей античности рациональное тесно переплетено с мифологическим.

Дух. путь развитие религии

Пифагор

Сократ

Парменид
Платон

развитие европейского естествознания

мифология Природный путь

Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Ставят вопрос о началах мира – и это начало называется «архэ» – нечто однородное. Изначально Фалес считал основой всего воду, Анаксимен – воздух. Фалес: «первоначало должно быть чем-то однородным, подобно воде». Это метафора. Но это не вода в прямом смысле.

Возникла логическая проблема – если из архэ происходит всё многообразие вещей мира и в то же время «архэ» вечно и, следовательно, неизменно, то тогда каким же образом из него происходят изменчивые вещи? Тогда Демокрит высказал мысль: роль архэ играют атомы, мельчайшие неделимые частицы разных качеств и форм. Связываясь, они образуют сложные структуры. Душа тоже из атомов, только более лёгких, и боги из атомов.

(Лукреций Кар «О природе вещей»)

3) Своего рода третье направление – Парменид. Оригинальный подход. От него дошло: «О природе», введение к поэме + фрагменты.

- бытие есть, небытия нет

- одно и то же мыслить и быть

- одно и тоже мысль и то о чём она мыслит

- бытие всегда есть, о нём нельзя сказать было или будет

- бытие неподвижно

Острая реакция на это Аристотеля (в «Метафизике») – в теории эти рассуждения верны, но полагать так о реальных вещах – похоже на сумасшествие). Бытие – не рождённое и не гибнущее всегда есть, подобно глыбе шара, нельзя сказать, что оно есть и будет. (Платон о Пармениде: «Я боюсь, что мы не поймём его слов… тогда мы не решим вопрос о природе рационального мышления»).

Бытие для Парменида – не природа, но и не боги, не мировая гармония. Это некая идеальная основа всего существующего, но не связанная с божественным началом. Всё бренно, но бытие – то, что есть всегда, оно не умрёт. Оно не может быть «было» или «будет». Есть «нечто» на чем мир прочно стоит, но оно нематериально" («Мир идей» Платон).

Философская мысль и наука с тех пор начала развиваться по трём направлениям. С тех пор ничего нового не придумали.

Аристотель (последний аккорд в становлении рациональности)

Понятие науки у Аристотеля.

Ученик Платона. Близки по мировоззрению и исходным установкам мышления. Но это весьма разные мыслители. Первый энциклопедист в истории науки, и первый называтель. Один из разработчиков философских терминов того времени. Если у Платона практически отсутствуют четко обозначенные понятия (идея, просто по своей сущности – не вполне поддаётся оформлению), то у Аристотеля – строгость формулировки, и четко оговоренная терминология. Если Платон литературен, мифологичен (более привязан к мифологической Традиции), то Аристотель суховат, педантичен и научен в современном смысле. Аристотель – новый шаг в развитии античного мировоззрения.

Аристотель различает три сферы человеческого познания (в «Метафизике»):

1. Опыт – как знание единичного, знание факта.

2. Искусство – форма познания, в котором мы получаем общее знание. Близко к концептуальной концепции «имеющий опыт знает «что», но не знает «почему». Владеющий же искусством, знает «почему» (причину).

3. Наука – высшая форма познания, синтез (впервые появившийся термин) опыта и искусства – единичного и общего.

Особое внимание Аристотель уделял поиску причин вещей. Ибо основная задача науки – объяснение окружающего мира, вещей и явлений, сущность которых – в указании причин явлений. Объяснить явление – это значит указать его причину.

Аристотель выделяет 4 вида причин:

1) Материальные (кирпич)

2) Формальные (проект дома)

3) Действующие (строители)

4) Целевые (для чего строится дом)

Не только вводит понятии науки, но и даёт первую в истории классификацию наук:

I уровень – теоретические науки – первая философия (метафизика).

II уровень – практические науки (научные знания, которые имеют практическое применение – этика (о человеческих отношениях), политика, медицина, математика…). «Политика» Аристотеля – некие практические наставления для тех, кто будет владеть захваченными на войне территориями и наводить там порядок. Рецепт не для греков.

III – продуктивные науки (знания, которые находят воплощение в ремёслах). Изготовление полезных вещей и предметов.

IV – логика (знание универсальных правил мышления, изложил их в трактате «Органон» – руководство к действию для правильного мышления, сформировал 3 фундаментальных закона логики).

Тексты Платона и Аристотеля написаны на высоком интеллектуальном уровне.

Аристотель – самый яркий представитель античного рационализма.

В римское время – только интерпретации и пересказы греческих авторов.

Наши рекомендации