Анализ общей структуры науки и метода, связь научной теории и практики .
Наука как таковая в нынешнем значении этого слова появилась в XVI веке, в эпоху протестантизма, ренессанса, рождения гуманизма. До этого человечество, разумеется, так же накапливало знания об окружающем мире, и совершались открытия, но как системная и целенаправленная деятельность, со своими правилами и методами наука сложилась лишь около 450 лет назад. За это время она претерпела значительные изменения, изменились взгляды и подходы, методы, происходили научные революции, но в тоже время были и достаточно стабильные этапы развития. «Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.[1] Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества».
Научный метод представляет собой совокупность способов получения знаний, исследования феноменов, систематизация, корректировку новых и полученных ранее знаний. При этом умозаключение делаются с помощью логических правил на основе эмпирических данных об объекте. Эмпирические данные получаются с помощью наблюдений и экспериментов. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.
Научная теория представляет собой систему обобщенного знания, которая объясняет совокупность тех или иных явлений происходящих в различных сферах жизни. Научная теория неразрывно связана с практикой, от которой исходит постановка перед теорией вопросы и требует ответа на них. Научная теория как форма организации знаний способствует не только систематизации фактов наблюдений и экспериментов, но и позволяет извлекать информацию о будущих явлениях, или явлениях выходящих за рамки опыта. Поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:
Общих законов и сферы их применения, где она объясняет явления, которые происходят;
Сферы предсказания неизвестных явлений;
Логико-математического аппарата вывода следствия из законов;
Определение концептуальной схемы, без которого невозможно познание объектов этой теории.
Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни.[2]
Одной из причин появления науки было появление протестантизма, мировоззрения совершенно нового типа. Протестантизм провозгласил право каждого трактовать библию как ему угодно, то есть провозглашалась автономия воли, свобода мысли, слова и т.д. Тем самым сформировался фундамент индивидуализма. Протестантизм боролся с католической церковью, её иерархичностью и централизмом, как противоречащей подлинному христианству. Протестантское мировоззрение и все произошедшие от него, в своем ядре имеют главный принцип - это автономность, сепаратизм и все вытекающие из этого последствия. Сначала идет раскол внутри церкви, потом раскол на отдельные нации, отделение церкви от государства. В конце концов, настал черед раскола и для мировоззрения. Как известно мировоззрение - это в первую очередь неотъемлемая часть сознания человека, его фундамент. Его значение для человека как носителя заключается в представлении картины мира, знания о мире, ориентировании в нем, в целях повышения его жизнеспособности. Существуют множество мировоззрений отличающихся друг от друга, но, так или иначе, в структуре можно выделить следующие три части, отвечающие на соответствующие вопросы:
Что представляет собой окружающий мир? Какова его структура и происхождение? Каково будущее мира? Представление о бытии и мироздании (Где мы?)
Что представляет собой человек, его место в этом мире, происхождение людей? Кто относится к людям? Признаки разграничения людей от нелюдей, разделение свой/чужой. Структурная принадлежность человека к социальной группе (семья, род, племя, нация, сословие и т.д.). (Кто мы?)
Постановка целей человека и идентифицируемой им социальной группы людей и определение задач для каждого человека и группы в целом. (Куда мы?)
Все эти части мировоззрения взаимосвязаны, одно вытекает из другого, но все же имеется возможность выделить общую закономерность взаимодействия. В первую очередь формируется представление об окружающем жизненном пространстве, систематизируется эмпирические факты, полученные непосредственно чувственным восприятием. Основываясь уже на знаниях о мире, человек определяет место, которое он занимает в данном жизненном пространстве (в мироздании). Существует ли он сам по себе или находится, в какой либо структуре, кто ещё относится к этой структуре? В зависимости от ответа на этот вопрос уже определяется, кого следует считать своим кого чужим. Из анализа окружающего пространства и определения места в нем уже становится возможным для носителя мировоззрения определить план дальнейшей жизнедеятельности, какова должна быть стратегия его поведения для наилучшего существования, каковы смысл и цель жизни?[3]
Появление науки как раз и обусловлено сепаратистским подходом протестантских мировоззрений, а именно отделением первой части мировоззрения (описание мира) от двух других. Но так как мировоззрение - это фундаментальная часть сознания, то разрыв мировоззрения это первую очередь разрыв сознания. Таким образом, наука в чистом виде неполноценно выполняет и не может выполнять мировоззренческую функцию. Подобную суть науки ярко выражает учение позитивизма. Позитивизм это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм отвергает апеллирование к какой-либо целесообразности. «Зачем узнавать какое значение для человека имеет, например, ураган, хорошо это или плохо? Вот есть предмет, надо его исследовать выявлять все существенные признаки, и описывать». С одной стороны такой подход верен, он позволяет избежать субъективных оценок при описании явлений, с другой стороны встает вопрос, какой вообще смысл исследовать что-либо, если это не прикладывать к человеческой деятельности. С позитивизмом в определенной степени перекликается сциентизм. Сциентизм - общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. Такой подход как мы уже поясняли, является в корне неверным, и даже утопичным. Тем самым становится, очевидно, позитивизм и сциентизм - это неполноценные мировоззрения, а сама наука в чистом виде, без прочих мировоззренческих составляющих бессмысленна. В противном случае всегда встает вопрос о проблеме целесообразности науки и отсутствия стратегии приоритетных исследований.