Психологическая мысль в странах Древнего Востока

За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В них господствовала религиозная идеология (в основе – миф о бессмертии души, способной покидать тело, странствовать, перемещаться в другие миры).

Однако, как доказывают источники, дошедшие до нас, в них содержатся не только религиозные, но и естественнонаучные знания о психике.

А) Психофизиологические представления.

Представления о том, что живое тело зависит от внешней природы, а душа от жизни тела.

Например, «Памятник мемфисской теологии» (Египет, 4 в до н.э.): Бог Птах повелевает миром посредством системы телесных органов (боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу»). Роль сердца: «оно всякому сознанию даёт восходить». Вывод о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа.

Естественнонаучные представления опирались на достижения древневосточной медицины. Препятствие для её развития – религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело.

Схема организма

Во всех странах Древнего Востока решающее значение признавалось за кровообращением.

В китайских медицинских источниках главным органом психической деятельности, «князем тела», считается сердце (8 в до н.э).

Учение о темпераментах. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали: воздухоподобное начало (у китайцев ци), желчь (иногда кровь) и слизь. Соответственно люди разделялись на несколько типов.

Китайские медики:

1. С преобладанием желчи (или крови) – отличительные особенности человека – сила и храбрость (тигр).

2. С преобладанием ци – неуравновешенность, подвижность, быстрый переход от смеха к плачу (обезьяна).

3. С преобладанием слизи – медлительность, малоподвижность.

Т.о., ростки естественнонаучных знаний пробивали себе дорогу.

Б) Возникновение филосовских школ этической направленности

Дайнизм, буддизм, позже Йога (Индия), Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы (Китай) и др.

Устремлённость на этико-психологические вопросы (вопросы человеческого существования и его отношения к миру) определила живой интерес к психологии индивида. Например, разработка специальных приёмов расчленения психических состояний и управления ими (Йога).

В) Психология познания

Изучение восприятия, памяти, речи. Например, в учениях индусов большое место занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, о возможностях сверхчувственного восприятия (Йога).

2. Общая характеристика античных учений о душе.

У1 в до н.э. – возникновение первых научных представлений о психике. Философы, натуралисты, медики рассматривали психические процессы как одну из составляющих мироздания. Психологические проблемы обсуждались в рамках философских изысканий. Предметом философских размышлений был мир в целом, включая вопросы человека, его души (=> психология исходно – часть философии).

В античной психологии были представлены все основные психологические проблемы и, так или иначе, решены. Начинает оформляться категориальный аппарат психологии. Первая научная категория – душа.

В античной психологии уже были предсталены два основных направления в понимании души:

Материалистическое направление

Основная характеристика – акцент на реальных механизмах жизнедеятельности человека, отказ от сверхестественных причин, объясняющих душевную жизнь.

Результат –первые описания фактов душевной жизни (чувств, воли и др.).

Идеалистическое направление

Основная характеристика – попытки выделить явления души как самостоятельные и противопоставить их материальным явлениям. Значение – стремление рассматривать психические явления как специфичные.

Общим для всех направлений является попытка выделить единое начало, которое бы объясняло все психические проявления человека. Это единое начало – душа.

Итак, учения о душе – первая форма научных знаний, внутри которых развивается понимание психических явлений.

Л.С.Выготский:

«...психология как наука должна была начаться с идеи души; она (идея) явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».

Наши рекомендации