Аксиология. понятие о ценности.

Аксиология- как теория ценностей в философии. Категория ценность и её смысл, виды, иерархия ценностей, проблема вечных ценностей.

Аксиология - изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо.

Ценность - философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом. Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей. Другими словами, то, что является целью в одном случае, в другом – может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье. Ценности – это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности.

Предметные ценности: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительная стоимость продуктов труда; социальные благо и зло; содержащиеся в общественных явлениях; культурное наследие прошлого.

К субъектным ценностям относятся общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном)

Например, такие явления, как зло, социальная несправедливость не ценности. Вряд ли правомерна их трактовка в качестве ценных, полезных с точки зрения личности и с точки зрения социального прогресса. Ценность положительная функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Ценностью является то, что включается в общественный прогресс, служит ему. Ценность – это нелюбая значимость явления, а его положительная значимость. Суждение о роли ценностей в жизни человека впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы личности. При этом он считал, что ценность восходит к трансцендентальному(потустороннему) бытию и фактически не поддается научному исследованию. Ценности по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления) становятся желанными в жизни человека фактором.

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО

1.Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

2.На протяжении истории в философии активно дискутиро­вался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное про­гнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утверди­тельный ответ: возможно. В обосновании возможности предска­зания будущего выделяются такие аспекты:

• антологический;

• гносеологический;

• логический;

• нейрофизиологический;

• социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, меха­низм развития до каждого качественного скачка остается неиз­менным, и поэтому можно "проследить" будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование — также вид позна­ния, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект — на том, что законы логики всегда оста­ются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремит­ся исходя из собственного опыта развития моделировать будущее.

В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широ­кой популярностью.

3. В современной западной науке выделяется особая дисцип­лина — футурология. Ее создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годыXXв.), который и предложил термин.

К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназа­ров и другие.

4.В 1968 г. была создана специальная организация "Римский клуб", одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.

Наши рекомендации