Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции

Ф. Бэкона:

отвергал теологическую схоластическую философию;

целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;

считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства;

первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор

Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений;

метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;

естественные знаки – «сигналы» природы;

произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

знаки в роли «меток» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим;

знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Обосновал теорию общества и государства, суть которой заключается в следующем:

человек обладает изначально злой природой; движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты, которые приводят к осознанию каждым человеком права на все;

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

в целях совместного выживания люди заключили общественный совместный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище Левиафан, которое «пожирает и сметает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности существа, порядка и справедливости в нем.

22.учение о бытие
Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма.ПредметомфилософскихисследованийСпинозыбыли:

проблемасубстанции;

теорияпознания;

этика, вопроссоотношениясвободыинеобходимости.

ВажнаяфилософскаязаслугаСпинозы–подробнаяразработкатеориисубстанции, вкоторойрассматривалась сутьбытия.

Выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир.

Учение о единой субстанции

В противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо двух субстанций он говорит об одной, главными свойствами которой является протяженность (атрибут материи) и мышление (свойство сознания).

Для Спинозы Природа и Бог это одно и то же (пантеизм). Природа - Бог способна «дышать» и «мыслить» (гилозоизм). Она является причиной самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо или от чего-либо, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима, неподвижна. Отдельные проявления субстанции Природа-Бог называются модусами

(вещи как таковые).несуществуетБога, находящегосяитворящеговнеПрироды, возвышающегосянадприродой;

БогвнутриПрироды; толькоединаяПрирода-Богобладаетспособностьютворить, является«миромтворящим»исоздает»мирсотворенный»- единичныевещи;

единичныевещисуществуютнесамипосебе, ониявляютсявсеголишьпроявлениями–«модусами»единойсубстанции- Природы-Бога;

внешнейпричинойсуществованиямодусовявляетсяединаясубстанция(Природа-Бог), они(модусы) всецелозависятотнее, азначит, подверженыизменениям, движутсявовремениипространстве, имеютначалоиконецсвоегосуществования.

Самажесубстанция(Природа-Бог)

обладаетследующимикачествами:

реальносуществует;

самостоятельнаинезависимаоткого-либо;

имеетвнутреннюю(аневнешнюю, какмодусы) причинусамойсебя;

обладаетмножествомсвойств(атрибутов), основныеизкоторых– мышлениеипротяжение(вданномслучаемышлениеипротяжение– свойствавсейсубстанции, анеотдельныхмодусов, какуДекарта);бесконечнавпространствеивремени;вечна(несотворимаинеуничтожимая),

Спиноза выделяет три ступени познания:

«познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин– высший вид познания;

познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций) – второй уровень, менее истинный;

чувственное отражение окружающего мира; полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

обосновал ведущую роль разума в познании;

выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

стал автором теории дуализма, чем попыталсяпримирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно сомневаться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. его философское кредо

«Я мыслю, следовательно, я существую» Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

1)материальные (вещи);

2)духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

3)протяжение - для материальных;

4)мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением

(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.

Наши рекомендации