Постепенный отказ от заблуждений

Мы должны понять, что сразу же изгнать из своего ума привычное конкретизирующее "эго"видение не удастся. Для того чтобы полностью преодолеть внешнюю видимость объектов требуется время. Но мы можем нанести удар по более явным, заметным нашим заблуждениям прямо сейчас. Для этого нужно ослабить жесткую позицию относительно того, что мы считаем реальностью. И тогда, даже несмотря на то, что конкретизированная внешняя видимость вещей по-прежнему будет присутствовать, мы уже не будем с такой готовностью идти у нее на поводу.
Традиционные буддийские тексты иллюстрируют этот момент учения с помощью аналогии о волшебнике и его зрителях. Читая гипнотические заклинания над куском дерева или камнем, искусный волшебник может заставить людей увидеть, к примеру, лошадей. Находясь под воздействием чар, люди не только видят этих иллюзорных животных, но и верят в то, что они реально существуют. Они околдованы могуществом волшебника и обмануты его иллюзиями. Благодаря силе заклинаний, волшебник тоже видит лошадей, но, конечно же, не верит в них; он знает, что они иллюзорны, так как это плод его собственного волшебства. Таким образом, в то время как зрители смотрят это представление, раскрыв рты, сам волшебник остается безучастным и не вовлеченным в происходящее.

Обычно и мы уподобляемся этим зрителям, будучи готовы поверить во все те иллюзии, что подсовывают нам наши двойственные суждения. Если нам что-то кажется привлекательным, мы с готовностью позволяем себя обмануть и устремляемся в погоню. Если же внешний облик (каким мы его видим) этой вещи меняется и перед нами предстает нечто менее привлекательное, то мы тут же разворачиваемся и бросаемся наутек. Мы не на секунду не останавливаемся, чтобы поразмыслить о том, почему это происходит. О том, что эта переменчивая видимость является всего лишь отражением состояния, в котором пребывает наш собственный ум, и не имеет никакого отношения к самому объекту. В результате мы постоянно шарахаемся из одного состояния неудовлетворенности своим существованием в другое. Причем мы не оставляем тщетных попыток обрести опору для нашей иллюзорной "эго"-индивидуальности в погоне за или в бегстве от иллюзорных объектов. Таким образом, наша жизнь превращается в театр абсурда, полный эмоциональных конфликтов, разочарований и обманутых ожиданий.
Но мы можем отпустить от себя эти невежественные представления. Подобно волшебнику, мы можем остаться незатронутыми теми или иными конкретными проявлениями внешней видимости, которые перед нами возникают. В конце концов, когда наш ум окончательно очистится от искажений восприятия, то исчезнут даже эти двойственные проявления. Но нам не нужно ждать этого момента, чтобы освободиться от своих конфликтующих эмоций. Когда мы в какой-то мере избавимся от своих ограничивающих, конкретизирующих суждений, мы вкусим вкус этой свободы.


КУЛЬТИВАЦИЯ СРЕДИННОГО ПУТИ

Все эти разговоры о несуществовании "себя" как такового и об иллюзорной природе всех явлений, может подвести к нас заключению о том, что и мы сами, и все остальные, и окружающий нас мир, и просветление вовсе не существуют. Но такое заключение слишком нигилистично и является крайностью. Явления существуют, Отвергнуть следует ошибочное представление об их кажущейся конкретной и независимой форме существования.
Возьмем, к примеру, радугу. Существует она или нет? Конечно, существует. Но как? Как некое порождение игры капелек воды в небе, солнечного света и нашего собственного угла зрения. Таким образом, радуга оказывается явлением, основанным на взаимозависимости различных элементов, и если мы его изучим, то можем обнаружить различные причины и условия его возникновения. Но когда мы любуемся на эту радугу, нас настолько потрясает ее красота, .что хочется протянуть руку и коснуться ее. Однако, по мере того как мы к ней приближаемся, радуга будто отступает от нас. Как бы быстро, как бы далеко мы не бежали, нам так и не удастся ее поймать, ухватиться за что-то твердое, вещественное. Радуга неуловима и неосязаема по своей природе, и мы должны удовольствоваться осознанием того, что это прекрасное явление не более чем внешняя видимость; нечто такое, что нельзя подержать или присвоить.

То же касается и всех существующих явлений: они - лишь одна внешняя видимость, то, что видит наш ум. Не обладая' конкретной, самостной природой, они являются плодом взаимодействия различных причин и условий. Они возникают, пребывают в некотором состоянии и исчезают, причем все время непрерывно меняясь. Это справедливо и по отношению к нам самим. Не важно, что подсказывает нам врожденная цепкость "эго", вещественного, самообусловленного "я" мы не найдем нигде - ни внутри, ни вне наших постоянно меняющихся ментальных и физических компонент. Мы и все без исключения другие явления лишены даже мельчайщего атома самостности. Мы "пусты". Именно эта пустота (шуньята) составляет изначальную природу всего сущего.

Трактат, в котором изложены наиболее глубокие учения Будды Шакьямуни о пустоте, называется "Праджняпарамита" ("Сутры Совершенства Мудрости" - текст, который символически держит в левой руке Манджушри, олицетворяющий мудрость полного пробуждения). А человеком, разъяснившим и распространившим это учение, был знаменитый индийский философ и толкователь буддийских текстов Нагарджуна, который помимо этого является и великим адептом тантрийской практики, махасиддхой.
Система философского анализа Нагарджуны известна как Мадхъямика, или Срединный Путь, поскольку она избегает в своем подходе крайностей. Срединный Путь пролегает между утверждениями о существовании и несуществовании "себя" как такового, этернализмом и нигилизмом, переоценкой и недооценкой явлений. Согласно Нагарджуне, все обычные представления, сложившиеся у нас на тот или иной счет, ошибочны. Почему? Да потому, что мы обычно склонны приписывать объектам нашего опыта такие не присущие им качества, как конкретность, независимость и самостную природу. Другими словами, наше обыденное, невежественное видение реальности - как наше внутреннее чувство самости, так и восприятие внешних, поверхностных форм других явлений (звуков, зрительных образов и т.д.) - предвзято и двойственно.
Как уже обсуждалось ранее, мы постоянно проецируем созданный нами ложный образ на все, с чем имеем дело, а затем верим, что этот ложный образ и есть сам объект. Когда мы получим некоторое представление о том, насколько ложно наше обыденное двойственное видение реальности, то можем слишком остро на это отреагировать и начать вообще отрицать существование как таковое. Это нигилистическая крайность, которая не только абсолютно ошибочна, но и крайне опасна. Нам нужно понять, что вещи существуют, но не тем конкретным образом, как мы привычно предполагаем. Суть культивации правильного видения пустоты заключается в том, чтобы полностью отринуть представления о независимом существовании "себя" как такового, не отрицая реально существующего во взаимозависимости бытия.
Когда мы пытаемся применить логическое обоснование для того, чтобы доказать себе, что что-то обладает пустотной природой - другими словами, не обладает самообусловленным, конкретным бытием, - то иногда возникает ощущение, что мы чуть-чуть перебарщиваем в своих стараниях. "Это пустотно по такой или сякой причине... нет вот по этой": Иногда возникает ощущение внутреннего дискомфорта. Такое, скорее всего, может произойти; упорное обращение к логике чаще вредит нашему пониманию, чем способствует ему. В такие моменты лучше всего ослабить натиск нашего логического мышления и просто понаблюдать, как изучаемый нами предмет функционирует, действует, откуда он берется и так далее. К примеру, когда мы что-либо изучаем с целью выяснения, существует ли оно само по себе (как это кажется) или нет, то лучше всего помнить следующее: "Этот предмет был собран людьми на фабрике; затем его отправили в магазин; затем пришел я и купил его, а теперь вот пользуюсь им". Если взглянуть на эту вещь под таким углом зрения, то отсутствие в ней самостной природы становится более явным. Мы рассматриваем ее как нечто развившееся из определенных причин, зависящее в своем существовании от многих факторов и функционирующее тем или иным образом; такое понимание этой вещи смягчит общее впечатление о ней, как о чем-то независимом и конкретном, существующем как некий основательный, самодостаточный объект. Такой подход к пониманию взаимозависимости вещей и не существования "себя" как такового, или пустоты очень удобен и прямолинеен. Когда мы освоим его, то без труда поймем, почему многие великие мастера прошлого утверждали, что взаимозависмость, или взаимообусловленность - королева логического обоснования, а также лучший способ постичь истинное положение вещей.

Согласно Нагарджуне, правило, гласящее, что вещи не обладают истинно независимой самостной природой, не имеет исключений. Ум - тоже не исключение; и Будда не исключение. Мы не можем сказать, что какой-то никчемный предмет, вроде мусорного ведра, пустотен и не существует сам по себе, а некое высокочтимое существо, например, сам Будда Шакьямуни, обладает абсолютной и истинно самостной природой. Это не так. С точки зрения пустотности и недвойственности, изначальная природа Будды и изначальная природа мусорного ведра идентичны.
Практический вывод из всех этих рассуждений заключается в следующем: необходимо воздерживаться от опрометчивого суждения о любом из двойственных проявлений (то или это, хорошо или плохо и т.д.) как об абсолютно истинном, но также ,не следует такое проявление полностью отвергать. Вместо этого мы должны стать чуть более свободны в своих воззрениях, чуть более скептичны. Нам следует иметь в виду следующее: поскольку вещи видятся нам с той или иной конкретной стороны, то они обладают некой способностью ввести нас в заблуждение и вызвать внутренний конфликт. Если мы четко осознаем это, то уже не позволим себе с готовностью попасть под их чары. И если мы затем обучим себя созерцать изначальную ясность ума, то обретем умение входить в состояние недвойственности, в котором смятение и противоречивость окончательно исчезают.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авалокитешвара (таб. - Ченрези) - мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.

Бардо (тиб.) - промежуточное состояние между смертью и повторным рождением.
Бесповоротный выход (тиб'. - нге-джунг) - подход, связанный со стремлением оставить позади страдания сансары, а также их причины и вместо этого обрести покой нирваны, или полного просветления состояния Будды; в этой связи обычно употребляется термин "отречение".

Бинду (санскр.) - см. "капли".

Блаженство - крайне приятное ощущение; в высшей йога-тантре тончайшее сознание ясного света испытывает великое блаженство, сосредоточившись на пустоте.

Бодхичитта (санскр.) - альтруистическое побуждение бодхисаттвы; желание достичь просветления, для того чтобы приносить благо другим; полностью открытое и посвятившее себя другим существам сердце.

Бодхисаттва (санскр.) - тот, чья духовная практика направлена на достижение просветления; тот, кто обладает сострадательным побуждением бодхичитты.

Божественная гордость - сильная убежденность в достижении состояния определенного медитативного божества; ср. стадия зарождения.

Будда 1) (санскр.) - полностью просветленное существо; тот, кто устранил все омрачающие ум факторы и развил в совершенстве все добродетельные качества; первая из трех драгоценностей прибежища.
Будда - 2) см. "Будда Шакьямуни"

Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.) - четвертый из тысячи основных будц современной эпохи; по происхождению - принц из североиндийского клана Шакья, обучал пути сутры и тантры, ведущему к освобождению и полному просветлению; основатель той философской системы, которая сейчас известна как буддизм.

Буддовость, или состояние будды, - см. "просветление".

Ваджрное тело - система каналов, энергетических ветров (тиб. терминология, используемая для описания движения энергетических потоков) и капель, существующая внутри обычного физического тела человека и активизируемая через практику высшей йогв-тантры, в результате чего возникает крайне утонченное состояния ума, позволяющего пережить блаженство (ср. "ясный свет"), что в свою очередь ведет к зарождению всепроникающей мудрости, способной искоренить омраченность ума.

Ваджрадхара (тиб. - Дордже-чанг) - мужское медитативное божество; обличье, через которое Будца Шакьямуни раскрывает ученикам учение тайной мантры.

Ваджрасаттва (тиб. - Дордже-семпа) - мужское медитативное божество; основная очистительная тантрииская практика, направленная на устранение препятствий, порожденных негативной кармой и нарушением данных обетов; ср. "предварительные практики".
Ваджрайогиш (тиб. - Дордже-налджорма) - женское медитативное божество; традиционно связываемое с Херука Чакрасамвара.

Ветер энергии - (санскр. - прана) - составляющая ваджрного тела; энергия, служащая в качестве основы для различных "грубых" и тонких состояний сознания.

Визуализация - использование творческого воображения в медитации, например при воссоздании и проявлении себя в обличье определенного медитативного божества; несмотря на этимологию этого термина, визуализация не всегда ограничивается зрительным рядом, но включает в себя весь спектр изобразительных средств (слух, осязание и т.д.).
Внутренний огонь (тиб. - тум-мо) - энергия, располагающаяся в чакре манипуре (в районе пупка), активизируемая на стадии завершения высшей йоги-тантры и используемая для направления энергетических ветров в центральный канал; называемая также "внутренним жаром", "физическим жаром".

Высшая йога-тантра (санскр. - ануттара-йога тантра) - четвертая и главная часть тантрийской практики, состоящая из стадий зарождения и завершения; через практику этого класса тантр тантрик может достичь полного просветления в течение одной жизни.

Гуру (санскр.; тиб. - лама) - духовный руководитель или наставник; тот, кто указывает последователю путь к осовобождению и просветлению; в тантре учитель рассматривается как единое целое с медитативным божеством и тремя драгоценностями прибежища.
Гуру-йога (санскр.) - основная тантрийская практика, в которой гуру рассматривается как существо, тождественное буддам; медитативному божеству (чью практику выполняет ученик), а также сущностей природе ума ученика.

Дока (санскр.) - буквально "небоходец" (тиб. ка-дро); мужское божество, помогающее (опытному) тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Докипи (санскр.) - буквально "женщина-небоходец" (тиб. . кадро-ма); существо женского рода, помогающее опытному тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Далай-лама - мирской и духовный лидер Тибета; признан как воплощенный в человеческом облике Авалокитешвара, будда сострадания; современный Далай-лама Тэнзин Гьяцо родился в 1935 году и является четырнадцатым по счету в своей линии.

Двойственное видение - характерное для непробужденного сознания невежественное видение, при котором все вещи воспринимаются в ложном свете как обладающие самостной природой; при таком видении, внешний облик объекта смешивается с ложным образом его независимости или самости, таким образом приводя к развитию последующих двойственных взглядов относительно субъекта и объекта, себя и остальных и так далее.

Дхарма (санскр.) - духовные учения; буквально: "то, что удерживает от страданий"; вторая из трех драгоценностей прибежища.

Дхармакайя (санскр.) - см. "тело истины".

Заблуждение (санскр. - клеша; тиб. - ньен-монг) - фактор, омрачающий в своей основе чистую природу ума и таким образом приводящий к страданиям и состоянию неудовлетворенности; главное из заблуждений - невежество, поскольку оно порождает такие заблуждения, как пристрастная привязанность, ненависть, зависть и проч.

Иллюзорное тело (санскр. - майякаия; таб. - гйю-лу) - тонкая телесная форма, зарождаемая через практику стадии завершения высшей йоги-тантры.

Инициация - посвящение, см. "передача силы". Йидам (тиб.) -'- см. "медитативное божество".
Йога (санскр.) - духовная дисциплина, к которой человек "прикрепляет" себя с целью достижения полной интеграции тела и ума.

Йоги божеств - тантрийская практика "зарождения" себя в облике одного из медитативных божеств среди пречистого окружения.

Йога пустоты - в буддийской тантре практика растворения, рассеивания всех внешних проявлений в пустоте, используемая как предпосылка к самовоссозданию в пречистом облике медитативного божества.

Йогин - мужчина, практикующий йогу; тантрийский адепт.

Йогиня - женщина, практикующая йогу; тантрийский адепт.

Сострадание - (санскр. - каруна) - желание, чтобы все существа освободились от умственных и физических страданий; предпосылка для развития бодхичитты; символизируется Авалокитешварой.
Кайя (санскр.) - см. "три тела Будды".

Калачакра (тиб. - Ду-кор) - буквально: колесо времени; мужское медитативное божество высшей йоги-тантры, в практике которого содержатся наставления по медицине, астрологии и т.д., так же как и путь к просветлению.

Каналы (саскр. - нади) - составляющая ваджрного тела, по которой происходит движение энергетических ветров и капель.

Капли (санскр. - бинду) - составляющая ваджрного тела, используемая при зарождении великого блажества; бывают двух видов - красные капли, получаемые при зачатии от матери, и белые - получаемые от отца.

Карма (санскр.) - действие; закон причины и следствия, в котором благие поступки приносят счастье, в то время как отрицательные - страдание.

Колесо энергии - см. "чакра".

Колесница (санскр. - яна) - средства, указывающие практикующему путь и ведущие его к достижению желанной духовной цели; ср. "сугрвяна" и "тантраяна".

Концентрация - умение сосредоточить свой ум на любом выбранном объекте медитации, мысленно удерживая этот объект.

Коренной слог - в тантрийских визуализациях это возникающий из пустоты слог на санскрите, из которого в свою очеред1 возникает медитативное божество.

Кундалини (санскр.) - энергия блаженства, спящая в физическом теле, активизируемая через тантрийскую практику и используемая для зарождения проницательного проникновения (инсайта) в истинную природу реальности.

Лама (тиб.; саискр. - гуру) - духовный руководитель или наставник в буддийской традиции .Тибета; ср. "гуру".

Мадхьямика (санскр.) - Срединный Путь; система анализа, основателем которой является Нагарджуна, основанная на Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; считается превосходящим остальные изложением мудрости пустоты; ср. "Срединный Путь".
Мандола (санскр.) - круговая диаграмма, символизирующая всю Вселенную; место обитания медитативного божества, осознаваемое как эманация мудрости этого божества; в переносном смысле - окружение какой-либо личности, рассматриваемое как отражение состояния ее ума.
Манджушри (тиб. - Джам-пел-йанг) - мужское медитативное божество, воплощение мудрости полного просветления.

Мантра (санскр.) - буквально: защита ума; слоги на санскрите, читаемые в связи с практикой определенного медитативного божества и воплощающие качества этого божества.
Март, или Марба (1012-1096) - основатель традиции Кагью в тибетском буддизме; прославленный тантрийский мастер и переводчик; последователь Наропы и гуру Миларепы.
Махамудра (санскр.) - великий символ; глубочайшая система медитативного созерцания природы ума и изначальной природы реальности.

Махасиодха (санскр.) - достигший высочайших степеней развития тантрийский практик.
Медитация - процесс тщательного освоения благоприятных состояний ума, как через аналитическое исследование, так и через концентрацию на определенном предмете.
Медитация умственного проникновения, или медитативный инсайт (санскр. - випасхьяна) - исследование и ознакомление с истинным положением, образом существования вещей;
используется для развития мудрости пустоты.

Медитативное божество (тиб. - йи-дам) - существо мужского или женского рода, воплощающее определенный аспект опыта полного просветления и используемое в тантре для концентрации и самоотождествления.
Миларепа (1040-1123) - выдающийся последователь Марпы, получил признание благодаря своей напряженной практике, преданности гуру, достижению просветления и многочисленным песням духовной реализации.
Мудрость (санскр. - праджня; тиб. - ше-раб) - безошибочное понимание природы вещей; в частности, мысленное проникновение (инсайт) в природу пустоты, то есть истинный образ существования всех вещей; противоядие от невежества; симво[ лизируется Манджушри.
Нагарджуна - индийский махасиддха, давший толкование Сутрам Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; основатель философской школы мадхъямиков.

Нади (санскр.) - см. "каналы". Наланда-университет монастырского типа на севере Ин дии; один из основных источников распространения тантрийских учений на территорию Тибета.
Наропа - индийский махасиддха, живший в XI в. и передавший множество глубоких тантрийских учений, в том числе учение Херука Чакрасамвара и Ваджрайогини; последователь Тилопы и гуру Марпы.

Невежество или неведение (санскр. - авидья; тиб. - ма, риг-па) - ошибочная уверенность в независимой, самостной природе всех вещей; заблуждение, являющееся корнем сансары и источником всех страданий, уничтожаемых мудростью пустоты.
Недвойственная мудрость - понимание истинного образа существования всех вещей, свобода от двойственных воззрений;
часто употребляется как синоним "мудрости пустоты".

Нирвана (санскр.) - состояние всецелого освобождения от сансары; цель практика, стремящегося к собственному избавлению от страданий; обычно говорят о двух уровнях достижения состояния нирваны: нирвану "низшего" уровня связывают с упомянутым выше этапом личного освобождения из пут сансары, в то время как нирвана "высшего" уровня означает несравненное достижение всецело просветленного состояния будды.
Нирманакайя (санскр.) - см. "тело эманации". Освобождение - см. "нирвана". Отречение - см. "бесповоротный выход".

Помнен Лама (1570-1662) - Панчен Лама Первый (гуру Пятого Далай-ламы), автор многочисленных учений по сутре и тантре, в том числе таких трудов, как "Подношение духовному мастеру" и текст махамудры "Основной путь покорителей".
Передача силы, разрешение на практику (тиб. - вант) - передача, получаемая от тантрийского мастера, позволяющая последователю заниматься практикой определенного медитативного божества; также в этом смысле употребляется термин "инициация".
Перерождение- вхождение сознания в состояние нового существования после смерти, а иногда - в промежуточное состояние; целью тантрийской практики является освобождение этого процесса из-под контроля заблуждений.
Прана (санскр.) - см. "ветры энергии".

Предварительные практики (тиб. - нендро) - медитации, предназначенные для преодоления препятствий и накопления энергии заслуг, что необходимо для успешной практики тантры.

Принять прибежище - обратить ум к подлинному источнику зашиты от страданий сансары; в буддизме это означает вверить себя трем драгоценностям - будде, дхарме и сангхе.
Промежуточное состояние - см. "бардо".

Просветление (санскр. - бодхи) - полное пробуждение; состояние будды; конечная цель буддийской практики, достигается, когда устранены все ограничения ума и осуществлен положительный потенциал; состояние, характеризуемое безграничным состраданием, высокой степенью мастерства и мудростью.

Пустота (санскр. - шуньята) - отсутствие ложных представлений о существовании вещей; в частности, отсутствие не' зависимой, самостной природы явлений.
Путь ступеней (тиб. лам-рим) - представление учений Будды Шакьямуни в форме, удобной для постепенного (шаг за шагом) обучения ученика.

Равностность - одинаковое отношение ко всем, культивируемое за счет преодоления привычки разделять окружающих на друзей, врагов и посторонних; необходимая основа для развития мотивации сострадательной бодхичитты.

Резидентный ум, или ум сознания - очень тонкий уровень ума, находящийся в сердечной чакре и поддерживающий непрерывное существование от жизни к жизни (вместе с питающим; его неуничтожимым энергетическим ветром).

Садхана (санскр.) - метод выполнения; подробные инструкции, которые шаг за шагом описывают практику медитации, посвященную конкретному медитативному божеству.
Самадхи (санскр.) -состояние углубленного медитативного созерцания; концентрация на истинной природе вещей, свободная от блуждания мыслей и двойственных концепций.
Самообожание - эгоцентрический подход, при котором ктолибо ставит свое собственное благополучие выше счастья всех остальных; основное препятствие, преодолеваемое при развитии бодхичитты.

Самостоятельное существование, самобытие, самость вещей - ошибочное представление о том, что вещи существуют сами по себе, независимо от причин, условий, явлений и процесса концептуальной обусловленности; мудрость пустоты заключается в понимании того, что ни одна из вещей не обладает ни единым , атомом самости, другими словами, она "пустотна".
Самбхокакайя (санскр.) - см. "тело наслаждения".

Сангха (санскр.) - духовная община; третья из драгоценностей прибежища.
Сансара (санскр.) - циклическое существование; постоянно повторяющийся цикл смерти и перерождения, обусловленный невежеством и несущий в себе страдания.
Смерть - отделение ума от тела, конец жизни.

Состояние пробуждения - состояние просветленного существа, пробудившегося от сна невежества.
Срединный Путь - подход, представленный в Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни и истолкованный Нагарджуной как взаимозависимость всех существующих явлений, что влечет за собой идею об ошибочности крайних подходов этёрнализма и нигилизма, отрицания или утверждения самобытия явлений; ср. "Мадхъямика".

Стадия зарождения (тиб. - кйе-рим) - первая из двух стадий высшей иога-тантры, на протяжении которой культивируется ясное созерцание и божественная гврдость в отношении избранного медитативного божества.

Стадия завершения (тиб. - дзог^рим) - вторая из двух стадий высшей йоги-тантры, на протяжении которой обретается контроль над ваджрным телом через такие практики, как практика внутреннего огня.

Сутра (санскр.) - учение Будды Шакьямуни; раздел буддийских учений, предшествующих тантризму и делающих ак цент на культивации бодхичитты и практиках шести совершенств, а именно щедрости, дисциплины, терпения, усилия, медитативного сосредоточения и мудрости.
Сутраяна (санскр.) - дотантрийская колесница буддизма, ведущая к достижению полного просветления через три неисчислимые эпохи, через практику шести совершенств; таким образом, известна также как колесница совершенств (санскр. -. парамитаяна).

Сутры Совершенства Мудрости (санскр. - Праджняпарамита-сутра) - учения Будды Шакьямуни, в которых изложены мудрость пустоты и путь бодхисаттвы.

Тайная мантра - тантрийские учения Буддизма; см. "тантраяна".

Тантра (санскр.) - буквально "нить непрерывности"; тексты буддийских учений тайной маитры;

часто используется для обозначения самих учений.

Тантраяна (санскр.) - колесница буддизма, последующая за сутрой; учение, с помощью которого можно достичь освобождения в течение одной жизни; называемая также "молниеносной колесницей"; а также "ваджраяной", "мантраяной".

Тантрийскчй мастер - гуру, обладающий компетенцией давать посвящения и вести учеников по тантрийскому пути к просветлению.

Тара (тиб. - Долма) - женское медитативное божество, олицетворяющее добродетельное поведение полностью просветленного существа; рассматривается как мать всех будд прошлого, настоящего и будущего.

Тело истины (санскр. - дхармакайя) - ум полностью просветленного существа, свободный от всех омрачений и пребывающий в медитативно-сосредоточенном состоянии прямого восприятия пустоты при одновременном осознании всех явлений; см. "три тела Будды".
Тело наслаждения, или тело величия (санскр. - самбхогакайя) - или "тело совершенных сведений", то есть форма, в которой просветленный ум проявляется для того, чтобы приносить благо высокоосуществленным бодхисаттвам; см. "три тела • Будды". I
Тело эманации, или тело воплощения (санскр. - нирманакайя) - форма, в которой проявляется просветленный ум, для того чтобы приносить благо обычным существам; см. "три тела Будды".
Талона - махасиддха, живший в Х в.; гуру Наропы; источник множества учений традиции тайной мантры.

Тотальность - состояние, в котором отсутствуют все ограничения на пути к полному развитию и выражению внутреннего потенциала; нетрадиционнь1й синоним слов "просветление" и "буддовость", используемый Ламой Йешей.

Три тела Будды (санскр. - три-кая) - неограниченный ум (дхармакая) просветленного существа, его явление высокоосуществленным бодхисаттвам (самбхогакайя) и его явление обычным существам (нирманакайя); ср. "тело истины", "тело наслаждения", "тело эманации".

Три драгоценности прибежища - будда, дхарма и сангха. Три основных принципа пути - основные учения пути сутры к просветлению; см. "бесповоротный выход", "бодхичитта" и "пустота".

Тум-мо (тиб.) - см. "внутренний огонь".

Хатха-йога (санскр.) -физические упражнения, направленные на достижение человеком телесной гибкости, что способствует устранению "блоков", препятствующих правильному движению энергетических ветров; используется в определенных практиках, связанных с ваджрным телом.

Херука Чакрасамвара (тиб. - Кор-ло дем-чог) - мужское медитативное божество высшей йога-тантры.
Центральный канал - (санскр. - авандути, сушумна; тиб. - ца у-ма) - основной энергетический канал ваджрного тела, представляемый как полая трубочка света, расположенная спереди позвоночника.
Цепкость "эго", или цепкое удержание "эго" (санкр. - атмаграха; тиб. - даг-джин) - невежественное принужденное стремление рассматривать свою собственную личность, или "я" как нечто постоянное, самостное и независимое от других явлений.

Цэонкхава(1351-14П) - основатель традиции гэлугпа тибетского буддизма; внес новые изменения во многие учения сутры и тантры, а также в монашескую традицию Тибета в целом.
Циклическое существование - см. "сансара"

Чакра (санскр.) - колесо энергии; расположенные вдоль центрального канала места сосредоточения энергии, на которые устремляется внимание практикующего (особенно на стадии завершения йога-тантры).

Четыре класса тантр - разделение тантр на четыре группы: крийя (действие), чарйя (исполнение), йога и ануттара-йога (высшая йога).

Четыре благородные истины - содержание первой проповеди, или сутры Будды Шакьямуни, а именно: 1) страдание; 2) причина страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь, ведущий к прекращению страданий.

Чистая земля - область существования за пределами сансары, в которой присутствуют все условия, благоприятствующие достижению полного просветления.
Шуньята (санскр.) - см. "пустота".

Шесть Йог Наропы - учения, в основном относящиеся к практикам стадии завершения высшей йога-тантры.

Ясное созерцание - визуализация себя и своего окружения в пречистой форме медитативного божества и мандала; см. "стадия зарождения".

Ясный свет (тиб. - о-зел) - крайне утонченное состояние ума, достигаемое при растворении всех энергетических ветров в центральном канале (что происходит в момент смерти или на стадии завершения высшей йога-тантры).

Наши рекомендации