Урок моделирующего типа по развитию речи

Урок моделирующего типа по развитию речи

Вид урока : исследование

Форма проведения: работа в группах

Тема урока: «Жестокость , как всякое зло , не нуждается в мотивации ; ей нужен лишь повод » Элиот Джордж

Методы : эвристический , исследовательский

Концепция:

Формирование творческого мышления не только одна из актуальнейших задач современной системы образования, но и сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Оно не осуществляется через обучение учащихся конкретным знаниям, умениям. Напротив, психолого-педагогические воздействия должны быть направлены на развитие возможностей перестраивать эти знания и умения, отступать от шаблонов в решении творческих задач.

При развивающем обучении ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления.

Данный урок является третьим в разделе «Обучение написанию сочинения». Обучающиеся уже знают общую структуру сочинения-рассуждения – ч.С , умеют находить проблемы в исходном тексте, знают виды проблем , способы оформления. На данном уроке они должны суметь их правильно сформулировать и соотнести с авторской позицией. Обучающиеся работают в группах , выполняя различные творческие задания .Для исследования выбраны два текста: И.Руденко (Г.Т.Егораева.ЕГЭ-ч.С Практикум ) и В.П.Астафьев «Хвостик». Они оказывают сильное эмоциональное воздействие, смогут разбудить в обучающихся чувство нетерпимости к национализму , к разным формам проявления жестокости , выработать собственную жизненную позицию . Сначала на уроке создается проблемная ситуация ( показывается видеоролик «Обыкновенный русизм») , которая поможет обучающимся определить цель и задачи урока , потом они знакомятся с текстами , выделяют проблемы и начинают работать в группах. Исследовательский метод помогает понять идею урока , способствует развитию мышления , эмоциональности , создает необходимую обстановку .

Творчество ученика на уроке настраивает на работу и дома.

Ход урока

Приветствие . Обращение к теме урока .

- Какие ассоциации у вас возникают ?

Просмотр видеоролика «Обыкновенный русизм»

- Какие чувства вызывает увиденное?

- Почему мы его смотрели?

- Какие задачи будем решать?

Работа в группах .

1)Работа с текстом № 2 (Г. Т. Егораева Практикум ЕГЭ) . Чтение учителем.

(1)Страшно. (2) Мерзко. (3) Чудовищно.

(4) В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда.

(6) Но, как известно, дьявол в деталях. (7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один. (8) Они кричали: «Россия для русских!» - несчастный был киргизом. (9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. (10) Скинхеды.

(11) Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13) Да что же это у нас происходит?

(14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. (15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажите, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? (18) Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!

(21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно.

(24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких не мало. (26) Но сомневаюсь, сто в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.

(28) «Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочет верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что-ли? (34) Щепки истории. (35) рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. (37) «Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?» - спросили режиссера Адабашьяна. (38) Он ответил: (39) «Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену».

(42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцать трех этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?

(45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.

(По И.Руденко)

После прочтения текста предлагаются задания для всех групп.

Задание 1.

Сформулируйте проблемы текста, выделите главную, используя разные способы.

- В данном тексте исследуется проблема ксенофобии.

- Почему падает ценность человеческой жизни? Именно эта проблема волнует автора?

- И. Руденко поднимется проблема жестокости современного общества. К сожалению, она очень злободневна .

- Автор поднимает проблему вседозволенности .

Задание 2.

Какое название отражает тему текста?

а) Ироды.

б) Эпоха прощания с гуманизмом.

в) Что страшнее водородной бомбы?

(Ответ: В)

Класс поделен на три группы:

1группа – проблема ксенофобии

2группа– проблема жестокости

3группа– проблема вседозволенности

Каждая группа исследует свою проблему, выполняя следующие задания :

1.Нарисуйте графический символ вашей проблемы.

2.Сформулируйте данную проблему, напишите начало сочинения.

3.Найдите авторскую позицию, соответствующую этой проблеме.

4.Попробуйте составить список художественных произведений, в которых поднимается данная проблема.

Далее обучающимся предлагается еще один текст – рассказ В.П.Астафьева «Хвостик»

Смеется, заливается, хохочет мальчик... Овсянский остров напоминал когда-то голову -- туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца .В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело остров.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были -- уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье -- пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, "Ракета" за "Ракетой" прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ. Под бравую песню "То ли еще будет..." расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может -- ни птица, ни зверь... Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене -- гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит -- ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко -- изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово "Мясо", на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: "В защиту природы..." Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: "Отклик".

-- Что же ты смеешься, мальчик?!

-- Хво... хво... хвостик!

Да, хвостик суслика смешон -- напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик -- не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И "отклик" на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

-Как этот текст связан с предыдущим?

-В каких формах может проявляться жестокость?

-Какое впечатление производит рассказ?

Каждая группа получает задание:

1.Идентифицировать проблему (описать ее).

2.Сформулировать вопрос.

3.Есть ли решение вашей проблемы?

4. Создать графический символ.

Оценивание работы учащихся на уроке .

Учитель .

-Каковы ваши впечатления от урока ?

-Что особенно запомнилось ?

-Кто был наиболее активен?

Домашнее задание : написать сочинение по одному из текстов

Приложение 1

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА,

Комментирование проблемы

Содержание комментария

Комментировать проблему надо СТРОГО по авторскому тексту. Проследите от начала до конца текста, как автор раскрывает проблему на конкретных примерах, судьбах героев, изложении каких-либо фактов или событий.

Акцент в этой части делается на содержании проблемы и предложенных автором способах ее решения. Возможные речевые формулировки:

- автор посвящает текст;

- заостряет проблему;

- воссоздает картину происходившего;

- определяет суть проблемы;

- помогает увидеть (понять) по-новому;

- утверждает, что;

- считает;

- объясняет причины;

- ставит вопросы;

- постоянно повторяет;

- акцентирует внимание;

- приводит примеры;

- рисует картину;

- излагает свою точку зрения и аргументирует ее;

- прослеживает взаимосвязь и т.д.

Подумайте, как характеризует автора выбор проблемы:

- автор имеет свою взвешенную позицию по данному вопросу;

- переживает, оценивая ситуацию;

- показывает себя истинным гражданином;

- является знатоком человеческой души;

- стремится изменить что-то к лучшему;

- остро чувствует что-то и т.д.

Нельзя!!!

- пересказывать текст или отдельную его часть: комментарий оценивается двумя баллами из 23 – пересказ равен 0 баллов из 23 (по всем критериям);

- стремиться прокомментировать все проблемы, имеющиеся в тексте, это займет ваше время на экзамене, а на оценку и качество работы не повлияет;

- высказывать СВОИ оценки, комментировать действия героев, характеризовать их поступки и т.п.;

- пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как АВТОР понимает эту проблему.

Приложение 3

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

Урок моделирующего типа по развитию речи

Вид урока : исследование

Форма проведения: работа в группах

Тема урока: «Жестокость , как всякое зло , не нуждается в мотивации ; ей нужен лишь повод » Элиот Джордж

Методы : эвристический , исследовательский

Концепция:

Формирование творческого мышления не только одна из актуальнейших задач современной системы образования, но и сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Оно не осуществляется через обучение учащихся конкретным знаниям, умениям. Напротив, психолого-педагогические воздействия должны быть направлены на развитие возможностей перестраивать эти знания и умения, отступать от шаблонов в решении творческих задач.

При развивающем обучении ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления.

Данный урок является третьим в разделе «Обучение написанию сочинения». Обучающиеся уже знают общую структуру сочинения-рассуждения – ч.С , умеют находить проблемы в исходном тексте, знают виды проблем , способы оформления. На данном уроке они должны суметь их правильно сформулировать и соотнести с авторской позицией. Обучающиеся работают в группах , выполняя различные творческие задания .Для исследования выбраны два текста: И.Руденко (Г.Т.Егораева.ЕГЭ-ч.С Практикум ) и В.П.Астафьев «Хвостик». Они оказывают сильное эмоциональное воздействие, смогут разбудить в обучающихся чувство нетерпимости к национализму , к разным формам проявления жестокости , выработать собственную жизненную позицию . Сначала на уроке создается проблемная ситуация ( показывается видеоролик «Обыкновенный русизм») , которая поможет обучающимся определить цель и задачи урока , потом они знакомятся с текстами , выделяют проблемы и начинают работать в группах. Исследовательский метод помогает понять идею урока , способствует развитию мышления , эмоциональности , создает необходимую обстановку .

Творчество ученика на уроке настраивает на работу и дома.

Ход урока

Приветствие . Обращение к теме урока .

- Какие ассоциации у вас возникают ?

Просмотр видеоролика «Обыкновенный русизм»

- Какие чувства вызывает увиденное?

- Почему мы его смотрели?

- Какие задачи будем решать?

Работа в группах .

1)Работа с текстом № 2 (Г. Т. Егораева Практикум ЕГЭ) . Чтение учителем.

(1)Страшно. (2) Мерзко. (3) Чудовищно.

(4) В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда.

(6) Но, как известно, дьявол в деталях. (7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один. (8) Они кричали: «Россия для русских!» - несчастный был киргизом. (9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. (10) Скинхеды.

(11) Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13) Да что же это у нас происходит?

(14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. (15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажите, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? (18) Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!

(21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно.

(24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких не мало. (26) Но сомневаюсь, сто в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.

(28) «Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочет верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что-ли? (34) Щепки истории. (35) рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. (37) «Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?» - спросили режиссера Адабашьяна. (38) Он ответил: (39) «Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену».

(42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцать трех этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?

(45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.

(По И.Руденко)

После прочтения текста предлагаются задания для всех групп.

Задание 1.

Сформулируйте проблемы текста, выделите главную, используя разные способы.

- В данном тексте исследуется проблема ксенофобии.

- Почему падает ценность человеческой жизни? Именно эта проблема волнует автора?

- И. Руденко поднимется проблема жестокости современного общества. К сожалению, она очень злободневна .

- Автор поднимает проблему вседозволенности .

Задание 2.

Какое название отражает тему текста?

а) Ироды.

б) Эпоха прощания с гуманизмом.

в) Что страшнее водородной бомбы?

(Ответ: В)

Класс поделен на три группы:

1группа – проблема ксенофобии

2группа– проблема жестокости

3группа– проблема вседозволенности

Каждая группа исследует свою проблему, выполняя следующие задания :

1.Нарисуйте графический символ вашей проблемы.

2.Сформулируйте данную проблему, напишите начало сочинения.

3.Найдите авторскую позицию, соответствующую этой проблеме.

4.Попробуйте составить список художественных произведений, в которых поднимается данная проблема.

Далее обучающимся предлагается еще один текст – рассказ В.П.Астафьева «Хвостик»

Смеется, заливается, хохочет мальчик... Овсянский остров напоминал когда-то голову -- туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца .В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело остров.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были -- уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье -- пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, "Ракета" за "Ракетой" прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ. Под бравую песню "То ли еще будет..." расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может -- ни птица, ни зверь... Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене -- гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит -- ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко -- изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово "Мясо", на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: "В защиту природы..." Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: "Отклик".

-- Что же ты смеешься, мальчик?!

-- Хво... хво... хвостик!

Да, хвостик суслика смешон -- напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик -- не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И "отклик" на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

-Как этот текст связан с предыдущим?

-В каких формах может проявляться жестокость?

-Какое впечатление производит рассказ?

Каждая группа получает задание:

1.Идентифицировать проблему (описать ее).

2.Сформулировать вопрос.

3.Есть ли решение вашей проблемы?

4. Создать графический символ.

Оценивание работы учащихся на уроке .

Учитель .

-Каковы ваши впечатления от урока ?

-Что особенно запомнилось ?

-Кто был наиболее активен?

Домашнее задание : написать сочинение по одному из текстов

Приложение 1

Наши рекомендации