Понятие и типы научной рациональности. Развитие научного знания и эволюция научной рациональности.
Научная рациональность означает соотносимость познания с образами, стандартами, логичными и методологичными нормами. Рационально организованная научная деятельность, в принципе, должна руководствоваться критериями доказательности и обосновательности и должна приводить к получению истинного знания.
Внутренняя противоречивость рациональности состоит в том, что разумная творческая деятельность, осуществляясь на основе определенных норм, вместе с тем преодолевает их рамки.
Наиболее четко проблема рациональности встала в новое время с противоположным толкованием рационализмом и сенсуализмом (эмпиризмом) роли разума в познании и деятельности людей.
Кант различал рассудок и разум как два вида мыслительной деятельности.
Гегель дополнительно разбивал: рассудок (низшая рациональность – обыденные науки), разум (высшая рациональность – философия). По Гегелю для конечного рассудка рациональность разума представляется иррациональностью.
Маркс К., Энгельс Ф.: Рациональность не может мыслиться как универсальная и абсолютная, форма и степень ее развития исторически изменчива.
В 1960-1970гг полемика велась вокруг идей Т. Куна.
Совр иссл-ия этой проблемы опираются на разное понимание рациональности - как разумности и целесообразности.
Анализ разнообразных типов рациональности:
Кун Т. предложил модель исторической эволюции науки «Структура научных революций». Он отвергает эмпирический «фундаментализм» неопозитевистов: не существует фактов, не зависимых от парадигмы; не существует теоретически нейтрального наблюдения. Овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир через ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет какие факты войдут в опыт. Прогресс, по Куну, - понятие в рамках «нормального» развития науки. Парадигмы полностью вытесняют друг друга. Парадигма взрывается под действием аномалий, рассматривающих парадигму изнутри.
Само по себе понятие рациональности является абстрактным, более конкретным является понятие рациональной деятельности.
Изначально рациональной можно назвать ту деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели.
Типы научной рациональности.
Классический тип научной рациональности (17-18вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Это абстрагирование рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. На этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результаты были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям. Лидировала в то время механика, и все знания, полученные физикой, химией, биологией, социальными науками, редуцировались к механической картине мира. Происходили исследования простых систем.
Хотя в конце 18 – первой половине 19 веков механическая картина мира утрачивает статус общественной, и наметился переход к новому состоянию естествознания, приведенный выше стиль ученого и тип научной рациональности сохраняются.
Становление неклассического естествознания происходит в конце 19 века и держится до середины 20 века. Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый, и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Сам субъект, внутринаучные и социальные ценности и цели, которые его характеризуют, по-прежнему не находят отражения в описании и объяснении изученного.
С середины 20 века – постнеклассическая наука. Ей характерны взаимосвязанные черты; исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Постнеклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Этот тип имеет важное значение в развитии современного общества.
Для того, чтобы не погубить цивилизацию нужно не отказываться от научно технического развития, а придать ему гуманный характер. Следовательно, возникает новый тип научной рациональности, включающий в себя в явном виде гумманистические ориентиры и ценности.
Смена типов рациональности – процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность. Ее изменение обусловлено как внутринаучными причинами (открытие новых типов объектов), так и причинами вненаучными (ценностные и мировоззренческие установки в культуре той или иной эпохи).
Каждый новый тип рациональности вписан в соответствующую ему научную парадигму. Но между ними не существует глубинного разрыва: новый тип не уничтожает прежний, а показывает границы его применимости. В настоящее время статус доминирующего и определяющего принадлежит постнеклассическому типу рациональности.