Э.С. Бауэр. А. Г. Гурвич. Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Ф. Реймерс
«Только живые системы никогда не бывают в равновесии»
(Э.С. Бауэр)
Важнейшей вехой в истории развития энергетических представлений о сущности жизни было научное творчество Э.С. Бауэра (1890-1942) -выдающегося венгерского и советского учёного, взгляды и идеи которого, практически не понятые современниками, ныне представляют неоспоримую ценность.
Работа Э.С. Бауэра «Теоретическая биология» стала первой попыткой построить целостную теорию «сущности жизни», использовав для этого некоторые фундаментальные положения теоретической физики. Такие устоявшиеся понятия термодинамической науки, как «энергия», «энтропия», согласно Бауэру, проявляют себя в живых организмах иначе, чем в неживых телах. В процессе эволюции живого происходило его усложнение, а не деградация, движение не к равновесию (стационарности), а к неравновесию как неотъемлемому свойству существования биологических систем. Это несоответствие законам термодинамики привело Бауэра к идее, получившей наименование «принцип Бауэра». Согласно этому
224 принципу особое термодинамическое состояние присуще уже самим молекулам живой материи («живому белку»), которые постоянно находятся в состоянии «устойчивого неравновесия», определяющего физическое состояние жизни. Отсюда, по Бауэру, главный принцип сводится к следующему: все, и только живые, системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счёт своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях. Из этого принципа Бауэр вывел и все свойства живых организмов: обмен веществ и ассимиляцию, раздражимость, способность к размножению, т.е. деление клеток, рост, старение. Понимая, однако, что сама по себе термодинамическая неравновесность не является специфическим свойством только живых систем, Бауэр уточнил свой принцип представлением о неравновесности как следствии постоянного возобновления термодинамического потенциала, активного и всё большего удаления системы от положения равновесия.
В своём главном труде «Теоретическая биология», вышедшем в 1935 году в Ленинграде, Э.С. Бауэр наиболее полно отразил разработанную им теорию сущности жизни. По его мнению, основная особенность живых систем - рост организованности в ходе онтогенеза и филогенеза, который сопровождается понижением энтропии и увеличением свободной энергии системы. Он пишет: «... все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счёт своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях» [22, с. 43]. Суть сформулированного учёным принципа «устойчивого неравновесия» - в способности жи- у вых систем устойчиво поддерживать себя в условиях, удалённых от термодинамического равновесия, т.е. отвечать на воздействие окружающей среды в обратном направлении.
Концепция «устойчивого неравновесия» фактически развивает и уточняет идеи В. Освальда. При этом Бауэр не умалял значения вещест-
225 венного субстрата жизни, считая, что живая система построена из энергетически возбуждённых, «деформированных» молекул. Благодаря наличию в них ненасыщенных валентностей, они сохраняются в возбуждённом состоянии за счёт постоянно поступающих извне порций энергии света и пищи. Выявление в клетке энергизированных молекул, объяснение механизма этой энергизации дало возможность Бауэру выявить движущую силу эволюционного процесса. Он пришёл к выводу, что ею является нарастание (как в ходе индивидуального развития, так и в филогенезе) способности к активной деятельности, к внешней работе, совершаемой путём временного нарушения равновесия пластического обмена веществ за счёт использования части свободной структурной энергии.
Если в неживой природе, предоставленной самой себе, процессы всегда направлены в сторону снижения уровня организации, уменьшения связанности частей, их упрощения, то в живой природе принципиально важные процессы идут в противоположном направлении. Живая система уже с первого мгновения своего существования и в процессе своего развития переходит в состояния, всё менее и менее вероятные, если их рассматривать с позиции законов физики и химии. Принципиальное отличие между живыми и неживыми системами Бауэр видел в следующем. Любая живая система с момента своего возникновения обладает неким запасом избыточной энергии по сравнению с окружающей её неживой средой. Эта энергия обеспечивает активность, направленную на продолжение или, по меньшей мере, сохранение жизнедеятельности. Бауэр фиксировал это состояние живой системы относительно именно окружающей среды. Так, белки и нуклеиновые кислоты живой клетки отличаются от таковых же в мёртвой клетке, хотя химически они тождественны. В живой клетке молекулы находятся в возбуждённом, богатом энергией состоянии (как заряженная батарейка), что позволяет им быть в постоянной готовности к выполнению работы и осуществлять её с максимальной эффективностью, сохранять активное состояние за счёт постоянного взаимодействия друг с
226 другом. Каждая живая система в ходе своего развития формирует за счёт
обмена веществ всё больше и больше заряжённой такой «структурной»
энергией биомассы, и потому общий запас свободной и работоспособной
энергии возрастает, что позволяет живому эволюционировать.
Нарушения извне, получаемые живыми системами, постоянны, но живая система сохраняет неравновесие: «Всем живым существам свойственно прежде всего самопроизвольное изменение своего состояния», «оно не вызвано внешними причинами»[22, с.22]. Данное самопроизвольное изменение означает, что в системе имеют место «скопления энергий», которые могут реализовать себя «в механической работе, образовании тепла и т.п.» [22, с.32]. «Работа живых систем при всякой окружающей среде направлена против равновесия»[22, с. 36], живая система, по Бауэру, и не выполняет, собственно, никакой другой работы. Устойчиво равновесная система либо неработоспособна, либо мертва. Только живая система устойчиво неравновесна, работоспособна, источник её работоспособности заключён внутри неё самой.
Живая система всю воспринятую извне энергию использует для поддержания и восстановления внутренней структуры, т.е. трансформирует во внутреннюю работу, и - наоборот. В этом и состоит основное противоречие (закон) живых систем. Но в ходе возникновения разнообразных форм живых существ роль внешней работы становится всё более важной, вследствие чего последняя должна увеличиваться [22, с. 67] и обеспечиваться усилением внутренней работы [22, с.67].
Таким образом, принцип «устойчивого неравновесия» позволил, в сущности, Э.С. Бауэру предложить теорию живой материи[22, с. 121]. Экологические внешние воздействия не должны нарушить подлежащее сохранению неравновесное состояние, иначе - смерть. Сущность приспособления не в изменениях живой системы вслед за воздействием среды, а, наоборот, в сохранении её законов движения[22, с. 167]. Результатом приспособления должно стать выживание в изменённой среде. Следователь-
227 но, историческая закономерность эволюции подчиняет себе не отдельные
организмы, а всю живую материю, существующую на Земле [22, с.205]. «Эволюция, таким образом, заключается в повышении и усилении основных свойств живой материи, главное из которых - устойчивое неравновесие» [22, с. 206].
Будет справедливым остановиться на следующем вопросе. Ныне в литературе чаще встречается словосочетание «неустойчивое равновесие». Анализ содержания двух терминов даёт основание отдать предпочтение термину Э.С. Бауэра, поскольку «устойчивое неравновесие» - сущностный признак живого, тогда как «неустойчивое равновесие» подразумевает примат внешних воздействий, разрушающих живую систему.
Возникает вопрос: насколько справедлив принцип Бауэра в свете современных достижений биохимии, биоэнергетики, молекулярной биологии, биофизики, давших разъяснение механизмам, процессам и реакциям на молекулярном и субмикроскопическом уровнях организации живого? Может ли этот принцип служить фундаментом теоретической биологии?
Применительно к тем проявлениям жизни, которые исследуются, главным образом, методом физико-химической биологии, принцип Бауэра справедлив. Однако он не распространяется на истолкование явлений жизни на всех уровнях её организации; «за бортом» остаются некоторые проблемы традиционной, описательной, да и эволюционной биологии. Таким образом, теоретическая биология Бауэра - один из ранних для отечественной науки примеров поиска путей для создания всеохватывающего теоретического знания о живом. В «Теоретической биологии» Э.С.Бауэр предвосхитил многие идеи позднее развитой термодинамики необратимых процессов, теории информации, биоэнергетики и других современных дисциплин естествознания. Кроме того, открытия Бауэра показали недостаточность и узость требований «физикализации» и «химизации», столь упорно провозглашаемых на протяжении всего XX
228 века на фоне эйфории от успехов этих наук; Бауэр, таким образом, продемонстрировал свой отчётливый антиредукционизм.
Положения теории Бауэра об энергетических основах жизни стимулировали исследования в третьем направлении современной биологии -информационном.
Основателем этого направления исследований стал другой наш соотечественник - А.Г. Гурвич. Вработе «Теория биологического поля», вышедшей в 1944 году, он писал о «констелляциях» молекул живого, их сцепленности. Молекулы сцепляются между собой в ансамбли (белки, нуклеиновые кислоты), обретая тем самым некий запас энергии. Умирание организма, утрата неравновесного состояния ведут к высвобождению энергии в виде излучения, установленного В.Л. Воейковым. Тем самым, можно сделать вывод, что биология чаще всего, и по преимуществу, изучает «трупы», мёртвые фрагменты биоса. Живые молекулярные ансамбли способны к самоорганизации, самосборке, самосвёртыванию (РНК, ДНК), к матричному синтезу белка на рибосомах даже в бесклеточной системе. «Сцепленность» на молекулярном уровне превращается на всех последующих уровнях в разнообразные формы усиливающейся ассоциации и интеграции. Это позволяет определять взаимоотношения на микроуровне как своего рода «клеточные государства» (Вирхов), «сверхорганизмы» и понимать их свойства «биосоциального» характера.
На Западе широкую известность приобрело привлечение законов неравновесной термодинамики к объяснению механизмов функционирования, происхождения и эволюции живого в работах Л. фон Берталанфи (1932), Э.Шредингера (1947), У. Эшби (1966), а бельгийский физик И.Пригожин в 1977 году получил Нобелевскую премию за разработку понятия «диссипативные системы», описывающего состояние вещества, которое индуцируется (приводится в действие) потоком энергии в неравновесных условиях. Таким образом, открытия, сделанные Э.С. Бауэром и А.Г. Гурвичем подготовили в последующие годы разработку синергети-
229 ки, ставшей в конце XX века одним из эффективных методологических
средств исследования особо сложных и динамичных систем мира.
Сформулированное в 1926 году В.И. Вернадским учение о биосфере стимулировало многие последующие достижения отечественной науки, в том числе привело к обособлению в качестве самостоятельной области знаний экологии. Ныне это одна из наиболее интенсивно развивающихся наук. Ещё в конце XIX столетия экология определялась Геккелем в качестве исследования всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды. Развитие этой науки в XX веке пошло многовекторно, развернулся широкий комплекс дисциплин практической экологии, частной экологии и общей (фундаментальной) экологии.
Значительный импульс формированию новой мировоззренческой парадигмы придал весь комплекс экологических наук, в том числе глобальная экология (общая, фундаментальная), экология природы, экология человека, экология общества (социальная), из структуры современно-го экологического знания, его дисциплинарного «древа» наибольший интерес привлекает философская часть экологических представлений конца столетия - глобальная экология.
Экология как целое - наука, изучающая взаимодействие организмов с окружающей средой, дающая всеобъемлющую картину живых систем и их окружения. Окружающая среда - понятие, включающее в себя поверхностные процессы Земли, часть Солнечной системы, созданный человеком материальный мир, т.е. естественную и искусственную части среды обитания. Среда обитания человека - определённая пространственно-временная организация его жизненно важных факторов, система условий, в которых он может реально воспроизводить себя и, следовательно, быть действительным, а не абстрактным человеком, и вне которой не может быть вообще никакого воспроизводства, никакой его жизнедеятельности.
230 Взаимодействие с природой человека, обращенного к ней своими
потребностями, не может носить иного характера взаимоотношений, кроме отношений противоречия. Природа, обладая характеристиками целостности и системности, стремится сохранить свою целостность, а человек, не имея возможности жить вне природы и не потребляя природу, постоянно нарушает эту целостность. При соблюдении определённой меры противоречивые связи не нарушают устойчивости системы «природа-человек- общество». Однако история убеждает в развёртывании противоречия за рамками этой меры. При этом можно выделить четыре основные фазы в отношениях человека, удовлетворяющего свои потребности, с природой [См.: 42. 63, 250].
Первая фаза - фаза противоречия - характеризуется обычным потреблением природных объектов человеком. Недостаточность и неудовлетворённость потребностей побуждает человека к деятельности по преобразованию природы, созданию мира «второй природы». Мир искусственный, расширяясь, начинает всё более вытеснять «природу первую», естественную. Рост численности народонаселения Земли и потребностей вёл к увеличению объёмов потребления. Этот процесс оказывал неблагоприятное воздействие на устойчивость биосферы, которая несмотря на свою способность к самопроизводству, имеет определённые качественно-количественные пределы. По оценкам экспертов, произошло это при достижении численности Земли в 2 миллиона человек. Нарушение устойчивости системы «природа- человек-общество» привело к тому, что природа стала угнетённой, а остальные стороны триады - эксплуатирующими.
Отношения человека и общества вступили во вторую фазу конфликта. Начался и стал нарастать процесс истощения ресурсов, в особенности биологических, но в сознание человечества настойчиво внедрялись модели индустриального и потребительского общества. Между тем, возникла острейшая необходимость сведения всей совокупности потребностей человека к антропогенным потребностям, вытекающим из природы
231 человека и являющимся необходимыми в соответствующих культурно-исторических условиях. В реальной жизни система потребностей человека не всегда соответствует биологическим требованиям и культурным тенденциям общества. Не являются витальными антропогенные потребности в табаке, который потребляют от 20 до 70 % населения стран мира, в алкоголе, который только в России потребляют более 50 % населения, в наркотиках, поразивших в некоторых странах до 20 % населения. Всемирная организация здравоохранения считает, что оптимизация потребностей в соответствии с природой человека и природой планеты позволит сократить теперешний уровень смертности вдвое, что привело бы к очередному росту численности человечества и, следовательно, ещё большему обострению противоречия.
Реально сегодня человечество в своих отношениях с природой вступило в третью фазу - фазу кризиса. Цивилизация живёт в разрушающейся биосфере, и за периодом жёсткого кризиса просматривается четвёртая фаза - фаза катастрофы.
Взаимодействие живой системы и среды не всегда оптимально, возможны, по меньшей мере, три состояния отклонений. Первое состояние -естественное. Оно характеризуется некоторыми сдвигами гомеостатиче-ских показателей в системе «человек-среда», которые формируют у человека потребности. «Рождённая» потребность становится источником для проявления человеком активности, которая направляется на удовлетворение потребностей. Удовлетворение человеком потребности восстанавливает нарушенное равновесие, и все системы организма возвращаются в состояние относительного покоя. Так продолжается до тех пор, пока новая потребность не вызовет новых сдвигов гомеостаза и не побудит человека к активности.
Второе состояние - патологическое. Гомеостатические пределы оказываются нарушенными, и отклонения от нормы выходят за границы приспособительных возможностей отдельных элементов или систем ор-
232 ганизма. Происходящие отклонения ведут к развитию болезни. Так, ныне
до 96 % россиян имеют патологические изменения в здоровье, продолжительность жизни почти равна той, что была в начале столетия. Благодаря свойствам саморегуляции, высокой пластичности систем организма, мобилизации всех его ресурсов и резервных возможностей, возвращение организма в первое - естественное - состояние ещё может произойти. Если этого не происходит, то организм приходит к третьему состоянию - критическому. В этом состоянии отклонения от сложившегося в процессе эволюции динамического равновесия системы не только выходят за рамки резервных возможностей человека, но и влекут за собой полное её разрушение, приводящее к смерти человека.
Для человека, находящегося наверху эволюционной, а следовательно и экологической пирамиды, экологической нишей является вся планета, но экосистема планеты находится в критическом состоянии. В задачу человека эпохи ноосферы входит правильное использование запасов не-гэнтропии на актуальных, безопасных и перспективных уровнях. Но одновременно перед человечеством стоит задача не меньшей важности: понять «общие интересы» человека, природы и общества, найти законы, управляющие развитием всей этой системы, и отыскать такие пути, которые позволили бы перевести её в фазу естественного противоречия [См.: 70].
Отечественная наука дала немало открытий и имён в этом русле исследований. Так, Н.В. Тимофеев-Ресовский- известнейший микрогенетик
- используя понятие биогеоценоза, введённое Сукачёвым, системный подход и новейшие радиационные методы, сумел дать количественные оценки роли живого вещества в основных биогеохимических процессах Земли
- миграциях, концентрациях и рассеяниях химических элементов в биосфере. Он установил, что биомасса обладает сильной накопительной способностью по отношению ко многим химическим элементам. Степень накопления может превосходить концентрацию тех же элементов в окру-
233 жающей среде в десятки тысяч раз. Н.В. Тимофеевым-Ресовским был
предложен целый спектр методов изучения и достижения ускорения и замедления миграций, химических элементов и веществ, их накопления и выведения, методы очистки водоёмов и почв.
Одной из важных дискуссионных проблем, в которой оставил заметный след выдающийся биолог России XX века Н.В. Тимофеев-Ресовский, была проблема биологического прогресса, имеющая широкий выход в практику жизни. Учёный полагал, что с точки зрения структурно-функциональных критериев биологическая прогрессивность человека по отношению, положим, к бактерии не вызывает сомнений. Но с позиции способности организма адаптироваться и выживать в различных условиях обитания следует отдать предпочтение бактерии. Известно, что мир микробов способен приспосабливаться практически к любым условиям среды, в том числе экстремальным. Палеонтология микроорганизмов свидетельствует, что большинство из них сохранились почти в неизменном виде до наших дней, просуществовав не менее 3,8 млрд. лет. А вот «венец эволюции» - человек - так подвержен воздействию любых условий среды, что практически беззащитен перед наступающими на него природными и экологическими катаклизмами.
Системный анализ биосферы, осуществлённый учениками и последователями В.И. Вернадского, в том числе Н.В. Тимофеевым-Ресовским, способствовал формированию представлений о едином процессе самоорганизации материи в развивающейся Вселенной и о роли и месте человека в мировой динамике. Человек должен серьёзно осознать, считал Н.В. Тимофеев-Ресовский, что локальное уменьшение энтропии на планете Земля - в актуальной для человечества части мира - оплачен ростом энтропии в космическом пространстве и любые трансформации в этом биполярном мега-мире губительны прежде всего для человека.
Идея развития и эволюции давно стала достоянием научной и философской культуры, Теперь на наших глазах всеобщий методологиче-
234 ский статус приобретает понятие коэволюции. Близко к этому понятию подошёл ещё в 1918 году русский учёный П.А. Кропоткин, который подчёркивал важную роль солидарности и взаимной поддержки особей внутри вида для его выживания, им был сформулировал биологический закон взаимной помощи, имеющий силу как в природе, так и в человеческом обществе [См.: 223]. Подходы к идее коэволюции содержатся также в трудах В.В.Докучаева. Но наиболее полно идея коэволюции была обоснована в трудах В.И. Вернадского. Изучая взаимодействие «естественных тел», их иерархическую упорядоченность, он особо выделил такую сторону этого взаимодействия, как взаимообусловленное, сопряжённое, совместное развитие биосистем и их элементов. Жизнь является продуктом сложного, но согласованного взаимодействия живого и неживого вещества, взаимной адаптации и сотрудничества живых организмов, сопряжённой эволюции земных и космических факторов.
Если суть коэволюционных процессов была выявлена В.И. Вернадским, то честь разработки концепции коэволюции принадлежит Н.В. Тимофееву-Ресовскому. Однако непосредственно термин введён в научную лексику Эрихом Янчем в 1984 году. В работах В.П. Казначеева, Н.Н.Моисеева, И.Т. Фролова, Э.В. Гирусова, С.Н. Родина, Р.С. Карпинской, И.К. Лисеева, А.П. Огурцова на большом материале была раскрыта универсальность коэволюционных процессов на всех уровнях - от молекулярной эволюции до эволюции биосферы и эволюции идей, обоснована новая научно-познавательная модель и коэволюционная стратегическая установка цивилизованного развития, коэволюционная парадигма культуры. Вычленены критерии коэволюции: сопряжённость процессов развития, направленность и незавершённость, автономность, кооператив-ность, полифункциональность, сочетание сопрягающихся явлений в единстве высшего порядка. Обращает на себя внимание, что когерентные взаимодействия достигаются не силой, а информационным обменом и воздействием [См.: 334].
235
Современным естествознанием термин коэволюция широко применяется при изучении биоценозов. Он означает взаимное приспособление видов; именно коэволюция обеспечивает условия сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. В приспособлении главную роль играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность и «сотрудничество» различных видов, в том числе и не связанных генетически. Развитие биосферы происходит путём углубления взаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно осуществляется процесс планетарной коэволюционной интеграции. Процесс жизни был прогрессирующим, и, в конце концов, биосфера приобрела планетарные масштабы.
Человек и биосфера - два начала, обладающие различной способностью к жизни в автономном режиме; человек наделён умом и волей, но хрупок биологически, биосфера спонтанна, непреложна, более устойчива как целостность. Но в то же время человек и биосфера равнонеобходимы друг другу, не могут существовать друг без друга, оба со всё большей скоростью стремятся избежать разупорядочивания и энтропийного финала [См.: 64, 68].
Процесс развития происходит там, где противостояние разупорядо-чивающей стихии углубляется, где соотношение формы упорядоченности с формой неупорядоченности поляризуется с нарастанием. Следовательно, каждое из начал должно больше тратить как на поддержание и обновление своей собственной организации, так и на использование ресурсов друг друга. Здесь великое поле жизни, контактов и коэволюции её форм при сохранении общего баланса. Последний изрядно нарушен: потенциальную энергию биосферы человек расходует в 10 раз быстрее, чем она аккумулируется в ходе биогенных круговоротов, из почв извлекается в 3-6 раз больше элементов питания, чем вносится с удобрениями, становятся проблемными с точки зрения возобновления водные, лесные, биотические и воздушные запасы и резервы. В связи с этим для многих тер-
236 риторий планеты экологическое и экономическое развитие - тесно увязанные проблемы [См.: 70].
Каждая система подчиняется своим циклам с определёнными временными вариациями. Чтобы такая циклическая система оставалась в относительном равновесии, необходимо, чтобы общая скорость её внутренних процессов не превышала наиболее медленное звено. Если какую-либо часть системы заставить работать быстрее системы, то она может погибнуть. Истощение, а то и утрата тех или иных ресурсов биосферы происходит за счёт превышения скорости изъятия ресурса по сравнению со скоростью его восстановления. Лишь равномерная, сбалансированная с возможностями возобновления извлекающая (промышленная добыча) нагрузка на элементы природы может сберечь биосферу, равно как и глубокое (интенсивное, многократное, безотходное) использование их.
Органическим целостностям - обществу и природе - присуще оборачивание достигнутых результатов на нужды породившей этот результат системы. Это изъятие, не превышая некоторого критического порога, может стать благотворным для системы, ибо упорядочивание ускоряется тратами, но в современном состоянии всякое изъятие должно быть строго подконтрольным.
Такие гиперсистемы, как природа и общество, увеличивают шанс выживания за счёт совместного, однонаправленного противостояния беспорядку и хаосу. Кооперация упорядоченностей полицентрического типа приводит к тому, что обе состыковавшиеся структуры диверсифицируются через разнообразие своих элементов, а не через разрушение. Образуется гетерогенный комплекс, более экономичный, устойчивый и надёжный.
Волны экологического ущерба заставляют интенсифицировать экологическую деятельность. Последняя - не что иное, как инвестиции в будущее. Принцип экологического равноправия поколений [См.: 36] заставляет задумываться о пагубности современного общества: о современ-
J
237 ной экономической системе затратного типа, о социальной системе потребительского типа, о политической системе псевдогуманного типа, о научно-мировоззренческой системе технократического типа. В современном обществе образовалось множество и других, не менее поляризованных крайностей, что выступает свидетельством разупорядочивающей стихии. Явно, что подсистема «общество» должна активно преобразовать свою структуру, перейти в качественно новый уровень союза - самопроизводству человека и природы. Только в этом случае общество станет разумным человеческим обществом, гармоничным элементом великой триады «природа-человек-общество».
Таким образом, выход может быть найден на путях коэволюцион-нОго согласования хозяйственного круговорота природного вещества и энергии с природно-обеспеченными круговоротами вещества и энергии в тех же параметрах. Если налицо разрыв причинения, такая система подлежит обязательному восстановлению - в этом непреложный закон коэволюции [См.: 334].
В процессе формирования современной эколого-коэволюционной парадигмы мышления следует учесть влияние научного творчества многих десятков учёных и философов, но об одном учёном, чьё интегральное научное творчество особенно заметно, следует упомянуть специально. Речь идёт о Н.Ф. Реймерсе,крупном, известном в мире, отечественном учёном-экологе, многочисленные труды которого весьма заметны и в практической, и в общей экологии. Вызывают интерес его философско-публицистические работы. В своём фундаментальном труде «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология» он привёл в систему десятки элементов современной экологии: законов, принципов, понятий, методов исследования, фактических данных, имён и идей. Интересно остановиться на важнейших законах экологии, сформулированных в контексте глобального эволюционизма и коэволюции:
238
1. Системно-генетический закон: отдельные природные системы в индивидуальном развитии повторяют в сокращённой форме эволюционный путь развития всей системы структуры.
2. Закон развития системы за счёт окружающей её среды: любая система может развиваться только за счёт использования материальных, энергетических и информационных ресурсов её среды.
3. Закон синхронизации и гармонизации системы: система есть самоорганизующееся единство, где индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой.
4. Закон увеличения степени идеальности: гармоничность отношений между частями системы в процессе эволюции возрастает.
5. Закон эколого-системной направленности эволюции: любые эволюционные изменения направлены экологическими факторами, сочетающимися с естественными особенностями систем.
6. Закон единства организма и среды: жизнь развивается в результате постоянного обмена веществом, энергией и информацией в единстве среды и организмов.
7. Закон экологической корреляции: все входящие в экосистему виды живого и абиотические компоненты функционально соответствуют друг другу.
8. Закон самоконтроля и саморегуляции живого: все живые системы обладают этими свойствами.
9. Закон незаменимости биосферы: сокращение естественной биоты в объёме, превышающем пороговые значения, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счёт создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству.
10. Закон ноосферы В.И. Вернадского: биофера неизбежно превратится в
ноосферу, где разум человека будет играть ведущую роль в развитии
системы «природа-человек-общество».
239 11. Принцип генно-культурной коэволюции: культура порождена и
оформлена биологическими императивами, в то время, как биологические черты изменены генетической эволюцией в ответ на культурные новшества. Следствие - биофильные черты человека - этику благоговения перед жизнью, ненасилие, взаимопомощь и сотрудничество - следует рассматривать как квинтэссенцию культуры [См.: 330 и др.].
В конце XX века мы остро ощущаем необходимость перехода от эволюционных, иерархизированных воззрений к пониманию равноценности и необходимости процветания всех форм жизни на Земле, признания внутреннего биосферного единства и самоценности природы. Это воззрение стимулирует гуманизацию человеческой деятельности по отношению к природе. Интенция поставить жизнь, живое, биос в центр мироздания и мировоззрения берёт своё начало от А. Швейцера и его принципа «благоговения перед жизнью» [См.: 86]. Весьма интересны работы представителей «глубинной экологии», которые отстаивают тезис о равноценности и необходимости всех без исключения форм жизни на Земле, о признании внутренней ценности природы, биосферного равноправия всех живых существ. В связи с этим умонастроением в 1985 году в Греции основана биополитическая интернациональная организация, одна из основных целей которой - содействие переходу от антропоцентрической * биоцентрической системе мировоззрения и просвещения. Научное сооб щество существенно трансформирует свои представления о жизни как яв лении природы, человеческого существования и сущности Универсума.
Формирование принципа глобального эволюционизма означает, что современной научной картине мира утвердилось убеждение, что матерш Вселенная в целом и все её элементы способны существовать в эволюцис нирующих формах [См.: 90]. Предыстория этого принципа следующа; Сама идея эволюции зародилась в XIX веке и наиболее убедительно прс звучала в учении Ч. Дарвина о происхождении видов. Данная концепци легла в основу теоретической биологии, но в XIX веке не оказала сущее
240 венного влияния на другие науки, оставшись в лоне родивших её наук о
растительном и животном мире. Вселенная продолжала рассматриваться как равновесное и неизменяемое образование. В XX веке всё ради-
кально изменилось. Первая крупная брешь в антиэволюционном настрое классической физики была пробита в начале 20-х годов в результате открытия расширения Вселенной, т.е. обнаружения её нестационарности. Вселенная после Большого взрыва непрерывно эволюционирует, приходя в современную форму. Таким образом, идея эволюции завладела физикой и астрономией. Затем возникла острая необходимость в эволюционной парадигме в химии для объяснения «происхождения видов вещества», трансформации неорганических и органических соединений, саморазвития каталитических систем.
Весьма активно идея эволюции развивалась и в рамках своей родительницы - биологии. Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического цикла предстаёт как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и биогеоценотическом. Наиболее убедительные успехи достигнуты на молекуляно-генетическом уровне: расшифрован генетический механизм передачи наследуемой информации, выяснены роль и структура ДНК и РНК, найдены методы определения последовательностей нуклеотидов в них и т.п. Синтетическая теория эволюции развела в разные стороны процессы микро- и макроэволюции, установила в качестве элементарной эволюционной единицы популяцию.
Идея эволюции ныне проникла в геологию, в социально-гуманитарные дисциплины. Укорененность в нынешней научной картине мира представления о всеобщем характере эволюции является её главной отличительной чертой.
Итак, глобальный эволюционизм - новационное направление в современной науке, он стал формой описания развития Вселенной как целост-
241 ной многоуровневой системы. Основные принципы «глобального эволюционизма» следующие:
1. Наша Вселенная есть единая система.
2. Эволюция Вселенной есть рост разнообразия форм материальной организации, ограничиваемый тенденцией к их единству и кооперативно-сти, т.е. усложнению.
3. В процессе эволюции Вселенная обретает с помощью человека способность не только познать саму себя, но и направлять своё развитие так, чтобы компенсировать или ослаблять дестабилизирующие факторы.
4. Главным дестабилизирующим фактором пока остаётся социум; возросшее могущес