Пьеса, социально-философская драма «На дне» (1902)

Тематика и проблематика: правда о жизни социальных низов показана с беспощадностью. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась…», слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету!». В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы автор подчеркивает из безнравственность. В пьесе ставятся филосф. проблемы разобщенности, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Гл. герои: Лука. Странник лет 60-ти, «с палкой в руке, с котомкой за плечами». Прошлое неизвестно, возмож. проблемы с законом. Лука поучает, шутит, утешает. Речь доброжелательно и афористична. «Любить – живых надо… живых…». «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо!». «Во что веришь, то и есть…», «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Герои о Луке. Сатин: «Для многих был… как мякиш для беззубых», «Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал», «Он – умница!», Клещ: «Правды он… не любил, старик-то». Лука разбудил в ночлежниках всё самое хорошее, но потом исчез.

Сатин. Имя – Константин. Когда-то был телеграфистом и образован, теперь шулер и алкоголик. Отсидел в тюрьме за убийство «из-за родной сестры». Ни во что не верит, считает себя мертвым, ему не чуждо сострадание. Клещ: «Ты умеешь не обижать». В монологах Сатина выраж. автор. позиция: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!»

Конфликт: две «правды» в пьесе. Лука (утешительная ложь) и Сатин («Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»)

Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать» (1918)

Сюжет: отряд из 12-ти человек идёт по ночным заснеженным улицам революционного Петрограда. Готовы на всё. «…и идут без имени святого/ Все двенадцать – вдаль./ Ко всему готовы,/ Ничего не жаль». На лихаче несутся Ванька с Катькой. Катьку убивают, Ванька сбегает. Убийца девушки Петька, кот. когда-то её любил, мучается угрызениями совести, но тов. его осуждают: «Не такое нынче время,/ Чтобы нянчиться с тобой!». Отряд встречает шелудивого пса и пытаются его отогнать, впереди видят чей-то образ, стреляют в него. Идут дальше: «Позади – голодный пёс <…> Впереди – Иисус Христос»

Поэма имеет стройную кольцевую композицию. Все главы попарно симметричны. пространство в поэме: Вселенная – город – движение отряда – внутри отряда – внутренний мир Петра. Затем наоборот.

Герои: названы по именам только двое – Андрюха и Петруха – остальные безымянны. Отряд – как разбойники, стреляют, убивают, грозят грабежами: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!», «Али руки не в крови/ Из-за Катькиной любви?», похожи на уголовников. Революция дает возможность осущ. личной мести под прикрытием классовой ненависти. Однако число человек отряда совпадает с числом первых учеников Христа. Убийцы, но просят благословения: «мировой пожар в крови –/ Господи, благослови!». Готовы отдать за революцию жизнь.

Образ Христа. Финал неоднозначен. «...Впереди – с кровавым флагом,/ И за вьюгой невидим,/ И от пули невредим,/ нежной поступью надвьюжной,/ Снежной россыпью жемчужной,/ В белом венчике из роз –/ Впереди – Иисус Христос». Трактовка: • появление Христа – залог человечности в людях, подтвержд. – совесть Петьки. Христос – символ обновления. • Иисус освящает действия красногвардейцев. Символ бунтарской стихии, указывает путь в новый мир. • Берёт на себя грех за убийц. Идёт как на Голгофу. • Герои стреляют в Христа – расстреливают будущее. • Блок относ. к Христу неоднозначно, сомневался, но в итоге написал: «А всё-таки Христа я никому не отдам».

Символика: ветер, метель, вьюга – бесовское начало, стихия, неподвластная человеку, революция. Старый пёс – символ старого мира. «И старый мир, как пёс безродный». Перекрёсток – место выбора – или нехорошее место.

Язык поэмы: «голос улицы». песни, плясовые, марши, романсы, молитву, лозунги, штампы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А. Блок. Стихотворения.

«Вхожу я в темные храмы…». Высокая любовь к миру открывается человеку через любовь к женщине. Настроение ожидания. Сочетание любовной лирики с духовной. «…,/ Совершаю бедный обряд./ Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцании красных лампад». Метафоричность. Показывает любовь, как духовное, душевное, эмоциональное единение двух людей. Посвящ. Л. Менделеевой. «О, Святая, как ласковы свечи,/ Как отрадны Твои черты!»

«Фабрика». Цикл «Распутья». Пересмотр идеалов. Стихотв. – поворотный момент в творчестве Блока. Поднимается тема «страшного мира». О противоречиях, об ужасах капиталистического города. Обращается внимание на страдание и покорность: «Они войдут и разбредутся,/ Навалят на спины кули./ И в жолтых окнах засмеются,/ Что этих нищих провели».

«Русь». Тема родины. дух древности. Русь – таинственная, загадочная, сказочная, волшебная. Освещена история России. «Ты и во сне необычайна./ Твоей одежды не коснусь./ Дремлю – и за дремотой тайна,/ И в тайне – ты почиешь, Русь».

«Незнакомка». Период написания «страшного мира». Ощущение тоски, отчаяния, недоверия. Комп. – две части. В 1ой – «тлетворный дух» пригорода Петербурга, ресторана, где «пьяницы с глазами кроликов», а во 2ой – появление прекрасной Незнакомки. «Дыша духами и туманами, она садится у окна».

«Россия». Итог размышлений Блока о судьбах страны – цикл «Родина». Тема – судьба России, кот. осмысл. через жен. судьбу, горькую и трагическую. Лир. герой любит родину, и это не может быть ничем омрачено.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…». Мир, лишённый гармонии, бесчувств. и замкнутый. Тусклая, беспросветная действ. «Тусклый свет». «Страшный мир». Жизнь – бессмысленная круговращение, что подчеркнуто кольцевой композицией.

«В ресторане». Герой посылает даме бокал. «Обратясь к кавалеру, намеренно резко/ Ты сказала: «И этот влюблён». На самом же деле в роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу. «Но была ты со мной всем презрением юным,/ Чуть заметным дрожаньем руки…» Всё в стих. приземлено, охвачено страстью.

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» - цикл «На поле Куликовом». Тема – осмысл. истор. судьбы России. тема неразрывной связи времён. «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен долгий путь!/ Наш путь – стрелой татарской древней воли/ Пронзил нам грудь». «Покой нам только снится». «Закат в крови! Из сердца кровь струится!/ Плачь, сердце, плачь…»

«О доблестях, о подвигах, о славе». Цикл «Возмездие». Жанр – любовное послание. Обращ. к ушедш. женщине. Мотив воспоминания. Расставание – страшные дни. Образ «страшного мира». Кольцевая комп. «Уж не мечтать о нежности, о славе,/ Всё миновалось, молодость прошла!/ Твоё лицо в его простой оправе/ Своей рукой убрал я со стола».

«О, я хочу безумно жить…». Эпиграф – «Негодование рождает стих». Негодование обращено на «непроглядный ужас жизни». В стих-и лир. герой провозглашает цель своего творчества: «Всё сущее – увековечить,/ Безличное – вочеловечить,/ Несбывшееся – воплотить!». Новый «пророк», продолжение пушкинской и лермонтовской традиции.

«На железной дороге» - судьба родины осмысл. через женскую судьбу. «Под насыпью, во рву некошеном,/ Лежит и смотрит, как живая,/ В цветном платке, на косы брошенном,/ Красивая и молодая». Железная дорога – символ пути, символ судьбы. Задана тема жизненного пути человека.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О.Э. Мандельштам.

«Notre Dame» (1912) – сборник «Камень». В центре – образ камня, символ. принятие реальности бытия. Собор Парижской Богоматери, знам. памятник ранней франц. готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости. Римская тема – объединяющее начало. В последней строфе слово уподобляется камню, на кот. человек направляет свои творческие усилия, стремясь сделать носителем высокого содержания. «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/ Я изучал твои чудовищные ребра,/ Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/ И я когда-нибудь прекрасное создам».

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) Любовь – основа движения на земле. Бесконечн. ночи. «Когда бы не Елена,/ Что Троя вам одна, архейские мужи?». «И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит».

«За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931). Тема – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху века-волкодава. Поэт изолирован от русской поэзии («Я лишился и чаши на пире отцов»), он «не зверь по крови своей». Не принимает дружбы с веком, предпочитает ей Сибирь: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/ Жаркой шубы сибирских степей…»

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (1930). Посвящ. Петербургу. Лир. герой не может узнать дорого и близкого в нём. Черно-желтая цвет. гамма – ощущение тоски и беспокойства. Несвобода и страх. «Я на лестнице черной живу, и в висок/ Ударяет мне вырванный с мясом звонок./ И всю ночь напролет жду гостей дорогих,/ Шевеля кандалами цепочек дверных».

Наши рекомендации