ВОПРОС: 11 Проблема бессознательного в философии З.Фрейда и К.-Г. Юнга
Проблема бессознательного и ее решения в истории философии XIX в. являются реакцией на научную картину мира, в центре которой стоял тезис о рациональности познания.
Первый пример такого рода представляет собой философия бессознательного Гартмана, отрицание главенствующей роли разума и утверждение примата воли. Французский философ и социолог Лебон рассматривал проблему бессознательного в связи с историей цивилизации, роли личности и масс, человека и толпы в становлении культуры и общественных учреждений. Идеи Лебона были, затем использованы 3. Фрейдом в работе «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921)
Предпосылки и истоки фрейдизма: К 20му веку большой шаг сделали науки биологические и психология. Были открыты и исследованы неинтеллектуальные составляющие личности. В результате изменились представления о самом человеке и о мотивах его деятельности.
Источники философии фрейдизма (на кого опирается Фрейд):
1) учение Платона (в философии Платона есть такое понятие как "эрос"- одно из космических начал, сила которая существует в мире, которая им управляет и определяет некоторые действия человека. По Платону эта сила присутствует, всё что притягивает человека, духовное притяжение);
2) теория Шопенгауэра. С его точки зрения, любовь - сила неразумная, проявление воли, неосознаваемая человеком (часто ему противоречащая).
3) сеансы гипноза, человек совершает иррациональные действия, которые сначала дей-ет, а потом уже их объясняет.
По определению Фрейда «бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма».
Структура личности и сущность человека (по Фрейду)
1 часть - Оно "id" или бессознательное или подсознание, понятие близко к понятию воли, это неосозноваемые человеком желания и стремления, в основе которых биологические причины. Среди самых важных Фрейд ставит:
"Либидо"(переводится как сексуальные инстинкт) проявляется по разному, это и любовь к себе и к своим близким, сила эта с рождения (врожденна в человека), с возрастом меняются только направления. Эдипов комплекс (мальчик привязан к маме). Из подавления этих комплексов могут в дальнейшем привести к опасным неврозам.
"Агрессия"- агрессивное стремление у человека есть, направлена на людей, которые ущемляют человека или в чем то его ограничивают.
"Танатос" - стремление к смерти
2 часть - Я "ego"сознание, разум.
3 часть - Сверх Я "superego" - система запретов и норм, всего что диктует общество, внутренний контролер ("внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. )
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я". Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон: • бессознательного - "Оно"; • внешнего мира; • норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
Фрейд полагал, что человека определяет бессознательное, все остальное может исчезнуть. Требование бессознательного и "сверх Я" почти всегда противоположны. В результате этого возникают неврозы, они могут быть разного масштаба, чаще всего они выражаются в страхах, необъяснимые отрицательные и положительные реакции, именно они являются. Эти неврозы могут быть очень опасны, для их устранения Фрейд создал специальную практику - психоанализа (он называл себя "психоаналитиком"). Психоанализу в основном подвергается самостоятельная речь человека, сны, немотивированные действия (черкаться), оговорки и ошибки (это все указывает на проблемы человека).
Фрейд считал, что само общество возникло благодаря запретам, т.е до общества человек был животным ("Тотем и табу" его работа, возникновение общества из запретов и ограничений). Для человека одним из способов освобождения от неврозов может стать сублимация - перенаправление энергии бессознательного в культурное русло (полит. деятельность, спорт, религиозная деятельность, творчество).
Теория Фрейда оказала большое влияние на современников, прожил долгую жизнь, был успешен в карьере, увидел торжество своих идей.
Неофрейдизм :
Карл Густав Юнг ученик Фрейда, он осуждал Фрейда за увеличение роли либидо (сексуальный инстинкт) в бессознательном, по его мнению это частный случай самосохранения. Критикует так же за признание индивидуального бессознательного. Вводит понятие "коллективного бессознательного" (КБ), считает что это первичная основа бессознательного, и на ее фоне формируется "индивидуальное бессознательное". Происхождение "коллективного бессознательного" не объясняется. КБ - это то что отличает и объединяет нацию. Складывается оно в течение миллионов лет и изменяется очень медленно.
КБ наследуется биологически, хотя механизм по Юнгу не понятен. Коллективное бессознательное лежит в основеархетипов (некие образы и представления, не все их точно можно описать и дать представление. Например: мать сыра земля - представление о родине; архетип героя (ярко выраженная окраска)).
Архетипы выражаются в языке, мифологии и искусстве. Архетипы - это собрание коллективного опыта (кладезь). Они очень важны для народа. Особое внимание Юнг уделил вопросу подавления архетипов, говорит о том, что активно начали подавлять их в новое время. Процесс секуляризации, человек свое внимание направляет на улучшение жизни с помощью науки, разума.
Юнг называл фашизм массовым психозом. Причина массовых психозов - западный путь развития. Восточный путь развития наоборот поддерживает коллективное бессознательное в ущерб личностному началу. По мнению Юнга может сущ-ть и третий путь развития, сочетающий в себе КБ и рациональность.