Французкий материализм 18 века

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию

1789 - 1794 гг.

Некоторые отличительные черты

Французского Просвещения:

четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической и атеистической;

неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания;

гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства;

социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».

Три основных направления

1 деистическое

2. атеистическо-материалистическое

3. утопическо-социалистическое (коммунистическое)

Деизм– направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека, т.е.,

не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое)направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIIIв., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

24 Характерные черты европейского Просвещения. Проблемычеловека и философии Просвещения ( вольтер, руссо) Вольтер Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

выступал против религии, особенно католицизма (а в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»);

вел переписку с рядом «просвещенных» монархов и давал практические рекомендации по обустройству государства .

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Он:

видел в Боге мировую волю и мировой разум;

считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

был убежден, что человек не в силах до конца познать мир ;

был сторонником эмпирического (опытного) познания;

Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. По мнению Руссо, возникновение неравенства - это одновременно и прогресс и регресс в жизни общества. Источником неравенства является частная собственность. «От скольких бы преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «…плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!»

Политическим идеалом для Руссо является прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Общественный договор должен дать всем равные права и обязанности. Основным принципом заключения общественного договора между людьми должен быть принцип «разумного эгоизма» - человек должен ограничивать себя, ущемлять свое собственное «я»

во благо общества.

Руссо один из первых в истории философии обращает внимание на ведущую роль общества и социальной среды в формировании человеческой личности – все дети от рождения одинаково чисты и хороши.

25.Теория познания И. Канта.и этика Канта

Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант- немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

докритический (до начала 70-х гг. XVIIIв.);

Наши рекомендации