В легенде о Великом инквизиторе

План

Введение

1. В чём и за что Инквизитор упрекает Христа?

2. Взгляд Христа на человека, его возможности и задачи его жизни.

3. Взгляд Инквизитора на человека. Предлагаемый Инквизитором проект устройства человеческой жизни.

Заключение

Литература:

В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 159-176

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 36

Задание № 1 В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» говорится: « … Ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! … Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оказавшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться».

Согласны ли Вы с таким суждением? Обоснуйте ответ.

Чем и почему свобода может быть трудна и даже невыносима для человека?

Задание № 2 Великий инквизитор полагал, что

1) человек способен к бескорыстной, чистосердечной любви;

2) человек есть существо слабое, склонное к непостоянству и греху;

3) людям не нужна и даже вредна свобода, ибо она неизбежно ведёт к раздорам и развалу жизни;

4) человек есть существо разумное, способное, опираясь на разум, организовать нормальную жизнь;

5) свобода есть высшая ценность человеческой жизни;

6) свобода обременительна, даже невыносима для человека;

7) не хлебом единым жив человек;

8) людям нужны опекуны, которые устраивали бы их жизнь, давали возможность для проявления их слабостей;

9) Христос открыл людям великую истину;

10) люди – существа, хотя и не без слабостей, но они способны к совершенствованию.

Выберите четыре варианта, которые характеризуют взгляд Великого инквизитора на человека.

Задание №3 Сравните взгляды Христа и Инквизитора на человека и напишите, кто из них, с Вашей точки зрения, прав: Инквизитор или Христос? Обоснуйте свой ответ.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА №37 Философский анализ общества

План

Ведение

1. Сущность общества. Общество как система.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Гражданское общество и государство.

4. Человек в системе социальных связей.

Заключение

Литература:

1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 229 – 231.

2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 145–198, 278–291.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 316 – 340.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4 -е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 37

Задание № 1 Немецкий философ И.Г. Фихте утверждал: « Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником».

Согласны ли Вы с данным высказыванием? Дайте развернутое обоснование вашей позиции.

Задание №2 Определите, что из нижеперечисленного относится к сфере экономической жизни общества:

1) торговля;

2) художественное творчество;

3) наука;

4) государство;

5) оценка земли;

6) семья;

7) производство автомобилей;

8) политическая партия.

Обоснуйте свой выбор.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы П.И. Новгородцева (С. 229 – 231) «Об общественном идеале» и дайте подробный ответ на вопрос: «Что такое общественный идеал с точки зрения автора?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 38 Культурно-историческая концепция О. Шпенглера

План

Введение

1. Цивилизационный подход в понимании истории: общие идеи и принципы.

2. Природа и История как два разных способа видения действительности в картине мира. Причинность и судьба. Морфология культуры.

3. Цивилизация как неизбежность и завершение всякой культуры.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 126-127, 153.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 240 – 242.

3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 43-47, 125-131.

4. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Акад. проект, 2009. - С. 5-106.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 38

Задание № 1 О. Шпенглерсчитал, что никаких преимуществен­ных центров мировой истории нет, что разные культуры имеют одина­ковое значение в истории.

Каковы аргументы О. Шпенглера? Выразите своё отношение к этой позиции.

Задание № 2 Укажите 4 признака, характеризующие цивилиза­цию в шпенглеровском смысле:

1) Победа искусственного над естественным, механического над орга­ническим.

2) Вытеснение религии атеизмом, победа трезвого практического рас­чёта над душой и сердечностью.

3) Высокая роль традиций в жизни, в отношениях между людьми.

4) Урбанизация мегаполисов, оппозиция «мирового города» и «мировой деревни».

5) Вытеснение патриотизма космополитизмом.

6) Многообразие и глубина форм духовной жизни людей.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы О. Шпенглера «Закат Европы» (С. 240 – 242) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем автор видит упадок западной цивилизации? Что означает понятие «Мировой город»?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос № 1 Определение философии. Смысл философствования для человека

Природа и специфика философских проблем. Основные законы бытия и мышления. Понятийный аппарат философии. Характеристика основных разделов философского знания.

Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм как стадии эволюции философского мировоззрения. Философия как «любовь к мудрости». Смысл философствования для человека через диалог настоящего с прошлым и будущим.

Вопрос № 2 Генезис (происхождение) философии. Философия и предфилософия

Проблема происхождения философии.Понятие и характеристика предфилософии. Философия как «любовь к мудрости». Философия и ее соотношение с другими формами мировоззрения: мифологией, религией, искусством, наукой.

Вопрос № 3 Мировоззрение и его основные формы. Специфика философского мышления и мировоззрение

Понятие и общая характеристика мировоззрения. Мир и человек. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-повседневное и научно-теоретическое миропонимание. Основные формы мировоззрения. Философия как теоретическое мировоззрение.

Вопрос № 4 Общая характеристика античной философии

Космоцентризм. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала. Зарождение диалектики и метафизики, материализма и идеализма.

Вопрос № 5 Софистика и философия Сократа

Жизненные корни софистики и её черты. Характеристика субъективизма, релятивизма, скептицизма. Антропологизм философии Сократа. Ирония и «майевтика», знание и добродетель. Место Сократа в истории философии.

Вопрос № 6 Основные идеи философии Платона и Аристотеля

Платон как основоположник объективного идеализма. Проблема души и тела. Познание как припоминание. Учение о государстве: основные черты идеального государства.

Аристотель. Критика учения об «идеях». Бытие как единство формы и материи. Телеологизм. Бог как перводвигатель. Учение о познании. Аналитика как метод получения достоверного знания. Строение души. Общественно-политические взгляды Аристотеля.

Вопрос № 7 Общая характеристика средневековой философии

Теоцентризм. Природа, человек и история в христианской философии. Патристика и схоластика. Разум и вера. Философия и теология. Номинализм и реализм.

Вопрос № 8 Новоевропейская философия

Антропоцентризм. Идея автономной философии. Основные проблемы философии Нового времени. Бэкон о взаимосвязи знания и практики. Учение об «идолах познания». Проблема метода.

Декарт как основоположник европейского рационализма. Интеллектуальная интуиция и принцип очевидности. Требование дедуктивного метода.

Вопрос № 9 Немецкая классическая философия. Основные проблемы, идеи, представители

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. От субстанции к субъекту. Структура познающего субъекта. «Явление» и «вещи в себе». Агностицизм Канта. Категорический императив Канта. Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика Гегеля и её основные законы. Антропологизм философии Л. Фейербаха.

Вопрос № 10 Философия марксизма. Материалистическое понимание истории

Социально-политические условия и теоретические предпосылки формирования философии марксизма. Материалистическая диалектика. Материалистическое понимание истории. Структура общества. Учение о формациях и социальной революции. Предыстория и подлинная история людей.

Вопрос № 11 Русская философия XIX - начала ХХ века

Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания». Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея». Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации. (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин)

Вопрос № 12 Понятие бытия в философии. В чём заключается смысл поисков истинного бытия?

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.

Что такое бытие? Характеристики бытия. Основные подходы к осмыслению бытия. Смысл поисков истинного бытия:

а) обоснование высших духовных, нравственных и социальных ценностей;

б) доказательство истинности знаний;

в) систематизация человеческих знаний;

г) консолидация социальных сил.

Основные атрибуты бытия. Факторы, от которых зависят наши представления о бытии и его атрибутах.

Вопрос № 13 Проблема сознания в философии

Сознание, его структура и основные функции. Происхождение и природа сознания в истории философии. Общественно-исторический характер сознания. Идеальная сторона сознания. Сознание как процесс отражения бытия. Сознание и язык. Общественное и индивидуальное сознание.

Вопрос № 14 Самосознание и его структура

Понятие самосознания. Индивидуальное и социальное самосознание. Самосознание как основа идентификации человека. Самосознание как важнейшее условие контроля, ответственности и свободного полагания человеком самого себя. Роль общения в становлении самосознания человека. Сознание телесного «Я», чувственно-эмоциональ­ного «Я», деятельностных и поведенческих мотивов, сознание целостного смысла и назначения «Я» как составляющие уровни структуры самосознания.

Вопрос № 15 Проблемы познания в философии

Раздел философии, предметом которого является познание. Смысл познания и его значение в человеческой жизни. Познание и практика. Основные категории, которые используются в философии для характеристики познания. Различные философские позиции и подходы к познанию. Познание в контексте различных форм духовной жизни (искусство, религия, наука, нравственность).

Вопрос № 16 Истина и основные трудности постижения истины

Что такое истина? Истина и её антонимы (слова с противоположным смыслом). Проблема критериев истины. Абсолютное и относительное в истине. Трудности и препятствия на пути к истине, возможности их преодоления. Истина как ценность жизни.

Вопрос № 17 Основные методологические регулятивы познания и мышления

Принципы мышления и их характеристика. Понятие метода познания и мышления. Классификация методов.

Вопрос № 18 Специфика научного познания

Многообразие форм и видов познания. Наука в соотношении с другими формами познания. Характерные особенности науки как формы познания. О структуре и уровнях научного познания. Методы научного познания. Идеалы и ценности науки. Роль науки в жизни общества и человека.

Вопрос № 19 Философия истории и её основные проблемы. О смыслах исторического познания

Зачем необходимо знать историю: какие цели (смыслы) исторического познания можете привести и раскрыть?

Основные подходы к изучению истории общества.

Ключевые проблемы философии истории:

- проблема единства и многообразия;

- проблема направленности исторического развития;

- проблема истоков исторического развития;

- проблема движущих сил и субъектов истории.

Вопрос № 20 Основные модели истории и их характеристика

Эволюционная модель общественного развития.

Космоцентрический взгляд на судьбы цивилизации.

Линейно-стадиальные модели истории.

Формационная и цивилизационная модели истории: их сходство, различие и значение для современного понимания общества.

Идеи современной глобализации.

Вопрос № 21 Философия культуры. Единство и многообразие культур. Структура культуры.

Философские определения культуры в истории мысли. Типология культур.

Культура как способ реализации человеческих свойств: деятельностно-практических, социальных, символических, разумных, ценностных, духовных.

Общечеловеческое содержание культуры и ценности национальных культур. Понятие мировой культуры.

Вопрос № 22 Культура и цивилизация.

Культура и цивилизация: тождество и различие понятий. Культура как «единство стиля», духовный облик, цивилизация как материально-технологическое оформление социокультурной жизни в концепции культуры О. Шпенглера. Сущность цивилизационного подхода к пониманию истории человеческой культуры: Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин. Типы цивилизаций, условия их появления и развития.

Вопрос №23 Философия человека. Проблема происхождения человека. Социальное и биологическое в человеке

Проблема сущности человека. Многоплановость человеческой реальности. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм в понимании сущности человека. Противоречивость оценок и трудности в понимании человека. Концепции антропогенеза: противоречие между эволюционно - натуралистическим и религиозно - идеалистическим подходом. Природное и общественное в человеке. Ограниченность биологизаторских и социологизаторских теорий. Пути ее преодоления. Социально-культурная обусловленность существования человека.

Вопрос № 24 Индивид. Индивидуальность. Личность. Проблема формирования гармоничной личности

Понятие «человек». Индивид биологический и социальный. Сущность личности. Связь личности и индивидуальности. Личность и общество. Нравственный аспект жизни личности. Факторы личностного роста. Идеал гармонически развитой личности и проблемы ее формирования. Идеалы личности в мировых религиях.

Вопрос № 25 Свобода и проблемы её достижения

Сущность свободы. Свобода и принуждение. Взаимосвязь свободы и необходимости. Проблема свободы воли. Детерминизм и индетерминизм, фатализм и волюнтаризм. Свобода как духовное явление. Общество и свобода личности. Свобода и ответственность личности.

Вопрос № 26 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии

Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.

Основные философские и религиозные интерпретации смысла жизни, смерти и бессмертия.

Современные дискуссии по проблемам эвтаназии, клонирования.

Вопрос № 27 Наука и её генезис. Социальные и этические проблемы науки

Наука и сущность научного подхода к действительности.

Основные этапы развития науки. Эталоны научного познания.

Социальные функции науки. Наука и гуманистические ценности.

Современные требования к личности учёного.

Вопрос № 28 Философские вопросы техники

Происхождение и смысловое содержание понятия «техника». Техника как часть «очеловеченной природы» (К. Маркс). Техника и производительные силы общества. Техника и цивилизация (урбанизация). Техника и «нематериальная культура».

Общественный прогресс и развитие техники. Функциональное предназначение техники в системе производства материальных благ. Промышленные и научно-техническая революции.

Техника и человек: проблема детерминирования и подчинения.

Вопрос № 29 Информационное общество и его проблемы

Понятие информационного общества (в отличие от традиционного и индустриального). Проблема управления отдельными сторонами жизни общества на основе достоверной информации.

Техника получения, трансляции и переработки информации. Информация вытесняет на перифирию знания и идеологию (ценностные регулятивы)?

Вопрос № 30 Будущее человечества. Философский анализ глобальных проблем современности

Проблемы будущего в христианской (эсхатология) и материалистической («светской») философии. Философия истории и научное прогнозирование (предвидение) развития общества.

Возможно ли проектирование будущего (техники? технологии? экономики? политики?).

Перечень основных глобальных проблем и специфика их решения в условиях возрастания темпов исторического процесса.

Осмысление глобальных проблем с позиций общечеловеческих ценностей.

Вопрос № 31 Философские концепции общества. Идеал социального устройства в философии

Общество как обособленная от природы часть материального мира

Марксистское понимание общества.

Идеальная модель общества. Различные трактовки идеальной модели общества и путей достижения гуманности, разума и справедливости.

Коммунизм как идеал социального устройства.

Вопрос № 32 Диалог культур: Восток, Запад и Россия. Место России во всемирной истории

Запад и Восток как геосоциокультурные понятия.

Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития. Экстравертивно-прометеевский тип западной личности.

Восток – традиционное общество и его признаки. Интровертивно-рефлексивный характер восточной личности.

Россия. Две линии национального самосознания. Роль «русской идеи» в духовном преобразовании российской действительности. Цивилизационный потенциал России.

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – 204 с.

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – 480 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 27-36.

4. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Издательство: «Омега-Л», 2009. – 367 с.

5. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.

6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010. – 432 с.

7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – 368 с.

8. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576с.

 
  в легенде о Великом инквизиторе - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов вечерне-заочного факультета

Издано в авторской редакции

Подписано в печать 20.04.14. Формат 60х84 1/16.

Печать-ризография. Усл.п.л. 3,49. Уч.-изд.л. 3,35.

Тираж 150 экз. Заказ -

Издательство Алтайского государственного технического

университета им. И.И. Ползунова,

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Лицензия на издательскую деятельность

ЛР№ 020822 от 21.09.98 г.

Наши рекомендации