Понятие ЭПОС. Гомеровские поэмы.
На новом этапе развития мифических образов формируется Эпос-древнейший вид поэзии, возникший на родовой стадии развития человечества. (эпос пелся и передавался устно – из уст в уста.) время изображено в эпосе примерно с XII-VIII вв до н.э., этот период получил название ГОМЕРОВСКАЯ ЭПОХА. (о жизни богов на Олимпе узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)
Эпос никогда не повествует об отдельной личности-всегда рассказывает о целом народе, передает обычаи, историю и предания. В основе эпоса всегда глобальное событие, и как правило это война. Почти все эпические поэмы анонимны – т.е. сложенные народом. Эпический герой – яркая личность, а с др. стороны каждый герой чувствует себя частью рода, отражает лучшие качества рода. В Эпосе передается темп жизни древнего человека, т.е. очень медленно. В Иллиаде и Одесее по 24 песни.
У Гомера сочетаются история и миф (мифологическое сознание) В эпосе важны подробности.
Время создания гомеровских поэм можно определить лишь приблизительно. Гомеровский эпос являет картину позднеродового общества, находящегося уже в процессе разложения.
Детали быта то воспроизводят картину VIII в. до н.э., то относятся к каким-то другим, более ранним временам
Описываемые в гомеровских поэмах социальные отношения соответствовали состоянию греческих племен в IX-VIII вв. до н.э Имущественное расслоение внутри племени – об-во разделено на «худых» и «лучших», рядом с племенным вождем(царем) вырастает наследственная знать, расширяющая свою власть за счет царя и народа.
Для греков Троянская война была вполне реальным событием. Героев, сражавшихся под Троей, они почитали как своих родоначальников и покровителей.
Местом создания гомеровских поэм является Иония: об этом свидетельствует язык поэм. «Илиада» и «Одиссея» написаны на ионийском диалекте, со значительной примесью эолийских, т.е. североахейских форм.
В конце XV в. до н.э. критское государство было уничтожено. На его территорию вторглось греческое племя ахейцев, которые, продвигаясь с севера на материковую Грецию, сначала обосновались на Пелопоннесе, а затем покорили Крит. Ахейцы унаследовали многие культурные достижения критского общества
Крит, утратив свою независимость, был включен в состав первого греческого государства, называемого в науке микенским.
Микенская Греция была для гомеровских поэм тем историческим фоном, на котором разыгрались описанные в поэмах события. Память об этом времени наряду с более смутными воспоминаниями о былом критском могуществе хранилась у греков и передавалась из поколения в поколение, составляя историческую канву народного художественного творчества
оживало это далекое прошлое, в котором история переплеталась с художественным вымыслом, прошлое - с настоящим, а люди, участники древних событий, отождествлялись с богами и героями.
В гомеровских поэмах ахейцы и троянцы сжигают своих мертвецов, а сосуды с прахом зарывают в землю, как поступали греки в IX-VIII вв. до н.э. Оружие и доспехи гомеровских героев, по описанию, то относятся к VIII в. до н.э., как, например, щит Агамемнона, то к XVI-XV вв., как медный щит Аякса, подшитый семью шкурами.
Троянский цикл мифов имеет некую историческую основу - вторжение ахейцев в Малую Азию. В XIV-XIII вв. до н.э. ахейцы переправились в Малую Азию и заселили ее южное побережье и прилегающие острова. А в начале XII в. они выступили против богатого малоазийского города Трои и, как подтверждают археологи, разрушили и сожгли город.
Новый расцвет греческий мир встречает в конце IX в. до н.э. уже на малоазийском побережье. А с VIII в. малоазийская Иония
становится передовой страной всей Эллады
Таким образом, "Илиада" и "Одиссея" прошли многовековый путь от бесхитростной устной песни древнего певца, родившейся в годы величия микенского царства, до эпической поэмы, единой по своему идейному замыслу и художественному воплощению, вобравшей весь жизненный опыт и мудрость греческого народа
Гомеровские поэмы были созданы в период расцвета ионийской Греции.
4
Но точное место их возникновения неизвестно, так как в исторические времена многие ионийские города оспаривали друг у друга честь считаться родиной Гомера, причем в их спор включались даже города материковой Греции. Неизвестно, были ли поэмы записаны сразу же, но они очень долго существовали как в устной рецитации рапсодов, так и в письменной традиции.
Роль богов в судьбе героев поэм.
героям гомеровских поэм помогают олимпийские боги, ибо Олимп и земля живут в единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом. Поколения героев ведут свой род от Зевса (недаром он именуется у Гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги озабочены судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям. (Так, богиня мудрости и войны Афина побуждает к решительным действиям воина Диомеда. Она стоит рядом с ним на колеснице и бросает его против ненавистных ей богов — Ареса и Афродиты)
В «Одиссее» мудрая богиня Афина и мудрый герой Одиссей — неразлучны. Богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути — и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на Итаке в виде юного пастуха. Она помогает Одиссею и Телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной балке; она устанавливает мир на Итаке. И это она, многомудрая дочь Зевса, на совете богов решительно вступается за Одиссея.
Но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. Более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные. Тогда Зевс достает золотые весы и на них взвешивает жребии героев, как это происходит, например, перед поединком Ахилла и Гектора. Чаша весов с жребием Гектора склоняется к Аиду, т. е. к смерти. Таким образом участь его становится известной Зевсу — Гектор должен погибнуть, а богиня Афина готова прийти на помощь Ахиллу, получив на это милостивое соизволение Зевса. «Священные весы Зевса», т. е. решение Зевса, вспоминается Гектору, когда он в битве поворачивает вспять от Патрокла. Но это временное отступление, так как Патрокла боги уже призвали к смерти и он вскоре будет убит Гектором.
Героев Гомера отличает особое, исполненное творческой радости, отношение к жизни. Ни война, ни бесчисленные смерти не могут поколебать в них желания насладиться дружеской беседой, прекрасной песнью, вкусной едой, роскошным одеянием, великолепным оружием. И вся эта красота зависит от человека, делается с помощью его рук, одинаково умелых и в ремесле, и в искусстве, причем наставниками людей зачастую являются боги, такие, как кузнец Гефест или знаменитая в ткацком мастерстве Афина.
Гомеровский вопрос.
Сложность вопроса вызвана тем, что перемешанные в эпосе различные исторические реалии и фантазии поэта соединяют часто весьма противоречивые и даже противоположные явления. В результате возникают и противоположные научные интерпретации
В конце концов, все это приводит ученых к выводу, что «гомеровское общество» нельзя отнести ни к одной конкретной исторической эпохе.
Эпос Гомера — это своеобразная амальгама, составленная из обрывков предания различных эпох, соединенных фантазией поэта. Некоторые на этом основании объявляют описания Гомеpa поэтической фикцией, не имеющей опоры в исторической реальности. большинство специалистов придерживаются более уравновешенной точки зрения и датируют основной материал эпоса временем самого Гомера и немного ранее, т. е. периодом с конца IX по конец VIII в. до н.э. Эта точка зрения хорошо аргументирована и опирается на саму логику эпического построения. Предполагается, что Гомер, создавая эпическую картину героической старины, описывал явления недавнего прошлого, которое уже ушло в историю, но оставалось актуальным для слушателей, было еще живо в памяти старшего поколения и сохранялось в устном предании.
3
аеды и рапсоды - из уст в уста, из поколения в поколение передавали песни о событиях легендарного прошлого в Ионии, о походе на Трою, или Илион (отсюда название «Илиады» Гомера). Эти песни знала вся Эллада. На их основе возникали художественные произведения, где история приобретала черты легенды. Мифы троянского цикла нашли отображение еще и в трагедиях Софокла, Еврипида, в поэмах римских поэтов Вергилия и Овидия.
Основные тематические циклы мифов:
космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
· антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
· мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
· эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
2
Греческая мифология условно делится на два больших раздела: деяния богов и приключения героев. Боги очень часто обращаются к героям за помощью, а герои, имея сущность полубогов или титанов, всячески выкручиваются из тех или иных ситуаций, создавая положительные стереотипы и творя добро
«Микенская» эпоха сыграла решающую роль в оформлении греческой мифологии
Действие важнейших греческих мифов приурочено к тем местам, которые являлись центрами
«микенской» культуры и чем значительнее была роль местности в «микенскую» эпоху, тем болеше мифов вокруг этой местности сосредоточено. Минувшая действительность оказывается отраженной в фантастиеских творениях мифологии. Истоки греческого эпоса возведены к «микенской» эпохе.. а может и к более ранним временам. Такие повествования облекаются как в стихотворную, так и в прозаическую форму. Нередко они многими своими чертами напоминают современную фольклорную сказку.
Персонажи греческого мифа почти полностью очеловечены. Для греков характерны две основные категории мифологических образов: «бессмертные» боги, с человеческим обликом и человеческие добродетели и пороки, и затем смертные люди, «герои».
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры
1
Влияние античной литературы было сильно и в XIX в. сохранилось оно и до сегодняшнего дня
Античная культура греков и римлян, испытывая некоторое влияние Древнего Востока, преобладала повсюду в Древнем мире как база искусства, философии, социальных и образовательных институтов. Идеалы сохранялись, им подражали. Этот греко-римский культурный фонд очень сильно повлиял на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира.-
Античная культура возрождалась в период появления различных неоклассических движений 18-19 веков. Реликвии греко-римской старины – монеты, драгоценности, вазопись, скульптура, архитектура, литература – очаровывали мыслящих людей во все эпохи.-
Стиха на латыни продолжали писать и в 19 столетии
Античная культура с её мифологическими сюжетами и символами оставила глубокий след в западноевропейской литературе и живописи.
Подражая великолепным работам древних, стараясь вместе с тем превзойти их, художники, скульпторы, писатели в последующих исторических периодах действительно возрождали былое величие классической эпохи
В Европейскую культуру пришла наука и искусство именно из Греции.
5
«Илиада»
«Илион», «Троя» — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имен великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До нее в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад.
«Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях
Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.
Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемна. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.
чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э
Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.
События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.
Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе
Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска, а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга
3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения.
Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту.
Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.
Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.
Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.
С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).
Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса. Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса. Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его. Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению
6
«Одиссея»
Троянская война была затеяна богами для того, чтобы кончилось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен был погибнуть на обратном пути.
Большинство уцелевших греческих вождей поплыли на родину, как плыли на Трою — общим флотом через Эгейское море.
Когда они были на полпути, морской бог Посейдон грянул бурей, корабли разметало, люди утонули в волнах и разбились о скалы. Спастись суждено было только избранным. Но и тем пришлось нелегко.
Нестору удалось спокойно достигнуть своего царства в городе Пилосе.Царь Агамемнон уцелел, но на родине в г. Аргосе был убит женой и ее любовником. Минелая с Еленой занесло ветрами далеко в Египет. Но дольше всех и труднее всех был путь Одиссея, море носило его 10 лет.
«Илиада» — поэма героическая, действие ее происходит на бранном поле и в военном стане. «Одиссея» — поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой — в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» — только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трёхсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот.
В Троянской войне Одиссей очень много сделал для греков — особенно там, где нужна была не сила, а ум. (связал женихов Елены клятвой, привлек в поход Ахилла, и направил греков в бой, когда те были готовы сдаться. Его идея Троянского коня.) Когда после гибели Ахилла доспехи убитого должен был получить лучший воин греческого стана, их получил Одиссей, а не Аякс.
Афина, покровительница греков – больше всех их любила Одиссея и помогала ему. Зато бог Посейдон его ненавидел и своими бурями десять лет не давал ему добраться до родины.
Десять лет под Троей, десять лет в странствиях, — и только на двадцатый год его испытаний начинается действие «Одиссеи».
Начинается оно, как и в «Илиаде», «Зевсовой волей». Боги держат совет, и Афина заступается перед Зевсом за Одиссея. Он — в плену у влюблённой в него нимфы Калипсо
А в его царстве женихи Пенелопы- требуют из них выбрать себе мужа. Разоряют его богатства. Пенелопа пытается их обмануть (ткет полотно днем – ночью распускает)
К Телемаху под видом старика-странника подходит Афина и предлагает ему на корабле искать отца)
Зевс отправляет вестника Гермеса к Калипсо – она неохотно повинуется и отпускает Одиссея. Тот строит 4 дня плот и в море попадает в шторм(Посейдон). Спасается на остр-ве царя Алкиноя. Там на пиру он и раскрывает, что он Одиссей и рассказывает о своем пути – о 10 приключениях.
1)Буря унесла Одиссеевы корабли из-под Трои на дальний юг, где растёт лотос — волшебный плод,отведав которого, человек забывает обо всем и не хочет в жизни ничего, кроме лотоса.
2) у циклопов. Это были чудовищные великаны с одним глазом посреди лба; они пасли овец и коз и не знали вина.Главным среди них был Полифем, сын морского Посейдона. Одиссей с дюжиной товарищей забрёл в его пустую пещеру. Вечером пришел Полифем. Закрыл пещеру камнем. Одиссей придумал хитрость. Они наточили дубину, напоили великана – усыпили его и вонзили дубину в глаз. Одиссей сказал великану, что его зовут «Никто». Одиссей привязал товарищей под брюхо циклоповым баранам, чтобы тот их не нащупал, и так вместе со стадом они покинули утром пещеру
3) — на острове бога ветров Эола. Бог послал им попутный ветер, а остальные завязал в кожаный мешок и дал Одиссею: «Доплывёшь — отпусти». Но когда уже виднелась Итака, усталый Одиссей заснул, а спутники его развязали мешок раньше времени; поднялся ураган, их примчало обратно к Эолу. «Значит, боги против тебя!» — гневно сказал Эол и отказался помогать ослушнику.
7
Творчество Гесиода
Гесиод (VIII-VII в. до н. э.)Традиция приписывает ему авторство двух поэм – «Труды и дни» и «Теогонии» («Родословной богов»), определяющих два новых направления в греческой литературе VII–VI вв. до н. э.– дидактическое и генеалогическое.
Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое.
С точки зрения формы дидактический эпос похож на гомеровский. Но автор давлеет над всем, он поучает. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.
8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода.
Гесиод сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование.
Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни».
Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.
«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод.
«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности - Гесиод впервые поднимает эту тему.
Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег: «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость».
Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование.
Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода - одни бедствия.Гесиод советует трудиться, причем под его руководством.
2. Биографические сведения.
Родился Гесиод в Киме (Эоли-да), но его бедный отец переехал со своими двумя сыновьями, Гесиодом и Персом, во внутреннюю Грецию, в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра у подножия Геликона. Рассказывали о явлении Гесиоду геликонских Муз, якобы призвавших его от пастушеской жизни к поэзии и к проповеди правды. С ранних лет Гесиод был хорошо знаком со всеми видами земледельческого труда. По смерти отца дети не поладили, и Перс через неправых людей оттягал у Гесиода принадлежавшую ему часть, хотя это ему впрок не пошло и он в дальнейшем разорился. Гесиод и писал свою поэму "Труды и дни" в наставление разорившемуся Персу.
3. Произведения Гесиода.
а) "Труды и дни".
Поэма эта - образец дидактического эпоса - развивает несколько тем. Первая тема (1-380) построена на проповеди правды со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: о труде и справедливости. Вторая, основная тема (380-764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр.
8
Эпос уходит от Древней Греции. Распадается родовая формация. Наступает время рабовладенческого строя, меняются принципы управления жизнью. Человек освобождается от родовой зависимости и становится самостоятельным.
1) Лирика выражает чувства отдельного человека
2) Лирика фиксирует мгновение
3) В лирике подчеркивается авторское я
4) Предметы изображения, мир чувств
5) Разнообразие размеров
Лирика бывает:
1) декламационная ( Элегия, эпиграмма, ямб)
2) песенная (мелика) мелос: сольная, хоровая
Элегия- древнейший жанр лирики, по форме и по содержанию близка к эпосу , элегия в древности- это обозначение резмера.
Эпиграмма- надпись, посвященная какому-либо богу или человеку.
Ямб- наименование коротких, насмешливых стихов.
Песенная лирика- это лирика наполненная чувствами, в основном любовная поэзия.
Алкей и Сапфо из острова Лесбос.
Мелика - «песня», позднее заменило слово «лирика». Применяется по отношению к тем видам песен, где звучала семиструнная лира Гермеса. В настоящее время используется в более широком значении, охватывает элегию и сопровождается флейтой.
Античное различение песенных жанров имеет историческое основание, так как стили и жанры были тесно связаны с определёнными стихотворными размерами. Возникло из культовой, обрядовой, фольклорной песни. Элегия, ямб и мелика (в собств. Смысле) Все подразделения сделаны в зависимости от содержания и культа: монодическая лирика и хоровая.
Монодическая лирика подразделяется на:1) слово 2) музыку и 3) танец Сапфо, Алкей и Анакреонт,-3 главных представителя монодической, индивидуализированной лирики.
Алкей, равно как и Сапфо, уроженец острова Лесбоса. Он был аристократом и участвовал в междоусобной борьбе с тиранией, воевал с афинянами. Новые гражданские столкновения в его родном городе вынудили поэта удалиться в изгнание и отправиться встранствовать.
Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие-это тема борьбы. Т.к., он считал, что песня должна пробудить дух у борцов. Эта песнь танцевальная, ритм песни - танцевальный. Ему не чужда и внешнеполитическая тематика, он защищает права эолийцев на захваченную ими около 700 г. Трою, ряд его стихотворений связан с «Ахилловой Землёй» и с мифами о героях Троянской войны. Политическими темами перемешиваются застольные. Традиционная для мужского содружества застольная песня становится для поэта средством выражения своих чувств и эмоций. Заключительный призыв: «Будем пить!», «Где вино, там и истина». Но он воспевает так же и любовь. Темы: защита интересов родовой знати, любовь, вино, оружие.
Признаки творчества: элементарность чувства и мысли; сила эмоции сочетается с прямотой и ясностью выражения; величие, сжатость и благозвучие; музыкальность стихов и многообразие стихотворных размеров. Алкей: хорей + дактиль (алкеевская строка). Алкей-мыслитель. Ответ- стилизация под греческий стиль.
Сапфо- уроженка Лесбоса, создательница любовной лирика, современница Алкея. Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящения выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни-эпиталамы в обычной фольклорной манере. Иногда в песни подобного рода вторгается миф, о чем свидетельствует фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Миф позволял сопоставить события реальной, земной действительности с аналогичными событиями жизни богов и героев, миф утверждал смысл и значимость происходящего ныне в среде
8
людей, позволяя возвеличивать конкретное событие. Сапфо вкладывала личное содержание в традиционные формы. Так же присутствует дидактический элемент. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Тематики поэзи: женские культы с их празднествами; свадьбы; соперничество, ревность разлука; любовь.
Анакреонт- уроженец малоазийского города Теоса. Он покинул свою родину, попавшую под власть персов. Он –один из наиболее популярных поэтов греческой лирики. В ней присутствует ощущение античного мира. Анакреонт слагал гимны богам. Кроме Диониса он воспевал так же Афродиту и Амура. По существу его главными темами являются: любовь и вино, но они трактуются не серьёзно, а в плане лёгкой, насмешливой игры. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру. Они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Даже гимны богам превращаются у него в лёгкие и изящные стихотворения. Песни Анакреонта, прославляющие земные радости веселой жизни, вино и любовь, были подхвачены позднейшими подражателями. От поздней античности сохранился сборник подражания Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения».На их основе выросла "анакреонтика" эпохи Возрождения и Просвещения, ими же вдохновлялись многие русские и европейские поэты 18 и 19 веков, включая Ломоносова, Державина, Батюшкова, Пушкина, Вольтера, А.Шенье, Беранже и многих других
7
В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно провести. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем "порядок и точность" (471); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как "прислуга с сосунком неудобна" (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695-705); надо трудиться, чтобы была хорошая репутация; и Гесиоду тоже хочется быть богатым, так как "взоры богатого смелы" (303-319). Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, "пожирателями даров" есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру.
б) "Теогония".
Другая сохранившаяся под именем Гесиода поэма – «Теогония» – это первая известная нам попытка греков систематизироватьмифы о происхождении богов Древней Греции. Сказания, излагаемые Гесиодом, изобилуют грубо фантастическими деталями, отсутствующими у Гомера (например, описание сторуких великанов, Ехидны, Химеры и других чудовищ). Это указывает на более архаическое миропонимание автора «Теогонии» по сравнению с автором «Илиады» и «Одиссеи», явно стремящимся к упорядочению мифа, к отнесению его на периферию культуры. Несмотря на это, мы находим в «Теогонии» Гесиода стремление к жизненному правдоподобию, к логическому осмыслению окружающего мира. Как бы ни было фантастично, например, описание чудовища Тифона, оно нужно Гесиоду для объяснения природы вулканических извержений и землетрясений.
«феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трёхсот имён. Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом
Вначале был Хаос. В нем заключался источник жизни. из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт.Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:
От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье.Главными были Титаны— двенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи Уран боялся, младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита — «Пенная».
Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь- Эрос Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сёстрами.
Одного из них звали Океан