Становление объекта науки Нового времени (Н. Коперник, И. Ньютон).
Формирование объекта науки
Появлению объекта науки нового времени предшествовало разрушение гармоничного космоса. Это разрушение гармоничного космоса нашло свое выражение в появлении нового объекта изучения. Таким объектом, в конечном счете, предстает природа. Природа как специальный объект, лежащий на столе исследователя, который старается разобраться в этой природе.
Что же понимается под объектом природы? Имеется в виду естествознание. Специальные исследования констатируют следующее:
4. Природа стала рассматриваться как пространство, заполненное веществом.
5. Пространство характеризуется как однородное не имеющее привилегированных мест и лишенная сокрайности.
6. Вещество отождествляется, прежде всего, с материей, массой, которая имеет плотность, размер, вес. То есть задается количественно и может быть измерено. В результате объектом новой науки стала квантифицированная реальность, обладающая количественными характеристиками, но лишенная цвета, звука, запаха, то есть качества.
Творцы научного метода
Общепринято называть творцами научного метода следующих исследователей:
· Николай Коперник – гелиоцентрическая система мира
· Галилео Галилей – «И все-таки она вертится» - такой фразы в источниках нет.
· Фрэнсис Бэкон
· Рене Декарт
· Томас Гобс – социальная физика, социология
· Иоганн Кеплер
Именно благодаря их деятельности естествознание постепенно освобождалось от теологической окрашенности. Перед пионерами науки нового времени не стояла задача исправить или улучшить предшествующие знания, им предстояло иное, а именно:
3. Радикально реформировать структуру познающего разума
4. Сформировать новый здравый смысл; Такой смысл основывается на доверии не столько чувственному зрению, сколько очам разума.
Гелиоцентризм
Одним из первых в этом списке является Николай Коперник со своей идеей Гелиоцентризма.
Гелиоцентризм – это не только новая позиция в сравнении с Геоцентризмом рассмотрения небесных явлений, это начало нового мировоззрения, в котором «человек смотрит с позиции господа Бога» (Николай Коперник). Такая позиция основывается, по меньшей мере, на двух принципах:
3. Гносеологический принцип
4. Антологический принцип
Присмотримся к этим принципам:
3. Принцип гносеологический и суть этого принципа: унифицированное объяснение на основе единого принципа. Это принцип закладывает гносеологические основания новой науки. Суть этого основания – известно, Птолемей описывает движение каждой планеты различным способом. Коперник предлагает иное: он настаивает на объединении реальных движений всех планет в логически согласованную систему. В такой системе единой и для небесного и для земного движения единый объяснительный принцип, и он опирается на физически обоснованное понимание движения.
4. Антологический принцип и его суть: объединение небесного и земного. Этот принцип является фундаментом новой метафизики. В схоластическом учении космос имеет строго иерархическую структуру. В такой структуре у каждой вещи свое собственное место. В гелиоцентризме иное: фундаментальное свойство мира инвариантно относительно системы отсчета. Этот принцип постулировал:
a. Независимость свойств реальности, природы от человека.
b. Возможность описывать мир «с ничьей точки зрения».
Радикальные изменения, происходящие в современном научном мировоззрении, позволяют говорить о реформировании фундаментального принципа Коперника. Ему сегодня противопоставляется активно обсуждаемый в литературе знаменитый антропный принц. Мир так устроен, что позволяет человеку познать себя. Человек так устроен, что обязан и способен познавать окружающий мир.
Учение Галилео Галилея
Галилео Галилей (15.02.1564 – 08.01.1642) – итальянский физик, астроном, математик и мыслитель, основатель современного экспериментального естествознания; заложил основы классической механики; изобрел телескоп.
4. Галилео Галилей сыграл особо важную роль в распространении, обосновании идеи Коперника. Обнаружив телескопом на Луне горы, пятна на Солнце, Галилей одним этим фактом наносил серьезнейший удар по догмату схоластики о не тождественности небесной и земной субстанции.
5. Галилей настаивал: «Интуитивным выводам, опирающимся на непосредственно наблюдение, не всегда можно доверять». Галилей учил воображать не воображаемое, мыслить не мыслимое.
6. Опыты Галилея основаны на теоретических посылках, а их закон – математика. Здесь он доказывает положение, тезис о подчинении движения численному закону, а не стремлению занять естественное место, как об этом утверждал Аристотель.