Исторические типы философского обоснования права: Средневековье.
Средневековьем принято называть самый продолжительный период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока - со времен падения Римской империи в 5 в. до начала эпохи Возрождения (14-15 вв.). Отличительной особенностью средних веков является рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти. Христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, которое по сути своей теоцентрично и опирается на 2 положения:
а) идею творения, лежащую в основе онтологии христианской философии
б) идею откровения, составляющую в этой философии фундамент учения о познании.
Философия средних веков оказалась в жесткой зависимости от религии.
Теоцентризм (греч. theos - бог) - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало всего сущего. Принципы теоцентризма распространяются и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология - "наука" о Боге. Христианские мыслители ставят существование природы, человека и общества в зависимость от сверхъестественного.
Теоцентризм, как самая характерная черта христианского мировоззрения, пронизывает все части философской теории: учение о бытии, учение о человеке, учение о познании, учение об историческом развитии.
В области онтологии теоцентризм раскрывается через принцип креационизма. Бог сотворил мир ни из чего" и продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Если сила Бога прекратится, то мир вернется в небытие. Бог трактуется как абсолютное творческое начало, он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Бог - это высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.
Антропология (учение о человеке) раскрывается через принцип антропологизма - совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога. Бог сотворил человека отдельно, что подчеркивает особое положение человека в мире. Человек - конечная цель творения, образ и подобие Бога. Но человеку всегда необходима божественная помощь, действие божественной благодати.
В философии истории теоцентризм раскрывается через принцип провиденциализма и эсхатологизма. В основе христианской концепции истории лежит представление о постоянной связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхъестественной судьбе. Основная миссия истории характеризуется как спасительная, испытательная и назидательная. Христианское мировоззрение по своей основе провиденциально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. В философии истории провиденциализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией - учением о конце мира. История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона. Христианские мыслители изображают царство Божие как мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в полном единении с Богом. Достижение этого - конечная цель и смысл человеческого существования.
Средневековая христианская философия, сохраняя приверженность основным принципам религиозного философского стиля мышления и мировоззрения, прошла длительный путь развития. Начав с небольших по объему и довольно простых по содержанию "Апологий", она закончила созданием грандиозных философско-теологических систем, в которых получили свое отражение и развитие все стороны философской теории: онтология, гносеология, философия истории, этика и эстетика.
3. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Впервые термин право встречается в 8 в. до н.э. у Гесиода. Право - закон, установленный богами для людей. Право понималось в двух аспектах:
право по природе и естеству (понятие природных явлений которые определяют деятельность и жизнь человека)
философия античная право средневековье
право по человеческому установлению (понятие данного образа жизни, который определяется либо божественной волей, либо человеческими обычаями)
Платоновский герой Протагор называет закон тираном, принуждающим людей поступать вопреки природе, отрицает абсолютную значимость писаных законов, так как люди, создав их, сами постоянно вносят в тексты законов изменения. По утверждению Аристотеля главное в обществе - политическая справедливость, которая существует среди свободных людей, и их взаимоотношения регулируются законом. По его мнению, политическая справедливость может быть естественная и юридическая. Естественная справедливость не зависит от людей, а юридическая справедливость перестает быть беспристрастной, когда она сформулирована в законе. Законы создаются для применения в конкретных условиях, в то время как справедливость в природе едина для всех мест и людей.
Римская империя внесла большой вклад в развитие учения о праве. Марк Тулий Цицерон утверждал, что подлинное право - это истинный разум, находящийся в согласии с природой. Происхождение правосудия следует искать в высшем законе, существовавшем до какого-либо писаного закона. Не все в законах и обычаях разных стран является справедливым. Справедливость едина, нормы самой природы определяют разницу между хорошими и плохими законами.
Право не является продуктом человеческой мысли, это то вечное, что правит всей вселенной. Право - способность различать справедливое и несправедливое в согласии с природой.
Римский юрист Павел утверждал, что право должно выводиться из естественных отвлеченных правил, но сами правила должны быть основаны на действующих правовых нормах. По мнению многих правоведов римская юриспруденция не смогла провести четкой границы между правом и нравственностью, так как то, что им казалось справедливым становилось правом.
В средневековье проявление разума, противостоящего вере, рассматривалось как грехопадение. Теоцентризм определял все сферы жизни, в том числе и право. На заре европейского средневековья отцы церкви считают политическое общество и государство греховными институтами. К 13 веку юриспруденция и философия становятся на службу богословию. Право становится частью божьего закона.
Фома Аквинский приводит иерархическую систему права, в которой божественный закон является верховным. Не весь божественный закон доступен человеческому разумению. Доступная часть проявляет себя посредством вечного закона. Фома Аквинский делает следующие выводы:
естественный закон не является обычаем, поскольку естественный закон есть нечто, установленное разумом;
предписания естественного права базируются на необходимости делать добро и избегать зла;
естественный закон предписывает добродетельные поступки, так как разум каждого человека естественно диктует ему действовать в добродетельном духе;
естественный закон является одинаковым для всех;
естественный закон может быть изменен путем дополнения и не может быть изменен путем сокращения;
существует различие между наиболее общими предписаниями естественного права и его вторичными более детализированными предписаниями.
В средневековой Европе получает распространения школа глоссаторов, представители которой занимались толкованием самого текста источников римского права. На смену глоссаторам приходят постглоссаторы, которые основное внимание уделяют логической разработке такой системы общих юридических принципов и понятий, из которых можно дедуктивным способом вывести более частные правоположения и нормы.
Комментаторы (постглоссаторы) в отличие от экзегетов (глоссаторов), занимавшихся позитивным правом, вновь обращаются к праву естественному. Естественное право в их представлении - вечное, разумное право, выводимое из природы вещей.