Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий
ФАКТ в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение. В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходиьт изменение всего фактуального базиса науки. Эмпирическое познание базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельностью. Эмпирическое обобщение — замеченная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Эмпирическое знание имеет сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:
а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Как показала история науки, говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдений в науке не приходится: это очевидное положение;
б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;
в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);
г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов. Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона. Понятно теоретической схемы было введено в методологию науки И.С.Степиным для оппозиции позитивистскому пониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество ее высказываний без указаний на конкретный тип теоретического объекта, к которому они относятся. Объяснение и предсказание эмпирических фактов осуществляется не непосредственно на основе картины мира, а через применение создаваемых теоретических схем и связанных с ними выражений теоретических законов, которые служат опосредующим звеном между картиной мира и опытом. В развитой науке теоретические схемы создаются вначале как гипотетические модели, а затем обосновываются опытом. Их построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯЛюбая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой элемент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.
Абстрактный объект теории
Абстрактный объект — объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере: Тенис – абстрактное, игра в теннис – конкретное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию. Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к другому знанию. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез — восхождение от абстрактного к конкретному. Абстракция научная (лат. — удаление, отвлечение) — отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.
Строение научных теорий
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Итак, строение теории можно представить в такой схеме:1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.
Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.
Эволюция детерминизма
Детерминизм — (от лат. determi.no — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Идея состоит в причинной связности всего, что существует на свете. Но это не отменяет свободу воли. Механический (классический) детерминизм (Лаплас): из нынешнего состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность оказывается как бы внутри этих законов. Теологический детерминизм выступил как учение о предопределенности развития мира со стороны Бога. Космологический детерминизм утверждает однозначность развития природы. Антропологический детерминизм исключает свободу человека, утверждая фатальную предопределенность. Главный недостаток механистического детерминизма состоит, прежде всего, в том, что он представляет мир, Вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. 2) Вероятностный (неклассический) детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Понятие абсолютной точности бессмысленно (парадокс береговой линии – береговая линия суши не имеет четко определенной длины).
Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием.
Примеры: учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира.
3) Синергетический (постнеклассический) детерминизм — любые порядки (нормы), которые существуют, возникают из хаоса. Хаос порождает порядок. Синергетическое развитие сопряжено с аттракторами и бифуркациями. Аттрактор — последующее состояние предсказывает предыдущее — необходимость. Любой аттрактор входит в зону бифуркации. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи — основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.