Источник неудовлетворенности

Так где же искать источник неудач? Кто или что несет ответственность за то, что нам так и не удается пережить состояние счастья и покоя, к которому мы так упорно стремимся? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз внимательно рассмотрим, что из себя представляет и как действует обычное человеческое желание. Ощущая какую-то внутреннюю незавершенность, незащищенность и неосуществленность, мы начинаем искать помощи не внутри, а вне себя, кого-то (или чего-то) , кто помог бы нам обрести внутреннюю целостность. В нашем сознании или в подсознании постоянно присутствует мысль: "Если бы у меня было то-то и то-то, то я бы чувствовал себя счастливым!" Эта мысль служит импульсом, подталкивающим нас к попытке присвоения любого привлекательного объекта, который, как нам кажется, лучше всего утолит наше желание. В процессе преследования такого объекта, мы делаем из него идола, переоценивая его привлекательные качества и превращая его в своих мыслях в нечто, не имеющее никакого отношения к истинному положению вещей.

В своей попытке присвоить переоцененный нами предмет желаний, мы можем как преуспеть, так и потерпеть неудачу. Если нам не везет в наших усилиях - объект остается за пределами досягаемости, - то мы испытываем разочарование; чем сильнее мы хотим заполучить объект, тем больше отчаиваемся, когда наши попытки заканчиваются провалом.
Но что происходит, если мы преуспеваем и добиваемся того, чего хотим? То, с чем мы в итоге остаемся, и то, с чем надеялись остаться, оказывается на поверку двумя совершенно разными вещами. Причина заключается в следующем: то, чем мы владеем, на самом деле является не долгожданным решением наших проблем - неизменным, целостным и приносящим удовлетворение образом-мечтой, - а чем-то несовершенным, недоделанным и невечным, таким же, как и мы сами. Этот человек или вещь действительно могут доставить нам сиюминутное удовольствие, но они никогда не смогут оправдать возложенные на них надежды. Таким образом, раньше или позже мы почувствуем себя обманутыми и испытаем горькое разочарование.
А теперь давайте вернемся к нашему первоначальному вопросу: кого или что мы виним в своих несчастьях? Чаще всего мы безо всяких на то оснований возлагаем вину на объект своих желаний. "Если бы она только была посимпатичнее...", "Если бы только машина была поновее или ездила побыстрее..." Если бы это, если бы то. Вот такие двойственные суждения возникают у нас в голове, когда мы, разочарованные тем, что есть, раздумываем, чем бы это можно было заменить, да так, чтобы счастье, которого мы жаждем, на этот раз уж было бы гарантировано нам наверняка. А в следующий момент мы уже ловим себя на том, что приступили к поиску новой жены, нового мужа или новой машины. Причем надежды, возлагаемые нами на новый объект желания, настолько же нереалистичны и беспочвенны, как и те, что им предшествовали. Таким образом, мы продолжаем кружить на месте и, меняя в своей жизни то одно, то другое, на самом деле так и не приближаемся ни на шаг к желанному счастью и душевному спокойствию.

ТАНТРИЙСКОЕ РЕШЕНИЕ

Тантрийское решение данной проблемы носит крайне радикальный характер; оно связано с полной трансформацией нашего обычного видения мира. Это основной момент в подходе тантры. Та самая энергия желаний, которая обычно толкает нас от одной неблагоприятной ситуации к другой, преобразуется через алхимию тантры в трансцендентное переживание блаженства и мудрости. Практикующий тантру концентрирует всепроникающее ясное внимание этой благодатной мудрости таким образом, что она, подобно лучу лазера, пронзает насквозь все те или иные ложные проекции и проникает в самое сердце реальности.
Растерянность и противоречивость, омрачающие на разных уровнях наш ум и не дающие возможности пережить полноту человеческого потенциала, систематически искореняются силой благодатной осознанности. Мы видим, что энергия желания используется здесь иным образом: вместо того чтобы, как обычно, способствовать усилению нашей неудовлетворенности, она разрушает саму причину этой неудовлетворенности - а именно, наше полное незнание природы реальности.
В тибетской тантрийской традиции такая трансформация энергии желания иллюстрируется с помощью следующей аналогии. Существуют насекомые, которые, как говорят, рождаются из дерева; их жизненный цикл начинается в самой сердцевине древесного ствола. Затем, подрастая, они кормятся древесиной, то есть едят то, из чего были рождены. Аналогично, через практику тантрийской трансформации желание дает жизнь мудрости, которая в свою очередь поглощает все негативные аспекты, омрачающие наш ум, включая и породившее ее желание.
Итак, мы видим, что обычные функции желания и функция, связанная с просветлением, противоположны друг другу. В тантре возникающий из желания опыт блаженства расширяет границы нашего ума, и благодаря этому мы преодолеваем свою ограниченность, в то время как обычное удовольствие, получаемое от контакта с объектами желания, сужает границы нашего внимания и приводит к ограничивающей одержимости поиском все новых, более изощренных удовольствий. Опьяненные приятными ощущениями, мы утрачиваем осознание целостности бытия и погружаемся в состояние отупляющего мрака. Наш ум замыкается на желанном объекте, и чем жестче мы сжимаем свою хватку, пытаясь извлечь из этого предмета как можно больше удовольствий, тем все больше отрываемся от истинной реальности. Можно даже сказать, что, находясь под воздействием сильного желания, мы впадаем в состояние, близкое к бессознательному. Когда мы наконец пробуждаемся от этого мутного, подобного сну, состояния, то обнаруживаем, что удовольствие, казалось бы испытываемое нами, куда-то испарилось, а на его место пришло чувство неудовлетворенности, с которого все начиналось. '
Ту же самую мысль можно выразить и по-другому: обычно наш опыт получения удовольствия омрачен, замутнен невежеством. Несмотря на то что в таком опыте есть место сиюминутному возбуждению, в нем отсутствует осознанность, нет ясности, света. Идея тантрийской практики заключается в том, чтобы объединить наш опыт получения удовольствия с энергией света. Такое единение очень ярко представлено зрительным образом, о котором я уже упоминал, - а именно, изображением слившихся в объятии двух божеств - мужского и женского. Этот образ обозначает единство мужской энергии блаженства с женской энергией всепроникающей, недвойственной мудрости. В конечном итоге эти два божества должны слиться воедино, и тогда мы достигнем полной реализации нашей глубинной природы. Поскольку такой союз блаженства и мудрости не относится к числу наших сегодняшних привычек и умений, мы должны приложить огромные усилия, чтобы взрастить в себе опыт переживания целостности бытия.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Поскольку привычка впадать в состояние омраченности и растерянности - в то время как мы стараемся удержать удовольствие, - прочно укоренилась в нас, было бы неразумно полагать, что мы можем сразу же трансформировать кипучую энергию желаний в спокойную ясность ума. Даже несмотря на то что тантра является быстрейшим путем к завершению опыта просветления, мы все же должны пройти в своем развитии определенные стадии в соответствии с собственными возможностями. В противном случае мы взвалим на себя непосильное для нас в настоящий момент бремя. И тогда мы рискуем разделить судьбу тех стран, которые, предприняв попытку модернизации, замахнулись на очень многое, но действовали слишком поспешно. Как правило, это приводит к печальным результатам: их простое и до определенной степени сбалансированное существование сменяется беспорядком. Таким образом, несмотря на то что, как предполагалось, индустриализация должна была бы принести стране пользу, на самом деле она приводит к еще большему смятению и неудовлетворенности, чем раньше. Подобно этому, если практика тантрийской трансформации не соответствует нашему эмоциональному настрою и умственным возможностям и если мы намереваемся трансформировать больший объем энергии желаний, чем это нам по силам, то все это может привести к еще большей растерянности, чем та, что имеет место в данный момент.


Наши рекомендации