Авторский коллектив: Боровиков В.Д., Боровикова Л.С.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВЕЧЕРНЕ-ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ИЗД-ВО АлтГТУ

БАРНАУЛ 2014

ББК 87я83

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ для студентов вечерне-заочного факультета / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. — 61 с.

Даны список тем контрольных работ, планы контрольных работ и требования, предъявляемые кафедрой философии к домашним контрольным работам. Приведён список экзаменационных вопросов с планами ответов, а также список учебной литературы, по которой можно написать контрольную работу и подготовиться к экзамену.

Авторский коллектив: Боровиков В.Д., Боровикова Л.С.,

Васильев С.Ф., Вознюк Е.Б., Гуйван П.Н., Инговатов В.Ю., Инговатова А.Г.

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

философии АлтГТУ.

Протокол № от 9.04.2014 г.

Рецензент:

Д.ф.н., профессор ААЭП А.С. Фролов

 
  Авторский коллектив: Боровиков В.Д., Боровикова Л.С. - student2.ru



Для подготовки к экзамену по философии

студенты должны:

1) выполнить домашнюю письменную работу;

2) выполнить письменно три контрольные задания;

Требования к контрольной работе:

1) Объём работы – 15-20 страниц (через 1,5 интервала) машинописного текста или школьная тетрадь объёмом в 12 листов.

2) Контрольная работа включает в себя

а) план;

б) текст;

в) список использованной при написании работы литературы)

г) решенные задания.

3) Образец плана:

ТЕМА: Философское решение проблемы бытия -

зеркало мировоззренческой эпохи

План

Введение

1. Открытие проблемы бытия в античности.

2. Проблема бытия в европейской философии средних веков.

3. Понимание бытия в европейской философии Нового времени.

4. Русская религиозная философия о бытии.

Заключение

5. Решенные задания.

4) Текст работы должен быть написан в соответствии с планом и раскрывать достаточно точно и полно тему работы.

Во ВВЕДЕНИИ (объём - 1 стр.) следует:

- раскрыть социальную и научную значимость сформулированной в названии темы, ее актуальность;

- сформулировать цель и задачи работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из 2-3-4 разделов, в которых структурируется и раскрывается тема работы, сформулированная в её названии.

Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчёркиванием.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ (объём - 1 стр.) подводятся итоги изложенного в контрольной работе материала, кратко излагаются наиболее ценные, значимые положения работы

5) К работе прилагается список использованной литературы, оформленной в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

n литература располагается в алфавитном порядке,

n у каждого произведения указываются все основные выходные данные (в соответствии с образцом).

Образец:

1) Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - 416с.

2) Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 319-344.

3) Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - Раздел «Я и Оно». - С.425-439.

4) Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. - Лекция ХХ11. - С. 255-267.

5) Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. - М.: Республика, 1995. - 528с.

6) Защита контрольной работы предполагает свободное владение студентом материалом, изложенным в работе и хорошее знание всей литературы, использованной при написании, умение обосновать логику решения задач, прилагаемых к выбранной теме.

7) Учебное пособие «В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012»., необходимое для решения контрольного задания № 3, находится на сайте АлтГТУ, страница кафедры «Философия».

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1

Задание № 1 Древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) утверждал: «Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются её те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами».

Согласны ли Вы с данным утверждением? Кто, на Ваш взгляд, действительно, способен к философскому творчеству? Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Онтология, как один из основных разделов философского знания, изучает следующие проблемы:

1) духовную сферу жизни общества;

2) взаимоотношение материи и сознания;

3) сущность и природу человека;

4) общественно-экономические формации;

5) сущность и происхождение бытия;

6) границы и безграничность познания;

7) структуру бессознательного в человеке;

8) субстанциональность бытия и её формы;

9) категории сущего;

10) теорию истины.

Выберите четыре варианта ответов, которые считаете наиболее верными.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии«В мире философских знаний»произведениеЭпикура «Эпикур приветствует Менекея» (С. 5-9) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем Эпикур видит необходимость занятий философией?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 2 Философия и мировоззрение.

Типы мировоззрений

План

Введение

1. Общая характеристика мировоззрения.

2. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения.

3. Специфика и основные черты философского мировоззрения.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 6-7, 16-19.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 27-29.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 19 – 23.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 10 – 19.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 2

Задание №1Русский философ Н.А. Бердяев(1874-1948),характеризуя соотношение философии с религией и наукой, писал: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры ... Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем».

Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Выберите признаки, наиболее характерные для мифологического (первобытного) мировоззрения:

1) абстрактное (рефлексивное) мышление;

2) образное восприятие действительности;

3) одушевление естественных явлений;

4) вера в сверхчувственный мир;

5) разведение эмпирического и логического уровней мышления;

6) теоретическое миропонимание;

7) нерасчлененность социального и индивидуального;

8) антропоморфизм (очеловечивание природы);

9) ассоциативный язык общения;

10) наличие четких понятий и категорий.

Выберите пять вариантов ответов, которые считаете наиболее верными.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из статьи М.М. Рубинштейна «Жизнепонимание – центральная задача философии» (С. 27-29) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается сходство и различие между философией и наукой?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 3 Античная философия: общая характеристика

План

Введение

1. Периодизация и особенности античной философии.

2. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала всего сущего.

3. Проблема бытия в философии Элейской школы

4. Атомистическая трактовка бытия в концепции Демокрита.

5. Философия софистов и Сократа.

6. Философские взгляды Платона.

7. Философия Аристотеля.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – С. 20 – 30.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 73-76.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 38-104.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 36 – 52.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 34-50.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3

Задание №1 Гегель характеризовал смерть Сократа как трагедию, в которой гибнет индивид, но не духовный принцип, им утверждаемый.

Дайте развёрнутую характеристику основных принципов жизненной философии Сократа.

Задание №2 Укажите 4 признака, характеризующие идеальное государство по Платону:

1) равенство;

2) свобода;

3) справедливость;

4) участие всех граждан в управлении;

5) контроль государства в сфере духовной жизни;

6) устранение семьи и государственное воспитание детей;

7) единомыслие всех членов общества;

8) наличие частной собственности.

Задание № 3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из диалога Платона «Государство» (С. 73-76) и дайте подробный ответ на вопрос: «Какой смысл вкладывает Платон в образ пещеры?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 4 Философия средневековой Европы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 11

Задание № 1 «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Обоснуйте, почему – по мысли автора – это определение материи следует считать именно философским, а не естественнонаучным?

Задание №2 Отталкиваясь от вышеприведённого определения, укажите, какие феномены из ниже перечисленных можно считать материальными, а какие – нет: купол звёздного неба; ещё не открытые наукой планеты, на которых, возможно, обитают наши братья по разуму; цветение сирени; соловьиная трель; слухи; сплетни; сны; мечты; религия; политика; война; революционная ситуация; общественное мнение; исповедуемые идеалы; добро; зло; ощущения; суждения (включая и само определение материи); забавы; переживания; эмоции; гнев; зависть; месть; «события», разыгрывающиеся в процессоре компьютера.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» (63-64) и дайте развернутую характеристику движению как основному способу существования материи.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 12 Философская и научная картины мира

(единство и различие)

План

Введение

1. Понятие «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.

2. Геоцентрическая космология как обобщение мифологических и натурфилософских идей античности.

3. Механистическая картина мира и рождённые ею представления о пространстве, времени, движении.

4. Современные космологические модели Вселенной с учётом антропного принципа.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 98 - 99.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 25-27.

3. Вяткин Ю.С. Курс лекций по философии. Ч.1. – Барнаул, 2001. – С.73-78.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 192-254.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 12

Задание №1 Т. Кун полагал, что парадигма сводится к «признанным всеми научным достижениям, которые в течение определённого времени дают модель постановке проблем и их решений научному сообществу».

Подумайте и ответьте на вопрос: парадигма есть отражение (теоретическое воспроизведение) объективной реальности или некая условность («модель»), посредством которой научному сообществу данной исторической эпохи просто удобно решать задачи, актуальные в переживаемую эпоху?

Задание №2 Современной космологией предложено несколько моделей Вселенной (расширяющейся, сужающейся, пульсирующей и т.п.). Другими словами, объект – один (Вселенная), а его моделей – несколько.

Как бы Вы истолковали сам факт множества моделей одного и того же явления?

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (25-27) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Чем философское познание отличается от научного, с точки зрения автора?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 13 Проблема сознания в философии

План

Введение

1. Понятие сознания в философии. Проблема происхождения сознания.

2. Социальное и индивидуальное сознание.

3. Космоцентрический, теоцентрический и антропоцентрический подходы к сознанию в философии.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 78-85.

2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 184 - 210.

4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 13

Задание №1 Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900), характеризуя феномен человеческого сознания, утверждал: «Мы видим все вещи сквозь человеческую голову... А между тем сохраняет силу вопрос: что осталось бы от мира, если отрезать голову?»

Попробуйте ответить на поставленный вопрос и дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Сознание человека, понимаемое как его мыслительная способность к восприятию мира, обладает определенными свойствами. Среди их множества выберите те признаки и свойства сознания, которые являются, на Ваш взгляд, главными (три варианта ответов):

1) сознание тождественно индивидуальному восприятию мира, поэтому его данные не могут быть адекватно переданы другому человеку;

2) сознание так же материально, как и любые предметы или объекты действительности;

3) сознание отдельного человека связано с деятельностью некой космической (например, природной или божественной) энергией;

4) наше сознание имеет идеальную (в смысле не вещности) природу;

5) главная способность сознания - отражение бытия человека в мире;

6) содержание сознания не зависит от познавательной активности самого человека и определяется окружающей социальной средой;

7) сознание всегда объективно и, поэтому, лишено каких-либо проявлений внутренней духовной жизни человека;

8) сознание человека обладает способностью воспринимать мир как бы со стороны, глазами другого человека.

Задание №3 Прочитайте статью М.К. Мамардашвили «Сознание как философская проблема» (Вопросы философии. - 1990. - № 10) и дайте подробный ответ на вопрос: «Каковы характеристики сознания, с точки зрения автора?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 14 Сознание и бессознательное

План

Введение

1. Понятие бессознательного в философии. Сознание и бессознательное.

2. Бессознательное и духовный мир человека.

3. Учение о бессознательном в марксизме и психоанализе.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 86-90.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 83-86.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 337-344.

4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 365 -377.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 14

Задание № 1 Швейцарский писатель А. Амиель (1821-1881) как-то заметил: «Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно».

Проанализируйте приведенное высказывание и дайте ему письменно развернутую характеристику.

Задание № 2 Австрийскому ученому и философу З. Фрейду принадлежит заслуга в создании одной из первых теорий бессознательного (обусловленности сознания человека внешними и объективными по отношению к нему факторами). Какие основные положения теории Фрейда о бессознательном Вам известны? Выберите четыре варианта из предложенных ответов:

1) бессознательное свойственно примитивным душевным образованиям и находится вне осознанных представлений человека о действительности;

2) стихийное разделение труда в материальном общении индивидов является главным источником бессознательного;

3) бессознательное коренится в самой природе человека, в его неосознанных сексуальных и агрессивных импульсах;

4) источник бессознательного - психологические потребности индивида, вызываемые неосознанными переживаниями;

5) воздействие на бессознательное возможно через перестройку общества и общественных отношений, господствующих в нем, но оно невозможно через психологическое воздействие на индивида;

6) бессознательное — это «кипящий котел страстей» человека;

7) бессознательное является формой разумной деятельности человека;

8) бессознательное человека противостоит культурно-ценностному потенциалу общества.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы З. Фрейда «Я и Оно» (С. 83-86) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как связаны между собой бессознательное, предсознательное и сознательное?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 15 Проблема человека в философии

План

Введение

1. Общее понятие о человеке. Многоплановость человеческой реальности.

2. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм в трактовке человека.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Индивид, индивидуальность, личность.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие. - Барнаул, 2010. - С. 157-166.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 140-143.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. С. 406 – 423.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 31–45, 282–304.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 162–175.

6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 15

Задание № 1 Омар Хайям написал следующие строки:

«Мы источник веселья – и скорби рудник.

Мы вместилище скверны – и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,- многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!»

В чем, по Вашему мнению, проявляется величие и в чем – ничтожество человека? Дайте развернутое обоснование Вашему ответу.

Задание № 2 Определите, какое высказывание относится к антропоцентрической, какое – к теоцентрической, какое – к космоцентрической трактовке человека. Обоснуйте ваш ответ:

1) Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг – божественная природа (Николай Кузанский).

2) Мыслящий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление (В.И. Вернадский).

3) Все видимое – не для человека, но ради блага целого все возникает и погибает в процессе перехода одного в другое... Если тебе что-либо кажется злом, то еще неизвестно зло ли это; ибо тебе неизвестно, что полезно тебе, или другому, или космосу (Цельс).

4) Мы – цель и высшая вершина всей Вселенной,

Мы – наилучшая краса юдоли бренной;

Коль мирозданья круг есть некое кольцо,

В нем, без сомнения, мы – камень драгоценный (Омар Хайям).

5) Я, как господь, велик. Бог мал, что червь земной.

Итак: я – не под ним. И он – не надо мной (Ангелус Силезиус)

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы М. Шелера «Положение человека в космосе» (140-143) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем автор видит сущностное различие между человеком и животным? Каковы основные признаки духовного существа?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 16 Проблема антропосоциогенеза

(проблема происхождения и становления человека)

План

Введение

1. Концепция естественного происхождения человека:

а) сущность теории;

б) основная загадка антропосоциогенеза;

в) современное естественнонаучное подтверждение эволюционной теории человека.

2. Трудовая теория антропогенеза. Её сильные и слабые стороны.

3. Теистическая концепция происхождения и развития человека и её роль в развитии современной культуры.

Заключение

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 406-410.

2. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 143-147.

4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – С. 486-499.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 16

Задание №1 Оцените и поясните следующие высказывания о человеке (найдите подтверждения правомерности приведённых точек зрения):

1) Аристотель: человек – это существо политическое.

2) Б. Франклин: человек – животное, способное изготовлять орудия труда.

3) К. Маркс: человек – это ансамбль всех общественных отношений.

4) П.Тейяр де Шарден: человек есть ось и вершина эволюции.

5) В.С. Соловьёв: человек может быть определён как животное стыдящееся.

Задание №2 Сформулируйте и объясните основные трудности («загадку антропосоциогенеза») в объяснении процесса возникновения и развития человека.

Задание №3 Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что больше определяет поведение человека – природные или социальные предпосылки?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 17 Проблема смысла жизни в философии

План

Введение

1. Смысл жизни как фундаментальная характеристика субъективного существования.

2. Основные концептуальные подходы к проблеме смысла жизни.

3. Условия обретения смысла жизни.

4. Философские трактовки феномена смерти.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010. - С. 168 – 171.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 183-188.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 351 – 364.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 157 – 161.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 17

Задание № 1 Поэт А.Блок утверждал: « Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна.

Прав ли А.Блок? С какими его мыслями вы согласны, а с какими – нет? Дайте развернутое изложение Вашей позиции.

Задание № 2 Определите, какие из данных высказываний можно отнести к романтической концепции смерти. Обоснуйте правильность вашего выбора:

1) Жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Жить – значит умирать (Ф.Энгельс).

2) Лучше жить в невзгодах,

Чем в самой яркой славе умереть (Еврипид).

3) В сущности ведь все равно, за что умереть. Только бы умереть за что-нибудь дорогое, и такая кончина, исполненная тепла и веры, лучше, чем холодная жизнь без веры (Г. Гейне).

4) Все рожденное обречено гибели (Саллюстий).

5) Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф (Д.Бруно).

6) Жить учимся мы во дворце убогом,

Но умирать – на лоне бытия,

Где спесь и лесть остались за порогом,

И человек – один и борется лишь с богом (Дж. Г. Байрон).

7) Жизни первый час жизнь на час убавил (Сенека).

8) Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание (Овидий).

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» (С. 183-188) и дайте подробные ответы на следующие вопросы: «Почему автор считает проблему самоубийства главной проблемой философии? Каковы основные исходы (следствия) абсурда? Какова цель бунта? Что означает образ Сизифа?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 18 Жизнь и смерть в духовном опыте человека

План

Введение

1. Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.

2. Основные философские и религиозные интерпретации смысла жизни, смерти и бессмертия.

3. Современные дискуссии по проблемам эвтаназии, клонирования.

Заключение

Литература:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. – 528с.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 5-9.

3. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Издательство: «Омега-Л», 2009. – С. 236 – 263.

4. Моуди Р. Человек после смерти. – Л., 1991.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 18

Задание № 1 Л.Н. Толстой считал, что человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто дороже собственной жизни.

Можно ли согласиться с данной оценкой Льва Николаевича?

Что может для человека быть дороже его собственной жизни?

Задание № 2 Подумайте и выделите из перечисленных ниже суждений те, которые свойственны атеистическому подходу к оценке человека, его жизни и смерти:

1) «смерть предстоит всему: она – закон, а не кара»;

2) «умирающий человек – заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром»;

3) смерть человека разрушает не тело, а бренность его и поэтому она – не конец, а начало жизни вечной;

4) человек не принадлежит себе в этом мире;

5) истинная жизнь заключается в бескорыстном служении людям;

6) «перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны друг другу, как и любому живому существу»;

7) «один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни»;

8) «жить – значит делать художественное произведение из самого себя»;

9) обрести бессмертие можно только в плодах материального, социального и духовного творчества, которые приумножат богатство всего человечества;

10) лучший путь обретения бессмертия – избавление при жизни от источников страдания, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение истинного просветления.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии«В мире философских знаний»произведениеЭпикура «Эпикур приветствует Менекея» (С. 5-9) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как правильно, по мнению автора, следует относиться к смерти?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 19 Проблема свободы в философии

План

Введение

1. Сущность свободы.

2. Проблема свободы воли.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Свобода и необходимость.

5. Свобода и ответственность.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010.- С.166–168.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 152-155.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 349–353.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С 378 – 384.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 19

Задание № 1 Вставьте пропущенное слово. Дайте развернутое объяснение своему варианту: Свобода означает ……. Вот почему многие ее боятся.

ИЛИ:

Можно ли считать свободным человека, добровольно находящегося в запертой извне комнате? Дайте развернутое обоснование своему ответу.

Задание №2 Определите, какие из данных высказываний принадлежат детерминисту, обоснуйте правильность вашего выбора:

1) Свобода – сон. В своем движенье годы

Тесней сдвигают грани несвободы (И.Г. Гете).

2) Люди считают себя свободными, так как свои желания и свое стремление они сознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне не грезят, ибо не знают их (Б.Спиноза).

3) Я всегда могу выбирать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я, тем самым, все-таки выбираю (Ж.-П. Сартр).

4) Люди думают, что наши дела и поступки – плод свободного выбора, из запаса новых идей мы выхватываем такую, которую хотим отстаивать словом и делом. … Нет, не мы хватаем идею, идея хватает и порабощает нас и бичами гонит на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за нее (Г. Гейне).

5) Только разумному существу дана возможность добровольно следовать событиям – простое же следование необходимо для всех (М. Аврелий).

6) Свобода предельна, ее нельзя ни из чего выводить. Свобода – безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия (Н.А. Бердяев).

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» (с. 152-155) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Почему свобода, с точки зрения автора, - это ответственность?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 20 Космос как предмет философского размышления

План

Введение

1. Космоцентризм античной философии.

2. Взгляд на космос (мир, вселенную) в средневековой христианской философии.

3. Вселенная глазами новоевропейской философии науки.

4. Идеи космизма в русской философии.

5. Антропный принцип.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 20 - 30, 59-60.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 81-83.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 194-210, 316-321.

4. Моисеев Н.Н. Человек во вселенной и на земле // Вопросы философии. – 1990. - №6.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 20

Задание №1 «Мир не враждебен и не дружествен по отношению к нам, а просто-напросто безразличен» (Д.Холмс).

Выскажите своё отношение к такому взгляду.

Какой эпохе вы бы его отнесли: античность, средневековье, новое время? Обоснуйте свой ответ.

Задание №2 Какие из приведённых суждений характеризуют взгляд античных философов на космос:

1) космос бесконечен, это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде;

2) вселенная есть творение всемогущего бога;

3) космос имеет пределы в пространстве;

4) человек есть ничтожная, исчезающее малая величина в безбрежном космосе;

5) человек соразмерен космосу, он есть микрокосм (малый космос) в сопоставлении с макрокосмосом (большим космосом);

6) космос упорядочен, в ней действует универсальный закон справедливости;

7) вселенная есть нескончаемый хаос, в ней всё случайно?

Выберите три правильных суждения.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы К.Э. Циолковского «Монизм Вселенной» (с. 81-83) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Каковы представления автора о природе и свойствах Вселенной? Как понимается материя в теории К.Э. Циолковского?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 21 Философские проблемы общества и его истории

План

Введение

1. Общие принципы и подходы к изучению истории.

2. Проблема единства и многообразия человеческой истории.

3. Проблема направленности общественного развития и смысла истории.

4. Истоки, причины и движущие силы истории.

5. Основные модели истории.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие. - Барнаул, 2010. - С. 113 – 137.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 202 – 204.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 162 – 183.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 21

Задание №1 Английский мыслитель Т. Карлейль утверждал: «История мира – это биография великих людей».

Согласны ли Вы с этой мыслью? Дайте развернутое обоснование Вашей позиции.

Задание №2 Определите, какие из данных высказываний принадлежат сторонникам той точки зрения, согласно которой главной причиной исторического развития является естественная среда, обоснуйте Ваш ответ:

1) История человечества есть непрерывная борьба между идеями и интересами; на мгновение побеждают последние, надолго же – первые.

2) Экономическая интерпретация истории означает, что экономические факты являются всегда повторяющимися решающими факторами, основной сутью исторического процесса.

3) Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного.

4) История похожа на спектакль, в котором обновляются костюмы, декорации, имена действующих лиц. Содержание остается неизвестным.

5) Исследуя, какие естественные деятели имеют наиболее сильное влияние на род человеческий, мы найдем, что эти деятели могут быть сгруппированы под четыре разряда, а именно: климат, пища, почва и общий вид природы.

6) История общества – в сущности история идей.

7) Все люди участвуют в создании истории, стало быть каж

Наши рекомендации