Язык науки как философская проблема
Одним из важнейших системных компонентов науки является язык. ЯЗЫК НАУКИ – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в генезисе и развитии языка науки. Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смысл употребляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением. Как отмечал Эйнштейн, «вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Такое усовершенствование можно интерпретировать прежде всего как специализированную деятельность по разработке смыслов применяемых терминов, в результате которой возникают специфические «конструкты» языка науки. Деятельность по разработке смыслов применяемых в языке науки терминов определяет процесс теоретизации науки, возникновения все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур науки и в конечном счете научных теорий. Формирующийся теоретический язык науки включает как многочисленные специфически научные термины, не имеющие прямого аналога в донаучном языке, так и термины, заимствованные из обыденного языка, но получившие самостоятельный научный смысл. Язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории. Между различными подсистемами языка науки, расположенными на различных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и взаимопонимания, которые, однако, не могут быть решены путем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую. Язык науки постоянно развивается, обогащается по мере проникновения науки во всё новые области объективного мира. Развитие науки приводит к пересмотру существующего состояния языка науки. Современный уровень научного познания порождает соответствующую понятийно-логическую форму отражения действительности. В современной постнеклассической парадигме действует несколько тенденций в развитии языка науки.
- превращение математических знаковых форм в язык науки: увеличивается роль математики как языка науки, упорядочивается конкретное научное содержание, конструирования концептуального аппарата, новое знание.
- смягчение требований к языку науки, расширение границ и требований к нему. Результаты исследования показали, что среди языковых знаков присутствуют не только термины, нетерминологическая лексика и т.д., но и приёмы, традиционно относимые к поэтической речи: аллегория, метафоры, и т.д.
- создание единого унифицированного языка, так как современная тенденция к интеграции знания необходимо требует выработать некий общий язык междисциплинарных исследований.
Из всех знаковых систем естественный язык является самой богатой и универсальной системой человеческого общения и взаимопонимания. Только на естественном языке могут быть поняты и осмыслены все другие знаковые системы. Но хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать объект, так как, во-первых, естественный язык описывает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, а наука выходит за эти рамки и способна изучать такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения и в будущем. Во - вторых, понятия естественного языка нечётки и многозначны, наука же стремится как можно чётче фиксировать полученное ею знание и поэтому вынуждена прибегать к специальному языку, пригодному для описания её объектов. Поскольку процесс развития научного познания не знает остановок и перерывов, то проблема его адекватного языкового выражения всегда актуальна. Продолжается процесс возникновения новых научных дисциплин со специальным терминологическим аппаратом, что порождает необходимость постоянного научного и философского исследования этих процессов