Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев

Составители настоящего «Руководства» поставили перед собой задачу устранить эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасю-ка, унифицировать, по возможности, работу экспериментатора с WISC и WAIS, а также сообщить ему дополнительную информацию, полезную для корректного применения методики WISC.

Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев

Интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Child­ren, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Его название достаточно отрлжле! ме< п> длимого тестл п структуре тестов, изучающих познаватель­ные процессы. В психодиагностике принята такая группировка [2, с. 27]:

— тсс 1 ы способностей, измеряющие относительно простые сиособно-
СП1, психические процессы;

— iecn.i достижения, цель которых заключается в оценкеусвоения ре­
бенком исходной программы;

— тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных
ишеллеюуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.

По своему содержанию и по исходным принципам его формирова­ния тест WISC может быть полезным при решении преимущественно следующих диагностических задач:

1. Определение готовности ребенка к обучению в школе.
Приступая к решению этой задачи, следует, однако, иметь в виду, что

Э1Л готовность не является сколько-нибудь однородным фактором. Она за­висит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном уч­реждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, умениям и навыкам обучаемого.

Характеристика теста

Факт появления на свет теста WISC представляется научным парадок­сом. До работ Д. Векслера существовала практика, при которой интеллекту­альные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения зада­ний в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику

Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев - student2.ru Нерациональное

использование

ребенком своих

качеств

Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев - student2.ru

Недостатки

познавательной

Несформировапность приемов учебной деятельности

деятельности

Психологические

причины неуспеваемости

Недостатки

мотивизации к

обучению

Недостатки в

развитии

мыслительных

процессов

Рис.1. Структура психологических причин школьной неуспеваемости

вания интеллекта для взрослых (WAIS). Парадоксальным здесь является то, что тест WISC является ничем иным как упрощенной копией WAIS.

leci WISC состоит из 12 субтестов, 11 из которых идентичны тесту WAIS. В настоящем Руководстве названия субтестон для простоты работы психодиагноста даны такими же, как и в тесте для взрослых, а их нумерация оставлена оригинальной. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппы. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербаль­ные, а затем — невербальные субтесты в порядке их номеров, обозначен­ных в регистрационном листе.

Ответы испытуемого на задания субтестов WISC численно оцениваются в соответствии с содержательными критериями (изложенными во втором разделе Руководства) для вербальных субтепов; с содержательными и ско­ростными критериями — для невербальных субтестов; с содержательными и скоростными критериями — для невербальных. Для удобства работы экспе­риментатора правильные отпеты и скоростные лимиты ответов на невербаль­ные задания указаны непосредственно в регистрационном листе к тесту.

Итогппые интеллектуальные показатели по испытуемому вычисляются с помощью нормативных таблиц (Приложения 1 и 3), полученных по резуль­татам тестирования 2200 детей с равной представленностью мальчиков и девочек. В оригинальном издании WISC [24] даны таблицы к 33-ем возраст­ным группам. В отличие от теста для взрослых, в возрастную группу WISC входят испытуемые, возраст которых различается не более, чем на 4 месяца. Отнесение к той или иной возрастной группе определяется числом полных лет и полных месяцев, исполнившихся испытуемому на момент обследова­ния. Обоснованность выделения групп испытуемых, исходя из их паспорт­ного возраста, в отечественной литературе признается не всеми учеными. Так, сравнение интеллектуального развития одногодок, посещающих раз­ные группы детского сада, и детей разного возраста, посещающих одну и ту же группу, подсказало, что более правильно было бы при построении нор­мативных таблиц исходить не из возраста ребенка, а из группы детского сада (5, с. 14]. Нельзя, однако, не признать, что при таком подходе возника­ет проблема отнесения к какой-либо нормативной группе «домашних» де­тей, не посещающих детский сад.

Тест WISC предназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5-ти до 16-ти лет. Однако есть указание на то, что действитель­но информативными и надежными результаты тестирования становятся на­чиная с 7-8-летних испытуемых [22, с. 236].

Факторный анализ данных WISC, как правило, обнаруживает ту же факторную структуру интеллекта, что и у взрослых. Она слагается из обоб­щенных интеллектуальных функций типа: вербальное понимание, восприя­тие пространства (перцептивная организация), память, иногда — умение сосредотачиваться [2, с. 230].

В 1967 году Д. Векслер разработал интеллектуальный тест для дошколь-


f\U

LULIUUIIJ

взятых из WISC.

В 1974 году появилась усовершенствованная версия WISC (WISC-R). Задания в ней по содержанию были приближены к детскому возрасту (на­пример, счет сигарет заменен счетом шоколадок), расширен состав некото­рых субтестов.

В WISC-R вербальные и невербальные субтесты предъявляются в сле­дующем перемежающемся порядке:

1. Осведомленность.

2. Недостающие детали.

3. Сходство.

4. Последовательные картинки.

5. Арифметический.

6. Кубики Косса.

7. Словарный.

8. Складывание фигур.

9. Понятливость.

10. Шифровка.

11. Повторение цифр.

12. Лабиринты.

Данное изменение способствует большему динамизму тестовой про­цедуры для испытуемого, делает ее менее монотонной, что особенно важно для детей младших возрастов. В отечественной литературе подчеркивается, что при использовании WISC в отношении дошкольников следует тщательно контролировать их эмоциональные реакции на тестирование. В большинст­ве таких случаев бывает целесообразным найти разумный компромисс меж­ду требованием единства внешних условий и процедуры тестирования и требованием приспособления к индивидуальным особенностям и эмоцио­нальным состояниям испытуемого. У этой категории испытуемых «...более важно, чтобы были сохранены одинаковые внутренние, субъективные усло­вия, чем одинаковые внешние, объективные условия» [22, с. 221].

Влияние внеинтеллектуальных факторов на результаты тестирования продемонстрировано экспериментально и на испытуемых более старшего возраста. В целом, результаты более успешны, если:

— установить доверительные, неотчужденные отношения между ис­
пытуемым и экспериментатором;

— испытуемый находится не в стрессовом состоянии. Хотя здесь необ­
ходимо одно уточнение: максимальную успешность демонстрируют испыту­
емые в состоянии умеренной тревожности;

— перед тестированием испытуемый не был втянут в неприятные события;

— экспериментатор регулярно сообщает испытуемому об успехе в ре­
шении субтестовых задач.

Поскольку состав субтестов существенно не изменился в WISC, то усо­вершенствованную процедуру предъявления субтестов экспериментатор мо-

жет при необходимости использовать и при работе с WISC.

В усовершенглвопэнной версии отчетливо разграничены так называе­мые основные и дополнительные субтесты. К последним относится вербаль­ный «Запоминание цифр» и невербальный «Лабиринты». Дополнительные субгесты используются в двух случаях:

1) в качестве дополнения к основным субтестам при наличии свобод­
ного времени, неутомленности и достаточной мотивированности испытуе­
мого к продолжению тестирования. Оценки по дополнительным субтестам
повышают надежность получаемых результатов, но в вычислении итого­
вых показателей участвуют опосредованно: в расчетах используется сум­
ма баллов по всем шести субтестам (вербальным или невербальным), ум­
ноженная на дробь «5/6»;

2) для замены любого одного из основных субтестов, если тестиро­
вание по нему благодаря стечению каких-то обстоятельств оказалось не­
возможным или нецелесообразным. В этом случае для расчета итоговых
показателей берется сумма баллов по четырем основным и одному до­
полнительному субтестам.

Перечисленные правила применяются и в WISC.

Как и для большинства сложных тестов, по отношению к WISC проводи­лась работа по созданию кратких форм с целью экспресс-диагностики. Наи­более хорошо показало себя в этом плане сочетание двух субтестов: «Словар­ный» и «Кубики Косса». В принципе, это подтверждается и отечественными исследованиями. Так, отмечается высокая сила связи оценки по субтесту «Ку­бики Косса» с итоговым невербальным показателем и ее роль системообразу­ющего фактора в структуре невербального интеллекта [2, с. 20].

Перевод на русский язык и адаптация WISC к отечественным условиям осуществлена А. КЗ. Панасюком [13, 14, 15]. В адаптированном варианте WISC были заменены частично или полностью те задания, которые по своему содержанию не соответствовали историческим, культурным или социаль­ным реалиям нашей страны. При полной замене содержания в новом тексте задания сохранялась та область знаний и ориентировочная степень его трудности, к которым относилось в оригинале старое задание.

Основные изменения были проведены в вербальных субтестах: «По­нятливость», «Осведомленность», «Словарный», несколько меньшие — в субтесте «Сходство». Контрольные ответы к субтестам 1, 2,4 и 5 в большин­стве случаев созданы заново преимущественно на основании обобщения ответов испытуемых.

Для проверки надежности адаптированного теста А. Ю. Панасюк сопо­ставил результаты тестирования группы здоровых детей (75 человек) в воз­расте 6-13 лег и группы олигофренов в стадии дебильности (67 человек) того же возраста. При таком сопоставлении обнаружились следующие два факта:

— оценки здоровых детей полностью укладываются в нормативы,
предложенные Д. Векслером;

— данные здоровых и умственно отсталых детей статистически вы-

сокозначимо (р<0.001) различаются как по субтестовым, так и по итоговым оценкам (см. Приложение 5).

Тем самым, идентичность оригинального и адаптированного вариан­тов WISC в первом приближении можно считать установленной, а использо­вание нормативных таблиц Д. Векслера оправданным.

По мере распространения адаптированного варианта W1SC в практи­ке психодиагоностики в публикации стали появляться указания на некото­рые недостатки адаптации [16, 20]. Однако они носят весьма неконкрет­ный характер, либо по смыслу таковы, что могут быть отнесены к любому, в том числе, и неинтеллектуальному тесту.

В практической работе с тестом WISC сложился ряд рекомендаций, по­вышающих надежность и информативность обследования [16]:

— по истечении лимита времени не прерывать испытуемого, если он
заинтересованно продолжает искать решение задачи;

— при повышенной утомляемости (истощаемости) испытуемого про­
вести обследование в ходе нескольких встреч с ним;

— в субтесте «Арифметический», если испытуемый испытывает труд­
ности, попросить его вслух проговорить ход решения. При этом легче обна­
ружить психологическую причину его неуспеха;

— в субтесте «Последовательные картинка» целесообразно попросить
испытуемого объяснять смысл, составленной им последовательности. Тем са­
мым обнаруживаются логичность и обоснованность умозаключений испытуе­
мого, а также способность улавливать юмористические аспекты ситуации (на­
пример, в серии «Пикник»), которая сама по себе дифференцирует здоровье от
умственной отсталости;

— в субтесте «Лабиринты» следует различать три возможных типа на­
рушений: слабость координации и самоконтроля (испытуемый быстро дейст­
вует, допуская большое количество ошибок); двигательная заторможенность
(медлительность при безошибочности действий); слабая планируемость дей­
ствий (испытуемый перебирает варианты действий в случайном порядке).

В отечественной психологии делались попытки разработки новых тес­тов интеллектуального развития детей [1, 5, 6,7,8,18, 23]. По степени мето­дической проработанности ближе всего к WISC расположен «Школьный тест умственного развития». Он ориентирован на учеников 6-8 классов, имеет 2 параллельные формы и включает в себя 5 субтестов, работа с которыми ли­митирована во времени. Общими недостатками названных тестов являются: отсутствие в литературе четких руководств по применению этих тестов, стандартных наборов их стимульных материалов, демографически обосно­ванных статистических нормативов для оценки ответов испытуемого.

Опыт применения теста WISC

В данном параграфе изложены некоторые эмпирические результаты применения WI5C, которые полезны для осмысления и интерпретации экс­периментатором ответов испытуемого.

Исследования близнецов в возрастном диапазоне 7-16 лет позволили условно оценить степень генетической детерминированности тех или иных интеллектуальных функций [12]. В частности, преимущественно обуслов­ленными наследственностью признаны оценки по субтестам «Осведомлен­ность», «Словарный», «Шифровка». Преимущественно определяемыми со­циальными факторами являются, по мнению авторов исследования, оценки за «Понятливость», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса». Генетическую детерминацию, однако, нельзя понимать как жесткую пожизненную предопределенность. Если разбить указанную вы­борку близнецов на возрастные подгруппы, то обнаружится, что процент ге­нетически обусловленных оценок уменьшается с 80 в 9-11 лет до 20 в 14-16 лет. С другой стороны, и интенсивность влияния социальных условий на раз­витие интеллектуальных функций может существенно варьировать [20]: в рамках годичного экспериментального курса по обучению детей с задерж­ками психического развития установлено резкое сокращение числа детей, попадающих по итоговым показателям IQ в зону умственной отсталости. Наибольший прирост оценок зафиксирован по субтестам «Арифметиче­ский», «Складывание фигур» и «Шифровка».

Опубликованные в работах [9,11,12,14, 21] численные данные харак­теризуют различные группы детей: здоровых, с задержками психического развития, олигофренов с разной степенью умственной отсталости. Если проанализировать интеллектуальные профили этих групп, то можно выде­лить достаточно устойчивые различия в успешности работы испытуемых сразличными субгестами. В среднем, более легкими, имеющими максималь­ные для профиля оценки, оказываются задания субтестов «Арифметиче­ский», «Кубики Косса», «Недостающие детали» и «Шифровка». Более труд­ными являются субтесты «Словарный» и «Складывание фигур». Вопрос о том, связан ли этот факт с недостатками в подборе заданий субтестов иди с особенностями интеллектуального развития детей в нашей стране, пока остается открытым. Обнадеживающим можно считать наличие соответствия тестовых данных по WISC и школьной успеваемости [12].

В ряде исследований установлены характерные сочетания минимальных и максимальных оценок в интеллектуальных профилях некоторых выборок.

Отмечено, что по сравнению с контрольной группой у близнецов име­ется отставание по развитию вербальных функций (р<0.001), в то время как различия по невербальным незначимы.

В исследования ряда авторов [20] анализируется способность методи­ки WISC различить нормальных детей и детей с задержками психического развития (ЗПР). В трех выборках испытуемых получилось, что, в среднем, 39-46% детей имеют итоговые оценки на уровне средней нормы, 45-54% — в

пограничной зоне и 0-15% — в зоне, характеризуемой Д. Векслером как ум­ственная отсталость. Катамнестическое наблюдение этих исиьпуемых (с ин­тервалом в 2 года) показало, что дети, итоговые показатели которых находи­лись на уровне средней нормы, в большинстве своем уже обучались в обычной школе. Те же, кто показал оценки в зоне отсталости, преимущест­венно вынуждены были перейти во вспомогательную школу.

В сравнительном исследовании установлено [17, с. 278], что у детей с ЗПР значительно снижена эффективность вербального мышления, а у вос­питанников детских домов — невербального мышления (особенно по суб­тестам «Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).

Для дифференциальной диагностики ЗПР наибольшую ценность пред­ставляют оценки по субтестам «Сходство», «Словарный» и «Последователь­ные картинки», которые показывают детей с ЗПР однородной выборкой [20]. Прямой связи между показателями WISC и характером мозгового де­фекта не обнаруживается [11]. Опосредованное влияние дефекта на струк­туру интеллекта проявляется в «западении» именно тех способностей, ком­поненты которых пострадали при данном локальном мозговом поражении. Обследования умственно отсталых (по клиническому диагнозу) де­тей показывают, что 84-89% случаев диагноз совпадает с результатами тестирования по WISC [20]. По-своему интересно полное соответствие интеллектуальных профилей 8-летних олигофренов и 5,5-летних норма­льных детей, 11-летних олигофренов и 7-летних нормальных детей, 14-летних олигофренов и 9,5-летних здоровых [15]. У умственно отсталых детей наибольший вес в структуре интеллекта имеют такие функции, как наблюдательность, зрительно-моторная координация, способность вы­делять пространственные отношения.

В целом, признается способность WISC дифференцировать умствен­ную отсталость от интеллектуальной нормы и ЗПР, дифференциация же нормы и ЗПР не имеет столь четких критериев [16]. Некоторую определен­ность здесь может внести анализ оценок по следующим субтестам: наибо­льшие различия между нормой и ЗПР регистрируются по субтесту «Словар­ный»; между ЗПР и умственной отсталостью — по субтестам «Сходство» и всем невербальным [20].

Диагностическим значением может обладать величина разброса между максимальной и минимальной оценками в интеллектуальном профиле. У де­тей с ЗПР она, в среднем, равна 4 баллам, у олигофренов — 2,5 баллам [21].

Субтест 1 ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Для детей младше 8-ми лет и старше, подозреваемых в умствен­ном снижении:начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном сниже­нии:начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не вы­полнено, то, прежде чем переходить к следующему, необходимо возвратить­ся к заданиям №№1, 2, 3. Если все три задания — №№4, 5, б выполнены, то дать аванс за №№1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5-ти не­удачных подряд. Оценки: 1-0.

Задания и контрольные ответы

1. Сколько у тебя ушей?

1: Два. Пара.

2. Как называется этот палец?

1: Указательный.

3. Сколько ног у собаки?

1: Четыре.

4. Or какого животного мы получаем молоко?

1: От норовы (или козы, или верблюда).

5. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

6. В каком магазине продают сахар?

]: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другом, где в действительности могут продавать сахар).

7. Сколько единиц в пятерке?

1: Пять.

8. Сколько дней в неделе?

1: Семь.

9. Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый. 0: Строители.

?: Ленин («Верно, город раньше назывался по имени Ленина. Кто его основал?»).

10. Что такое пара?

1. Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. («Верно. Так

значит, что такое пара?»).

11. Назови мне четыре времени года

1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).

12. Какого цвета рубины?

1: Красного (любого от светло-розового до темно-красного). 0: Рубинового.

13. Где садится солнце?

1: На западе (при указании руной на запад или при ответе «за гори­зонтом»: «Верно, но какое это направление?»). 0: За тучу (или горы, или др.).





14. Для чего нужен желудок?

1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищ своим соком. Перера­батывает пищу.

15. Почему нефть или масло плавают на воде?

1: Потому, что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче. ?: Легкая («Да, но монета тоже легкая, а не плавает»).

16. Кто написал «Евгений Онегин»?

1: Пушкин (или Чайковский).

17. Что празднуют 9 мая?

1: Годовщина Победы в Великой отечественной войне. День Победы над фашистами.

18. Что такое SOS? .

1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о помощи. Сигнал, когда ко­рабль тонет. «Спасите наши души». ?: Когда корабль тонет. Сигнал на корабле.

19. Каков примерно средний рост взрослого человека?

1:150-180 см.

20. Где расположена Италия?

1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море. 0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Око­ло Франции. На острове.

21. Сколько килограммов в центнере?

1:100 кг.

22. Как называется столица Греции?

1: Афины.

23. Из чего получают скипидар?

1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы). 0: Из спирта (или бензина, или нефти).

24. Сколько километров от Москвы до Владивостока?

1: 8-11 тыс. км

25. Когда бывает 29 февраля?

1: Через каждые 4 года. В високосном году.

0: Зимой. В феврале.

?: В этом (или таком-то году). (Если год високосный, спросить: «А

когда будет еще?»).

26. Кто открыл Южный полюс?

1: Амундсен.

27. Что такое барометр?

1: Прибор для измерении атмосферного давления. Прибор, пред­сказывающий погоду. 0: Измеряет температуру. ?: Для измерений температуры.

28. Что такое иероглиф?

/: Письменные знаки в некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид (или знак) письменности. Буквы в Китае (или др.). 0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

29. Кто был Александр Македонский?

1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. За­воеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Гла­ва греко-македоно-персидской державы. 0: Великий русский полководец.

?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.

30. Что такое конфискация?

1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собст­венность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону. ?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или прину­дительное) изъятие имущества.

Субтест 2 ПОНЯТЛИВОСТЬ.

Особенность инструкции для 2-го субтеста: перед заданием №6 испы­туемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Го­вори до тех пор, пока сам все не скажешь или я тебя не остановлю».

Начинать с задания №1. Прекращать при 3-х неудачах подряд. Оценки:1 2-1-0. Общие критерии оценок для заданий №№1-5:2 балла — если испыту­емый проявляет собственную активность, т. е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию; 1 балл — если испытуе­мый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо. На задания 1-5 нужно обязательно добиться пози­тивного ответа. Ответа «не знаю» не должно быть.

Общие критерии оценок для задания №№б-14: 2 балла — если указы­вается не меньше 2 причин, 1 балл — если указывается 1 причина.





Задания и контрольные ответы

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. 1: Скажу маме. Пойду к врачу. 0: Плакать. Пойду домой. Ничего.

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиг­
рать? (куклу, книгу — в зависимости от возраста, пола).

2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу.

1: Извинюсь. Скажу маме.

0: Плакать. Скажу ему, что потерял.

?: Искать пока не найду («А если не найдешь?»)

3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магази­
не не оказалось?

2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. 1: Спрошу у мамы, что делать. 0: Пойду домой. Отдам деньги.

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом,
стал бы с тобой драться? (для девочек «девчонка»).

2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что тан нельзя. Переведу на шутку. 1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. 0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. ?: Ничего. Отойду.

5. Что бы ты сделал, если увидел поезд, приближающийся к поврежденным
рельсам?

2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). 1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). 0: Отойду. Убегу. Посмотрю. ?: Закричу.

Дополнительная инструкция.

6. Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?

Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше под­вержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить мно­гоэтажные дома.

0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. ?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее.

7. Почему преаумников сажают в тюрьму?

Дпя июпяции от общества (или могут совершить другое преступление). 0: Чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыл срок наказания. Законы непьзя нарушать.

?: Они преступники (или совершили преступление) («Верно. Так поче­му их сажают в тюрьму?»).

8. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. 0: Они не умеют /ьювать. Так принято. Чтобы не было паники. ?: Женщины —- слабый пол.

9. Почему выгоднее хранить деньги в банке, чем дома?

Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно госу­дарству, оно использует эти деньги. 0: Дома можно потерять.

?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству.

10. Чем выгодны пункты проката (видеопроката)?

Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить.

11. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?

Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или силь­нейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способ­ность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).

0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. ?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нель­зя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?»).

12. Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу,
чем дерево?

Она легче. Легко делать (или обрабатывать).. Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. 0: Прочнее. Красиво (или эстетично). ?: Удобно. Выгодно. Практично.

13. Почему мы выбираем депутатов парламента?

Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому





что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом — про­явление демократии (или народной власти). У нас власть осуществ­ляется через представителей народа (или депутаты — представи­тели народа). Власть основана на выборности. ?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа.

14. Почему нужно выполнять обещания?

Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгу­ном). Для пользы дела.

0: Так принято. Это нехорошо. Это нечестно. ?: Это дело чести. Вопрос морали.

Субтест 3 АРИФМЕТИЧЕСКИЙ

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:начинать с задания №1. Прекратить при 3-х неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном сниже­нии:начинать с задания N-4. Если задания №№4 и 5 оба не выполнены, нуж­но вернуться к заданиям №№1, 2, 3. Если выполнены оба или одно из зада­ний №№4, 5, то дается аванс за №№1, 2, 3 и переходят к №б. Прекращать при 3-х неудачах подряд. Оценки: 1-0. Выполнение задания ограничено време­нем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

Примечание. Задания №№1-3 выполняются на кубиках. Задания №№14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время от-считывается с момент первого прочтения.

Задания, ответы и временные лимиты

1. Сосчитать все кубики в ряду (9 кубиков)......................................... 45"

2. Убрать все кубики, оставить только четыре.................................. 45"

3. Убрать все кубики, оставить только семь....................................... 45"

4. Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей? (две) . . 30"

5. У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля.
Сколько стало? (б рублей)................................................................. 30"

6. У тебя было 8 шариков, ты купил еще б. Сколько стало?

(14 шариков)......................................................................................... 30"

7. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?

(7 газет).................................................................................................. 30"

8. Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый? (21 руб.). . . . 30"

9. У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал.
Сколько осталось? (14 бутылок)....................................................... 30"

10. У 4-х мальчиков было 72 руб. Они разделили их поровну.
Сколько стало у каждого? (18 рублей)............................................ 30"

11. Рабочий заработал 36 руб. Ему платили 4 руб. в день.

Сколько дней он работал? (9 дней)................................................ 30"

12. Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 руб. за десяток.

Сколько получишь сдачи со 100 руб. (10 руб.)............................. 60"

13. Каким будет число, если 2/3 его равняется 36? (Число 54) . .'. . 30"

14. Если 3 карандаша стоят 5 руб., то сколько будут стоить

24 карандаша? (40 руб.)..................................................................... 60"

15. Если проезд на такси стоит 20 руб. за первую четверть
километра и по 5 руб. за каждую последующую четверть
километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую
поездку? (55 руб.)............................................................................... 120"

16. Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант».
Они взяли себе капитал по 27 руб. каждому. При этом
договорились, что в конце каждой партии проигравший
выплачивает победителю одну треть того, что победитель
выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет

Боря к началу четвертой партии? (8 руб.).................................. 120"

2.5. Субтест 4 СХОДСТВО

Для детей младше 8-ми лет и старше, подозреваемых в умственном снижении.Инарукция: «Я сейчас начну говорить, а ты продолжи, хоро­шо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар...». При неудачедать правильное окончание фразы и перейти к заданию №2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если из первых 4-х заданий выполнено не менее 2-х, перейти к №№5-16. В противном случае — прекратить.

Для детей 8-ми лет и старше, не подозреваемых в умственном сни­жении.Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока ты сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем...». Пред­ложитьзадание №5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, кожица, они растут на деревьях, это фрукты». Перейти к заданию №6.При неудаче — также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т. е. при наличии 3-х не­удач подряд, испытуемый имеет не менее 3-х баллон за №№5-1б, дать аванс за задания №№1-4 (4 балла), если менее 3-х, потратиться к этим заданиям.

Оценки за задания №№1-4:1-0, за задания №№5-16: 2-1-0. Ответы, где пред­лагалась помощь, в оценку не включать. Общие кршерии оценок за члдяния №№5-16: 2 балла — если дается обобщающее слово (проводится классифи­кация); 1 балл — если перечисляются отдельные признаки.

Задания и контрольные ответы

1. Лимоны кислые, а сахар... (сладкий).

2. Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами
или тетеньками).

4. Нож и кусок стекла оба... (острые).

5. Слива — персик (или вишня).

2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.

1: Еда. Их едят, (любые два признака из следующих: косточка, кожи­ца, круглые, форма, сок, сладкие). 0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.

б: Кошка — мышка.

2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие. 1: Четыре ноги, (любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть). 0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.

7: Вино — пиво.

Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробо­вал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что меж­ду ними общего?».

2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.

1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие.

С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.

0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).

8. Пианино — скрипка.

2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на кото­рых играют.

1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют. 0: Одинаково играют. Из дерева. ?: Инструменты.

9. Бумага — уголь.

2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат уг­лерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.

1: Горят. Из дерева получаются. 0: Топливо.

?: По происхождению. Продукты промышленного производства.

10. Килограмм — метр.

2: Единицы системы СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.

1: Ими измеряют. Говорят о величине.

0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в

метре 1000 мм. Кг/м=дж.

?: Виды измерения.

11. Ножницы — медная сковородка.

2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла. 1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Име­ют металлический блеск. 0: Блестят. Имеют ручки. Железные. ?: Из одного материала.

12: Гора — озеро.

2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Геогра­фические названия. Природные образования. Рельеф местности. Эле­менты (или составные части) рельефа.

1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества. 0: Имеют воду и землю. Всегда на месте. Поверхность земли. ?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность. 13. Соль — вода.

2: Химические (или неорганические) вещества (или соединения). Необ­ходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов. . 1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) пита­ния. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул. 0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы. ?: Их используют.

14. Свобода — справедливость.

Наши рекомендации