Материалистические представления о душе в античную эпоху
В основе - зависимость душевных проявлений от физической природы, т.е. представления о том, что содержание психических процессов черпается извне, путём проникновения в организм вещества физической среды.
За первооснову древними мыслителями брались раличные виды материи: вода (Фалес), воздух (Анаксимандр), огонь (Гераклит).
Вершиной античного материализма является учение о душе – атомистический материализм.
Основные положения:
1. Всё существующее состоит из 2-х начал:
- бытие или неделимые атомы
- небытие или пустота.
2. Все вещи образуются из атомов.
3. Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые, недоступные чувственному восприятию, различаются по величине и подвижности.
4. Атомам присущ вес, т.к. необходимо, чтобы тела делились по силе тяжести.
Основные представители:
- Демокрит (5в до н э) – вершина античного материализма – атомистический материализм Демокрита.
- Эпикур (4-3 вв до н э, Афины) – развивал учение Демокрита.
- Стоики (3в до н э, Афины) – учёные, которые развивали атомистическое учение в первый период своей школы. Основатели – Хризипп и Зенон.
Учение античных философов - материалистов о душе
Демокрит
Душа – причина движения тел. Душа материальна и состоит из особых атомов, мелких, гладких, круглых и подвижных, рассеянных по всему организму. Атомы души проникают в неподвижные крупные атомы тела и приводят его в движение, становятся душой этого тела.
Душа – это результат распределения особых атомов в теле.
Душа смертна и исчезает вместе со смертью тела. Во время смерти атомы тела распадаются, атомы души выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают.
Душа обновляется через дыхание. Вдох – втягивание атомов души, которые рассеяны в воздухе; выдох – выбрасывание какой-то части души.
Душой обладают все предметы. Всеобщее одушевление – панпсихизм.
Старость и болезни возникают, когда нарушаются пропорции между атомами души и тела. К старости количество подвижных атомов души уменьшается.
В органах чувств - скопление атомов души. Мелкие атомы души здесь ближе всего к внешнему миру, они приспособлены для внешнего восприятия.
В голове соотношение атомов души и тела наиболее удачно. Поэтому мозг – сосредоточение высших психических функций, он определяет способность к познанию и мышлению.
Основной аргумент Демокрита в пользу материальности души – способность воздействовать на другое тело с помощью толчка. Т.к. душа дижет телом, она должна быть материальна. Как душа движет телом? Она его толкает.
Итак, Демокрит даёт естественное понимание души (а не сверхестественное). Душа не существует вне тела. Душа не тождественна телу, она – особое тело, т.к. состоит из атомов.
Эпикур
Развивал идеи Демокрита о душе. Отличие: отход от панпсихизма, утверждал, что душу имеют только те существа, которые могут ощущать.
Стоики
Школа Стоиков возникла в 1У веке до н.э. Она получила своё название по имени того места в Афинах («стоя» – портик храма), где её основатель Зенон проповедовал своё учение.
Стоики представляли космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, одной из которых является душа.
Стоики выделяли следующие части души:
1 – Управляющее начало – находится в голове; у человека – разум, у животных – инстинкты. От него отходят 7 других частей, распространяющихся по телу, как щупальца осьминога.
(5) – чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Например: зрение – это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух – до ушей и т.д.
(6) – воспроизводящая часть души – пневма, идущая к детородным органам.
(7) – голос - пневма, идущая к горлу, языку и другим органам речи.
Итак, уже у античных материалистов существует попытка понять и объяснить своеобразие души (в отличие от других материальных тел). Учение о душе они разрабатывали на основе физических представлений об устройстве мира.
Учение античных философов-материалистов о познании
В античном материализме выделяют два вида познания:
1. Ощущения или восприятие
2. Мышление
Ощущения или восприятие
Демокрит
Ощущение и восприятие (синонимы). Ощущения – это тёмный род познания, т.к. они ограничены в возможностях и не могут проникнуть до атома. Теория познания Демокрита – теория идолов. Восприятие – начало любого познания, естественный физический процесс: от вещей отделяются, истекают тончайшие плёночки («идолы», «эйдолы») толщиной в один атом. По внешнему виду они подобны самим предметам. Они носятся в воздухе, в органах чувств встречаются с атомами души и возникает ощущение.
Например: из глаза идёт встречный поток атомов души, который улавливает образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. «Видим мы вследствие вхождения в нас идолов» (Демокрит).
Это научное объяснение процесса восприятия.
Эпикур
Развил учение Демокрита, распространил теорию идолов не только на процессы видения, но и на другие органы чувств. Указывал на целостную природу восприятия (в восприятии участвуют все органы чувств).
Стоики
Способность к ощущению не является врождённой, а приобретается при жизни («Когда человек рождается, его управляющая часть души подобна чистому листу папируса, готовая воспринимать и записывать»). Управляющая часть души, т.е. разум, участвует в восприятии, а именно, устанавливает соответствие между образом и предметом.
Мышление
Второй вид познания, который является продолжением ощущений.
Демокрит
Мышление – светлый род познания, с помощью мышления можно постичь атом, скрытый от ощущений. Мышление – это истинное познание, оно обладает «тонким познавательным органом». Но, каков этот орган, как он познаёт действительность? Демокрит объяснить не мог.
Эпикур
Ощущение даёт единичное представление, а мышление способно схватывать большое количество частных явлений – в этом его преимущество. В отличие от ощущений мышление даёт знание общего в виде понятий или общих представлений. Ступени познания (низшая и высшая) связаны между собой. Механизм ощущений и мышления единый – извне приходят образы – идолы, без кторых невозможно ни ощущение, ни мышление.
Стоики
Различали мышление внутреннее и внешнее.
Внутреннее – способность следить за соотношением вещей в ситуации и намечать соответствующее поведение.
Внешнее – внешняя речь, рассуждение, переход внутренней мысли в речевой план (сейчас экстериоризация).