Автор: А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.
Реквизит: Свечка, вокруг три предмета: игрушка, зеркало, часы. Игрушка всегда ассоциируется с детством, поэтому, взяв ее в руки, легче рассказать о себе маленьком; зеркало – сегодня; часы всегда идут вперед – это завтра.
Ход огонька:огонек проходит в три круга, из которых самый сложный – второй («Сегодня»). Сразу оговаривается, что каждый, кого что-то задело или заинтересовало в словах другого, не перебивая, может задать свои вопросы, и даже поощрять это. И если на огоньке действительно будут такие ситуации, то он получится интересным, и можно считать, что огонек удался.
Первый круг «Вчера» – игрушка идет по кругу, и тот, к кому в руки она попадает, рассказывает о том, каким он был маленьким: круг общения, любимые занятия, кем хотел быть, о чем мечтал.
Второй круг «Сегодня» – зеркало идет по кругу.
Задания:
• Посмотреть на свое отражение как бы со стороны и сказать: если бы ты встретил такого человека в толпе, на улице, какое бы впечатление он на тебя произвел, что бы ты о нем подумал?
• Как ты изменился по сравнению с «вчера», чего добиваешься, о чем мечтаешь теперь?
Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, и так это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.
Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, о семье и т. д.).
Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.
МОЙ МИР
А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: развитие в ребенке умения оценивать, анализировать окружающее, выработка собственного мнения на происходящее вокруг, определение степени тревожности детей.
Ход огонька:вначале проводится беседа, в ходе которой ставятся вопросы, касающиеся окружающего мира; проблемы, с которыми в нем сталкивается ребенок; места и позиции, который занимает ребенок в окружающем мире.
Примерные варианты вопросов: назвать несколько положительных и отрицательных сторон окружающего мира; комфортно ли вы чувствуете себя в нем; что беспокоит, какие проблемы мешают воспринимать окружающее позитивно; чего больше – хорошего или плохого; что делает этот мир таким интересным и ярким; цветовая ассоциация на окружающее и т.д.
И вопросы, и форма их постановки варьируются в зависимости от возраста, контингента и настроя детей. Можно проводить в форме медитации. Например: «Закройте глаза, расслабьтесь. Сосредоточьтесь на звуках вокруг вас, все больше и больше расширяйте круг прослушивания, включайте в него все более широкие горизонты. Почувствуйте дыхание окружающего мира, его движение, изменчивость. Потянитесь к нему. Что-то вызывает раздражение? Ничего, начинайте изменять то, что вам не нравится. Постепенно создавайте свой собственный мир. (2-3 минуты).
А теперь представьте, что вы просыпаетесь в своей комнате с предчувствием чего-то необычного. Вы медленно встаете, откидываете одеяло, босиком подбегаете к окну и видите в нем мир, свой мир, мир, в котором вам хотелось бы жить. Этот мир прекрасен и удивителен именно для вас. Это тот мир, о котором вы мечтали. В своем окне вы видите именно свой мир. Откройте глаза и возьмите краски, фломастеры или карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, то окно и тот мир в нем, которые вы только что увидели».
Рисуется много окошек, разных и интересных. В это время ведущий делает большую заготовку окна (пустого), и в него по мере готовности вклеивает те маленькие миры, которые создали дети. Называется это панно «В своем окне я вижу мир…».
ПОБЕДИ СВОЕГО ДРАКОНА