Несколько пониманий, способов толкования истины.
1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть».
2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности».
3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».
4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность».
5. Конвенциональная(основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение».
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
- субъективна и объективна (этот человек порядочный);
- абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
- относительна и абсолютна (пример с атомом).
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение.
В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним.
Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия .
Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.
Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».
Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины
Впервые философское понятие истины введеноПарменидом как противопоставление мнению.
Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.
В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом).
Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.
Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.
Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.
Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.
Мышление и язык.
Мышление и язык – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся по своей сущности и специфическим признакам.
Мышление – это активный процесс целенаправленного, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, теориях.
Существует 3 вида мышления:
практически-действенное,
наглядно-образное,
словесно-логическое.
Язык же определяется как знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей. Мышление идеально, а язык материален.
Некоторые философы склоняются к тому, что мышление и язык возникли одновременно. Нет языка без мышления и, наоборот, мысли без языка.
В. Гумбольдт отождествлял язык со всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления. Деятельность мышления и языка представляет неразрывное единство. Вместе с тем это единство не лишено противоречивости, поскольку при обозначении понятия звуком соединяются две вещи, которые никогда не могут перейти одна в другую. Понятие не может отрешиться от слова.
Такая же точка зрения была и у
Ф. де Соссюра, только он уже дифференцировал язык и мышление. Он сравнивал язык с листом бумаги, где «мысль его лицевая сторона, а звук – оборотная».
Сторонники психологического направления пытались решить вопрос о связи языка и мышления в иерархической плоскости. А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. Язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании мысли. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного человека».
Представители структурализма считают, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит действительность и навязывает этот способ говорящим на нем людям. Люди, говорящие на разных языках видят мир по-разному, восприятие мира бессознательно строится на языковых категориях. Сепир и Уорф стремились доказать, что различия между западной культурой и иными культурами мира обусловлены различиями в языках.
Идеалисты утверждают, что процесс мышления может происходить и без помощи языка, когда человек думает про себя. Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. Бергсон считал, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия.
Согласно концепции Л. Выготского, мышление и речь тесно связаны в детстве, но мышление взрослого человека освобождается от языка. Есть некое элементарное невербальное мышление (прагматическое мышление при решении практических задач) и элементы неинтеллектуальной речи (крики). Другими словами, есть ряд мыслительных процессов, которые можно считать доязыковыми, или неязыковыми.
Очевидно, что нельзя отождествлять мышление ни с речью, ни с языком, но они настолько взаимообусловлены друг другом, что формула «как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка» кажется бесспорной.