Самосовершенствования личности
"Космическая гармония неприемлема, если
она игнорирует человеческую судьбу"
(Ф.М. Достоевский)
"Нам никого не должно так опасаться, как самих себя "
(Л..Н. Толстой)
Большое художественное наследие Ф.М. Достоевского оценивается до сих пор весьма неоднозначно в литературоведческой и философской, в зарубежной и отечественной литературе. Неоднозначность оценок идейно-художественного наследия великого писателя объясняется своеобразием и сложностью его творчества.
В своих работах отечественные исследователи В.Г.Безносов,
В.Н.Белопольский, И.Л.Волгин, Ю.Н.Давыдов, А.С.Долин,
А.А.Иванова, Ю.Ф.Карякин, П.П.Косенко, Ю.Г.Кудрявцев,
М.А.Маслин, К.В.Мочульский, Д.Пачини, Г.Г.Россош, Ю.И.Селезнев, А.Д.Сухов, В.Н.Шердаков и многие другие философско-
36 мировоззренческое ядро взглядов писателя определяют как антропологическое, антропософское. Во многом эта оценка справедлива. Более того, именно она позволила найти в творчестве Ф.М. Достоевского много созвучий и обращений ко времени, завершающему XX век.
Творчество Ф.М. Достоевского условно подразделяют на досибир-ский (до ссылки), сибирский и послесибирский периоды. Уже первые произведения Ф.М. Достоевского в досибирский период (1840-1850 г.г.) отмечены четким стремлением отыскать человеческое в человеке. Человек, его природа и суть - вот главная забота и предмет раздумий Ф.М. Достоевского. Писатель признавал роль социального в человеке, но не видел возможности упрощать отношения до перекладывания всей ответственности только на общество. Писатель полагает, что духовный мир человека не сводится лишь к сознательному, - он шире сознания и нельзя познать его одним умом. Ум без сердца и чувства - беден и бледен. Человек сложнее разума и логики.
Сибирский период творчества (1850-1859 г.г.) отмечен интересом к роли асоциального в человеческой личности, к соотношению естественного и наносного в нем, к тому, что есть человек, и чем он кажется. Проблема «быть и казаться» - одна из существенных экзистенциальных проблем, которую своей художественной антропологией предвосхитил Ф.М. Достоевский.
Послесибирский период (1859-1881 г.г.) - время, когда писатель все чаще ставит перед собой и обществом философские проблемы. И не важно, что форма его философских исканий литературная. Важно содержание и масштаб вопросов. На страницах журнала «Время», издаваемого Михаилом и Федором Достоевскими, постоянно появлялись понятия «почва», «вернуться на родную почву», «почвенная сила», «беспочвенный» - понятия, определяющие основание новой общественно-политической идеи «почвенничества».
37
Философия всегда интересовала Ф.М. Достоевского. Еще в 1838 году семнадцатилетний Федор в письме к брату выразил свое кредо, где пишет, что человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.
В послесибирском периоде творчества Ф.М. Достоевского следует отметить прежде всего философские грани антропологии: его герои постоянно, смятенно ищут смысла жизни своей и жизни как таковой - в ми-ре. Достоевскому близки альтруисты, которые убеждены, что сама их жизнь только тогда и имеет смысл, когда она служит жизни всего мира и всему в этом мире, они готовы пожертвовать собой ради не только целого мира, но и одного человека. Выход из общественного кризиса, который предчувствует писатель, для него брежит через субъективную жертвенность отдельного человека, который безграничен как сам мир (таков князь Мышкин в «Идиоте»).
Человек в «картине мира» Достоевского «чужой» и мгновенно-временный на «пиру жизни». В этом его кредо как писателя и философа. Достоевский не признает фатальной зависимости человека от среды, он верит, что в человеке больше сказывается то, что до среды, т.е. биологическое, иррациональное. Пристальное исследование «эмбриональной области» личностного «бытия - в себе» открыло писателю много бездн человеческого существа. Но для мыслителя не менее важны и самостоятельность мышления, и способность постичь смысл своей жизни и совершать соответствующие ему поступки, наполняющие его судьбу. Предполагая «многосоставность» человека, Достоевский предостерегает от упрощенчества тех, кто надеется лишь на «социальную переделку» человека. Он сомневается, будут ли достигнуты нужные результаты, не принесут ли они вслед за своей «положительностью» гибель человеку, возможны ли какие бы то ни было «переделки» человека вообще? Извне, считает Достоевский, переделать человека невозможно и не нужно, ибо неизвестно, лучше ли будет человек при вмешательстве в его суть [131, Т. ХХV, С. 47].
Достоевский был, пожалуй, первым, кто в русской литературе направил луч художественной аналитики на отношения человека и природы, или, точнее, на их трагическое противостояние. Достоевский видит безликую и грозную по сравнению с человеком силу природы и ее красоту, потрясающую человеческую душу.
Чаще всего Достоевский писал городские пейзажи, которые всегда отличались своей замкнутостью, затхлостью, тусклостью. Человек в великом городе сиротлив, он заперт в дворах-колодцах, куда вообще не заглядывает солнце. Не случайно в числе городских символов Достоевского от природы остаются паутина, пауки, плесень, грязь и вонь убогой жизни человека, спрятавшегося (или спрятанного) в каменные джунгли, оторванного от матери-природы.
Достоевский читал и знал «Философию истории» Гегеля, что отразилось, очевидно, наиболее полно в романе «Преступление и наказание». Конечно, Достоевский воспринимал философские идеи иначе, чем философы-специалисты. В своеобразных условиях России кружки, салоны, редакции газет и журналов, а также личные беседы нередко становились подлинной школой философии, и имели большее влияние и значение, чем официальное преподавание философии в университетах. Достоевский умел извлекать из живых бесед - в 40-х годах с Белинским, в 60-х с «почвенниками», в 70-х с Владимиром Соловьевым, - чрезвычайно много ценного для творчества.
На примере Раскольникова Достоевский раскрывает глубинную сторону любой личности и полагает, что это самообман - важный элемент в структуре самосознания, призванный скрыть внутреннюю борьбу мотивов «за» и «против» того или иного поступка (преступления в том числе). Самообман первичен по отношению к обману, лжи, а потому кажется некой правдой. Но самообман есть «медленная подготовка и страшное ускорение самоубийства» [195, с. 115].
39 Произведения Достоевского переполнены больными и
"пограничными" людьми, но и физическая или душевная болезнь, - это внешняя сторона сути - духовной болезни, социальной болезни человека [195, с. 85]. По Достоевскому проклятые идеи и поступки рождаются проклятыми людьми в проклятом обществе. Рознь ползет по всем разрезам общества, не только между людьми, но и внутри человека. Человек неизбежно зависим от всего: своей природы, близких и дальних людей, общества, Вселенной.
Для него жизнь есть «целое искусство», жить - значит сделать художественное произведение из самого себя [131, Т. XVIII, с. 13]. В этой словесной формуле заключена его особая эстетика исторического процесса, «эстетика истории». Мир для писателя есть эстетическое местообитание прекрасного, и Достоевский утверждает приоритет художественной гносеологии перед притязаниями научного исследования. Преимущество художественного отражения мировых процессов любого масштаба он видит в охвате целого через его составляющие, тогда как научное познание по преимуществу сосредоточивается на некой выделенной из целого области, которая обособляется от целого, замыкается «в своей вотчине».
Задачей своего творчества Достоевский полагает борьбу со всякой однозначной телеологией, торопящейся закрыть исторический горизонт будущего образом «главной цели», к которой ведет последняя и единственная дорога. История, утверждает писатель, творится почвенным энтузиазмом народа, и никакие официальные доктрины не в силах противостоять этой «свободе истории».
С 60-х годов в художественные описания Достоевского вплетается идея исторического детерминизма. Намечается основной круг проблем философии истории:
- гносеологическое противоречие между человеческим телом и уникальностью человеческой личности разрешается в идее почвенного единст-
40 ва национального характера, в виде веры в «свои собственные национальные силы»;
- культурная история нации должна быть отделена от искажающих ее подлинную народность «цивилизаторских избытков прогресса» [131, T.V,c. 61];
- исторически актуальна та идея, которая органически вырастает в живом процессе социального развития. В этом смысле, согласно Достоевскому, всякого рода теоретическая рецептура от социалистов-утопистов до славянофилов обречена потому, что она есть насилие формы над самой жизнью.
В западной философии истории, против которой восстает Достоевский, основой является логика вывода и итога - история народов расценена не в категориях прогресса и преемственности, а в категориях завещания и наследства. Ссылаясь на Н.Я. Данилевского, он замечает, что евреи жили лишь для того, чтобы дождаться Бога истинного, и оставили миру свою религию, греки боготворили природу и завещали миру свою религию, т.е. философию и искусство; Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство [131, Т. X, с. 199]. Протест против такого понимания обусловлен не только панславянскими симпатиями Достоевского, но и стремлением противопоставить идеологическому захолустью Западной Европы (с ее парадигмой «католицизм - социализм -атеизм») идею русского народа-богоносца, исторически призванного вывести мир из тупика. По оценке Достоевского, квазиисторические формы западной государственности и религии (деспотизм и католицизм) стали предметом всеобщего исторического соблазна. Соответственно и культуртрегерство Петра I, прогрессивное в своих истоках, имеет следствием разрыв образованного меньшинства и «почвы», а итогом становится нигилистическое отношение русских ко всему русскому, ненависть к своему этносу и истории, - как вид ностальгии по утраченной национальной целостности [131, Т. X, с. 373]. По Достоевскому, свобода от нации и исто-
41 рии равна свободе от красоты, от Бога и от самой жизни [131, Т. X, с. 94;
373]. Исторические ошибки нации, полагает он, коренятся в исторической амнезии ее идеологов. В контексте проблемы личности это означало разрыв между национальным характером и национальным самосознанием; свидетельства тому усмотрены им как в беспочвенном романтизме декабристов, так и в славянофильской апологии допетровской Руси и в новейшем либерализме.
В романе «Бесы» писатель вскрыл многие формы зла, маскирующиеся под передовые идеи своего времени, как то: пьянство, сплетни, донос, разврат, полное послушание и полная безличность, судорога, когда не грех срезать «сто миллионов голов» [131, Т. X, с. 323]. Достоевский почувствовал опасность распространявшегося в революционном движении микроба-антропофага. Автор «Бесов» обнаружил ту нравственную наклонную, по которой человек совершено незаметно для себя может «соскальзывать» к крайним формам аморализма и человеконенавистничества, когда в обществе может быть продекларировано презрение к самоценности человеческой жизни.
Ф.М. Достоевский моделирует и пути борьбы со злом, - с пошлостью, буржуазностью, - за возвращение к общечеловеческим идеалам и нравственным ценностям. Главное преодолеть «беса неверия в добро» человеческое.
Всем своим творчеством Ф.М. Достоевский не только отражал различные грани разверзающейся социальной беды, но и отыскивал ненасильственный путь к ненасильственному миру, несмотря на то, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны, столь неведомы науке», он ощущал «опасность в душе человеческой»[131, Т. XXV, с. 201]. «Непрерывное воспроизводство духовно нравственной культуры» учителей в учениках, «нравственное самосовершенствование» будет залогом, условием и «средством излечения общественных недугов» [225, С. 324].
\
42 В идеале «положительной красоты» Ф.М. Достоевского содержится
гениальная идея приоритета духовной красоты человека, его гармонии с самим собой, и через эту гармонию человеку представится красота мира, природы, миропорядка. В этом глубокий метафизический смысл проблемы самого человека, его природы, в этом возможность разрешения его противоречий и раздвоенности. Достоевский полагает, что «лишь одному только русскому духу дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить все многоразличия национальностей и снять все противоречия их» [131, Т. XXV, с. 199]. Но это может быть осуществлено либо «путем правильного внутреннего развития» и «всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия» [131, Т. XXVI, с. 131], либо будет «куплено» «ценой потоков крови и гибели многих поколений» [131, Т. XXVI, с. 131]. Однако «наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей» [131, Т. XXVI, с. 147]. Тем самым истина спасения, по Достоевскому, может быть коллективной, бескорыстной и планетарной (глобальной - скажем теперь), одновременно это будет спасением и для биосферы и для планеты в целом.
«Бесы» - самое набатное, по словам Ю.Ф. Корякина, предупреждение о реальном апокалипсисе и призыв противостоять всякой бесовщине, которая еще плотнее опутывает пространство XX столетия - гитлеризмом и сталинщиной, полпотовщиной и «великой культурной революцией» [195, с. 241]. Одновременно это оптимистическое произведение, написанное с единственной целью разбудить человеческую совесть, достоинство и честь, жажду «самовыделки» [195, с. 271]. Сам мир, по Достоевскому, зависит от человечества, от отдельного человека [195, с. 284], д человеку способно помочь искусство, отыскивающее в человеке человека [195, с. 287]. -
43 Подлинно философско-исторического энциклопедизма достигает Достоевский в романе «Братья Карамазовы», где обсуждаются три комплекса проблем:
- судьбы культуры и цивилизации в борьбе православия и католицизма и в перспективе будущей соборности христианского человечества;
- личности в поединке с внутренним и внешним хаосом за историческую осмысленность существования;
- творчества истории как эстетической по природе деятельности.
Философско-исторический анализ современности и философия исто
рии находятся в известном противоречии с тем «реализмом в высшем
смысле», которым писатель определяет гуманистический пафос своего
творчества. Достоевский - открытый противник теорий исторического
прогресса.
Предъявляя миру (преимущественно социальному) свое несогласие, Достоевский видит, что «все происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему» [131, Т. XXI, с. 77]. Как может возникнуть «будущее», если «сегодня» разъято асимметрией личности и социума, «среды» и истории, науки и веры, знания и надежды, религии и анализа, разума и чувства, красоты и фальши. Сегодняшняя нравственность «разъедена ржой» обмана, авантюры и тирании, а сам Великий инквизитор, добровольно служа дьяволу, именует их чудом, тайной и авторитетом. В них как бы «совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле» [131, Т. XIV, с. 230]. Тяга к единению людей обрезает антиномич-ные формы. Так великие завоеватели, «стремясь завоевать вселенную», бессознательно выразили «великую потребность человечества к всемирному и всеобщему единению» [131, Т. XIV, с. 235]. Но современность не оставляет места для иллюзий и он пишет: «Польская война есть война двух христианств - это начало будущей войны православия с католичест-
44 вом, другими словами - славянского гения с европейской цивилизацией»
[131, Т. XX, с. 170].
Писатель полагал, что, вероятно, переиграны все формы борьбы со злом - от бунта до терпения.
Отказ Л.Н. Толстого применить насилие к насильнику Достоевский называя «извращением понятий», «тупейшим и грубейшим сентимен-тальничанием», «исступленной прямолинейностью», «самым полным извращением природы» [131, Т. XXV, с. 222]. По его мнению, зло возможно поразить только ненасильственным злом.
Достоевский опасался проекций в отдаленное будущее, но тем не менее считал, что будущее есть зреющее сегодня. И он конструирует будущее по «нравственно-человеческим мерам» веры, любви и «ненасильственного единения людей» [131, Т. XV, с. 235]. Только Достоевский обладал гением увидеть целостность будущего человечества через душу человека [195, с. 39]. Его рецепты спасения просты до элементарности, но будучи пережитыми и выстраданными, эти «общие места» оказываются вдруг «обжигающим откровением, прожигающим сердце» [195, с. 105].
Неизбежные встречи со смертью многое открывают в жизни и творчестве человека. Помилование 22 декабря 1849 года дало ощущение дара счастья, несмотря на все последующие потери и беды. Он был там и вернулся оттуда, открыв бесконечную ценность жизни живой; "его встречи (многие десятки) со смертью почти за тридцать лет заставили все вопросы ставить предельно остро как неотложные, «последние вопросы жизни и смерти всего человечества». Отсюда - провидчество Ф.М. Достоевского. Жизнь Достоевского - череда «малых» личных апокалипсисов, в которых он надсознанием своим догадался о том, что и человечеству грозит встреча со смертью, Яишь в конце XX века все заговорили об омнициде. Зеркалом, в котором Ф.М. Достоевский увидел грядущее, стала величественная трагедия его личной и творческой судьбы. И он знал рецепт личного и
45 всечеловеческого спасения -«быть человеком между людьми и остаться
им навсегда, в каких бы то ни было несчастиях, не уныть и не пасть - вот
в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это» [131, Т. XXVIII, Кн. 1, с. 181].
Сделаться новым человеком нельзя разом, «надо выделаться в человека» [131, Т. XXV, с. 47]. Достоевский желал, чтобы все вошли в «Новый род людей», а не одни «избранные» и чтобы вошли они в этот «новый род» здесь, на земле. Механизм «выделки» один - труд, сознательное «вытравливание» самообмана. Это относил писатель и к самому себе: «Я перерожусь к лучшему» [131, Т. XXVIII, Кн. 1,с. 164]. «Трудно было быть более в гибели, но работа меня вынесла» [131, Т. XXVIII, Кн. П,с. 235].
Более ста лет назад Ф.М. Достоевский задал вопрос: «Увеличилась ли сумма счастья в человеческой жизни равномерно с развитием господства человека над природой, возможного для него при теперешнем развитии естественных наук?» - и отвечал на него отрицательно [131, Т. XIV, с. 240]. В «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») он последовательно развивает идею неуемной человеческой жажды материальных благ. А источник материальных ресурсов, как известно, - окружающая природная среда, и человек-эгоист обращается с ней абсолютно бесцеремонно. Покоряя «уже без границ природу волею и наукой» [131, Т. XIV, с. 241], человек исполнился великой гордости, ощутив себя челове-кобогом. И уже сама мысль о безграничных возможностях приводит к преклонению перед самим собой, перед своими желаниями, ради удовлетворения которых можно пойти даже на преступление, ибо нет ничего на свете выше человека, которому «все позволено». Тем самым, Достоевский предугадал некоторые острейшие проблемы нашего времени, связанные с бесконтрольной эксплуатацией природных богатств и разрушением биосферы. Но выводы эти он делал не из анализа факторов преобразующей деятельности технической цивилизации, не из роли естествознания и хода прогресса в раскрытии тайн природы, а из гениальной интуитивно-художественной способности постичь душу человека. Трагический финал
46 технической цивилизации он выводил, прежде всего, из потери веры в Бога, из потери человеком человеческого облика.
По Достоевскому, «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие» [131, Т. XXIV, с. 240], но подобное относится и к человечеству, оно только начинает быть именно потому, что ему грозит небытие, полная утрата будущего.
В своих сочинениях Достоевский постоянно использует метод мысленного эксперимента, ставя перед своими героями трудноразрешимые задачи. При этом человеческая личность выступает не просто как микрокосм, но и как равноправный партнер окружающей природы, вселенского Ра-
с
зума: «комическая гармония неприемлема, если она игнорирует индивидуальную судьбу» [131, Т. XIV, с. 232]. В сущности, Достоевский жаждет гармонии везде и всюду, гармонии для всех и для каждого.
Однако в естествознании принято считать Вселенную совершенно чуждой человеку, существующей как бы вне его и без него по каким-то непреложным, невесть кем и зачем установленным законам. Существование человека в таком мире оказывается бессмысленным: «Ну, пусть бы я умер, а только человечество оставалось бы вместо меня вечно, тогда может быть, я все же был бы утешен. Но ведь планета наша не вечна, и человечеству срок - такой же миг, как и мне. И как бы разумно, праведно и свято ни устроилось на земле человечество, - все это тоже приравняется завтра к тому же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным, вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и тем более невыносимое, что нет никого виноватого» [131, Т. XIV , с. 234].
С точки зрения космистов такая позиция недопустима. Космисты материалистической направленности полагают, что знания законов природы увеличивают возможности людей, позволяют продолжить строитель-
47 ство космического порядка, как бы дополняя вселенский Разум человеческим. Космисты идеалистической направленности подчеркивают значение познания природы для того, чтобы полнее и глубже ощущать сопричастность к Разуму. А у Достоевского получается так, будто знания законов природы только и нужно человеку ради желания действовать им наперекор. Выходит, что человек в своей гордыне выступает против божественных установлений, против гармонии вселенной, против высших мудростей всемирного Разума. Выходит и другое: как ни старайся человек, а он обречен на осознание своего ничтожества перед извечным космосом и против природно-вселенской неизбежности способен лишь на жалкий бунт.
Достоевский проводит и такой мысленный эксперимент: что было бы, если бы люди удовлетворили все свои материальные потребности и зажили в сытости и довольстве, то стали бы они размышлять о всеобщих явлениях, о смысле жизни и своем предназначении? И отвечает себе, что люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них украл разум: что исчез человеческий лик, и настал скотский образ раба, образ скотины, с тою разницей, что скотина не знает, что она скотина, а человек знал бы, что он стал скотиной. И загнило бы человечество.
Допустим, что покоритель природы возомнит себя человекобогом, но его безмерное всемогущество еще не наступило. Однако уже сейчас можно действовать так, как удобнее, выгоднее, полезнее, и свобода снова обернется загниванием человечества, ибо человек не отступит от утоления слепой плотоядной жажды личного материального обеспечения и обогащения. Глубоко прав Достоевский, ибо многое из того, что мы именуем ныне глобальными проблемами современности - истощение природных ресурсов, разрушение биосферы, загрязнение среды - осуществляется ради неумеренного потребления.
\
48 Проявляя пристальное внимание к науке своего времени, Достоевский
опасался за ее последующее развитие. Наука сегодняшняя практически стала «непосредственной разрушительной силой»; она в этих условиях должна с опережением развивать представления о самой себе и последствиях открытий, ее призвание - функционировать в сферах бытия, а не в сферах небытия, где ее попросту не будет.
Как же решает Достоевский трагические противоречия между свободой человека и неумолимостью законов природы, между человеческим разумом и порядком Вселенной, между благосостоянием и творческими дерзаниями культуры?
Только уповая на самоустроение личности, ее нравственный остов, который способен развиваться и соответствовать человеческому призванию и предназначению. «Добры, честны, едины» - вот главное, что может в конечном счете сказаться и на мировом порядке, ведь в мироздании ничего не исчезает бесследно. Достоевский прав и в том, что покорять надо не породившую нас природу, а собственные низкие страсти и пороки.
Согласно Достоевскому, конец света возможен, но не с небес, не сверху, а снизу, от деформированной личности и ее деяний. Скрупулезное исследование человеческих судеб своих героев позволило ему моделировать судьбу человечества.
История очень часто рассматривается как история войн; главные войны связаны между собой: война людей против людей приводит к эскалации войны против природы, но вместе они - следствие войны человека против самого себя. Гонка потребления природы оборачивается гонкой истребления человека.
Творчество Ф.М. Достоевского можно расценивать как наиболее раннюю диагностику современного кризиса, именно она позволила возвести писателю евангельский императив «не убий человека» до императива «не убий человечество».
49
Итак, гносеология Достоевского как идея непосредственного познания, эстетика, призывающая художника к открытию исторической истины как самоцельной нравственной правды о человеке, теория жизни с эстетическим самооправданием страдания, философия истории с причудливым синтезом неославянского мессианства и утопической конфессиональной соборности человечества, - грандиозные проекты Ф.М. Достоевского.
Гуманизм писателя отринул почву упрощенной евагелической антропологии, мирового альтруизма и наивного интуитивизма, чтобы войти в состав философско-исторического мышления последующих поколений во всей полноте своего трагического оптимизма.
Развернувшийся в нашем веке кризис гуманизма, который провидчески предсказывал Достоевский, есть результат небывалого размаха той страшной противоречивости, что несет в себе человек. Достоевский пытался найти «человеческую мерку», которая осознается и провозглашается в действии такой общности как «человечество», но за абсолют может быть взят идеал, стоящий выше человека, и только в проекте.
Во взглядах Ф.М. Достоевского, таким образом, отчетливо фиксируется «трагический кризис» человека и природы, причины которого коренятся в четырех человеческих основаниях: потере веры в Бога, утрате человеческого в человеке, упрочении материализма и безудержной погоне за техническими новшествами. Сутью складывающегося кризиса является возникновение иллюзии о превращении человека в «человекобога» со всеми максимами возможностей в его деятельности. Достоевский предостерегает о гибельности процесса покорения природы волею и наукой. Позитивный выход из создавшейся ситуации видится ему лишь в самом человеке - в самоустроении личности и развитии человеческого призвания и предназначения.
Тем самым, Ф.М. Достоевский одним из первых предугадал некоторые острейшие проблемы нашего времени, обусловленные распадом личност-
50 ного ядра в человеке и проявляющиеся эскалацией вторжений человека в
природную целостность, нарушением естественной связи человеческого и природного в мире.
Согласно Ф.М. Достоевскому, от человека зависит не только его судьба, - весь мир, Вселенная. Даже при самых наихудших условиях, при нарастающей угрозе небытия следует решать задачу спасения бытия через спасение человеческой души. Однако эта задача не была главной в парадигме мышления и поведения прошлых времен. Из 30-40 тысяч лет человеческой истории мирных было не более 300 лет! А XX век «преуспел» в реализации данной парадигмы и потому именно в конце трагического столетия каждая крупица исторического опыта миролюбия бесценна, их следует вспоминать, оживить, преувеличить как светлые моменты истории человечества [195, с. 467].
К таким «крупицам» общемирового масштаба, бесспорно, относится философско-художественное наследие великого писателя России Л.Н.Толстого. Сегодняшняя Россия также испытывает потребность в новом обращении к идеям Л.Н. Толстого и более внимательном прочтении его этических заповедей, позволяющих осмыслить надвигающийся глобально-антропологический кризис, тем более, что человек XX века проявляет себя агрессором и по отношению к природе.
Отно-гносеологические основания этики Л.Н. Толстого - его взгляды на мир, человека, его самопознание и поиски смысла жизни. Концепция Л.Н. Толстого бытийственна. Мир представлен «тремя отдельными друг от друга планами:
1. разумные существа;
2. животные и растения;
3. неживое вещество» [402, Т. XVII, с. 53].
Жизнь происходит «от игры физических и механических сил» [402, T.XVII, с. 13]. «Изучение законов, управляющих существованием животных, растений и веществ, не только полезно, но необходимо для уяснения
51 закона жизни человека», оно целесообразно «только тогда, когда изучение это имеет целью главный предмет познания человеческого: уяснения закона разума» [402, Т. XVII, с. 47].
Вообще «у всякого предмета столько же сторон, сколько радиусов в шаре, т.е. без числа» [402, T.XVII, с. 16].
Л.Н. Толстой останавливает внимание на различии опытных, гуманитарных наук, специфике философии, их недостатках. Разум, очевидно, сложный предмет для науки. Человек обладает разумом, который неразрывен с бытием, жизнью. Бытие, наполненное разумом, разум, наполненный бытием, приобретают многогранность, целостность, этическую определенность. Человек обладает только ему свойственным отношением к миру, при этом он в постоянном поиске истины (смысла своего бытия в мире). Истину не дали ни религия, ни наука, ни философия. Надежды Л.Н. Толстого отданы нравственности. Люди, принадлежащие разумному бытию, должны быть едины и нравственны. Несмотря на все грандиозные достижения точные и ясные знания опытной науки «обратно пропорциональны их приложимости к вопросам жизни...» [402, Т. XVI, с. 123]. Науки юридические, социальные, исторические пытаются разрешить вопросы жизни всего человечества; эти «полу-науки» «еще более исполненные неясностей, неточностей, глупостей, противоречий», т.е. обмана [402, Т. XVI, с. 123]. «Идеями ли, субстанцией ли, духом ли, волею ли называет философ сущность жизни, находящуюся во мне и во всем существующем, философ говорит одно, что эта сущность есть и что я есть та же сущность...» [402, Т. XVI, с. 126]. Но зачем быть этой сущности он не знает ... [402, Т. XVI, с. 127]. Толстой не разделяет безрассудной веры в то, что человечество будет спасено наукой, называет это вредным суеверием. Наука имеет огромные достижения, но это результат реализации «ее стремления производить так много и легко, что все потребности легко будут удовлетворены, и люди тогда будут счастливы» [402, Т. XVII, с. 18].
52 Этогпуть - путь внешнего изучения и удовлетворения потребностей человека не решает вопроса главного и единственного о смысле жизни.
Строгое отношение Л.Н.Толстого к науке не означает его антисциентизма, ведь категория разума в его мировоззрении центральна. Я понял, что «ничего не найду на пути разумного знания, кроме отрицания жизни, а там в вере - ничего, кроме отрицания разума, которое еще невозможнее, чем отрицание жизни» [402, Т. XVI, с. 139].
Непосредственная жизнь писателя в искусстве привела его к выводам, что оно есть «украшение жизни», «заманка к жизни», «отражения жизни всякого рода в поэзии и искусствах доставляли мне радость, мне весело было смотреть на жизнь в это зеркальце искусства»; но «когда я знал, что жизнь бессмысленна и ужасна, - игра в зеркальце не могла уже забавлять меня» [402, Т. XVI, с. 120].
На основе общих онтологических воззрений о мире Л.Н. Толстой полагает, что человек заключает в себе три предмета познания:
1. разумное сознание;
2. животное, подчиненное разумному сознанию;
3. вещество, подчиненное животному [402, Т. XVII, с. 53]. Человек полагает, что знает первый предмет, а его тело и вещество
«существуют сами по себе» [402, T.XVII, с. 54]. В науке бытуют убеждения, что если «законы животных проще, чем законы жизни человека, а законы растений еще проще, а законы вещества еще проще, то и исследования надо основывать на самом простом - на законах вещества», следовательно, «все то, что происходит в человеке» может быть «прояснено опытами на мертвом веществе» [402, Т. XVII, с. 45-46].
Сложная структура человеческой личности в изображении Толстого неизменно привлекает к себе внимание уже более столетия. Ему было свойственно глубокое изучение тайн души человеческой, стремление дойти до «корня», до его первичной основы и отделить ее от вторичных и побочных образований. Толстой искал истоки человеческих поступков в
53 естественном состоянии человека, взвешивал побуждения, стремления,
порывы, определяющие человеческое поведение, - и в этом хаосе импульсов старался вычленить из непосредственных истоков натуральных, искренних влечений, вторичные наслоения, явившиеся результатом социальной и бытовой инерции, автоматизма, умственной и духовной лености и слепоты.
Целью живых существ является «сохранение своей личности, сохранение своего вида, воспроизведение себе подобных и борьба за существование, и эта самая воображаемая цель жизни навязывается и человеку». В соответствии с этим в качестве блага человеку навязывается «одно животное существование» [402, Т. XVII, с. 28]. Действительно, «животная личность влечет человека к своему благу» [402, Т. XVII, с. 40], но истинная жизнь человека «начинается только тогда, когда начинается отрицание блага животной личности" [402, Т. XVII, с. 42], когда животная жизнь подчиняется «закону разума» [402, Т. XVII, с. 43]. «Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой» [402, Т. XVII, с. 61].
«Животное существование неизбежно кончается смертью» [402, Т. XVII, с. 57]. «Человек не знает своей смерти и никогда не может познать ее, она никогда еще не прикасалась к нему, про намерения ее он ничего не знает» [402, Т. XVII, с. 93]. Для животной личности «мысль о будущей смерти есть только перенесение в будущее совершающейся смерти в настоящем» [402, Т. XVII, с. 96].
Природа дает человеку средства к существованию и средства к «наслаждению» [402, Т. XVII, с. 35]. Однако «только человек, постоянно занятый напряженной борьбой с природой для поддерживания своего телесного существования, может верить в то, что исполнение тех бессмысленных дел, которые он называет своим долгом, может быть свойственным ему долгом его жизни» [402, Т. XVII, с. 34]. Все сильнее и сильнее люди усваивают «царствующий взгляд» на мир, помогающий им достигать удовольствий «животной личности» [402, Т. XVII, с. 30].
54 «Вся сложная, кипучая деятельность людей с их торговлей, войнами,
путями сообщения, наукой, искусствами есть большей частью только давка обезумевшей толпы у дверей жизни» [402, Т. XVII, с. 33], но не сама жизнь. Ступенями сознания и жизнепонимания, по Толстому, можно считать: жизнь для удовольствий и по