Повесть «Капитанская дочка». 1833-1836 гг.

Историческая основа – реальные события крестьянской войны: взятие крепостей, осада Оренбурга. Две темы: истор. (восстание Пугачева 1773-1774 гг.) и любовная. Отражены наиболее важные темы позднего периода творч-ва Пушкина: место «маленького человека» в истор. событиях, нравств. выбор, закон и милосерд., народ и власть, семья. Комп.: семейные записки; сопост. 2х миров: народного и дворянского; симметрия. Роль эпиграфов: общ. эпиграф «Береги честь смолоду» - глав. идея.

Пугачев. Плоть от плоти народа, кровно с ним связан. Изобр. не кровожадным убийцей, а талант. и смелым вождём. Речь богата послов., поговорками. Гл. в образе – величие и героизм (сказка об орле и вороне – лучше прожить жизнь короткую, но достойную). Беспощаден к дворянам. Сложная и противоречивая натура: вор и злодей, но справедливый, помнит добро.

Авторская позиция: совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидет. эпиграф. Гринёв сохранил верность долгу и чести («Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»). Швабрин нарушил и дворянский долг, и человеческий. • Тема народного бунта: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Философская поэма «Медный всадник» (1833 год). Описано страшное наводнение 1824 г. Реализм.

Два гл. героя: Пётр I в виде оживающей статуи Медного всадника и мелкий чиновник Евгений.

Пётр I. Пушкин ищет ответ на вопр.: может ли самодержавие вести к реформам и милосердию? Тема Петра для Пушкина болезненно-мучительна. В поэме отношение неоднозначно. Вначале рис. велич. облик царя-преобразователя: «На берегу пустынных волн/ Стоял он, дум великих полн,/ И вдаль глядел». Но медный всадник – олиц. бесчеловеч. государственности. («Ужасен он в окрестной мгле!», «Стоит с простёртою рукою/ Кумир на бронзовом коне», «Горделивый истукан»)

Евгений. Заурядный, безликий человек из толпы. Однако после того, как гибнет в наводнении Параша, превращается в безумца, сумевшего пойти на бунт против великого императора, против власти. В гневе грозит он памятнику, но после в страхе бросается прочь, слыша за собой топот медных копыт. Конфликт между государством и личностью трагически неразрешим.

Петербург как участник конфликта – «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид», но в то же время это искус. созданный город, в нём не учтена жизнь. Нева – вольная стихия, закованная человеком в гранит. Бунт стихии порождает бунт человека. • Важную роль играет фантастика, обостряет конфл. Автор заявляет о себе, коммент. события.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роман в стихах (лир. начало явл. определяющим) «Евгений Онегин». 1823 г – 1830 г.

Онегинская строфа – 14 строк. Ей написан почти весь роман. 8 глав организованы по принц. симметрии (антитетичное распол. героев) и параллелизма, повторение сюжетной ситуации героев (встреча, письмо, ожидание ответа, объяснение).

Евгений Онегин. Первый «лишний человек» в русс. лит-ре (скука, хандра, разочарованность, скепсис). Живёт по законам светского общ-ва, томится от пустоты его, не находит применения силам («Короче: русская хандра/ Им овладела понемногу;/…/ Но к жизни вовсе охладел»). Автор – друг Евгения и его творец. В Татьяне видит особую душевную прелесть. Получив письмо, «Онегин живо тронут был», но честно объяснился. Не прошёл испытание дружбой с Ленским (не может пойти против общ. мнения и отменить дуэль) и убивает друга. В посл. главе – пылкий, любящий, но любовь обречена. Финал открытый.

Татьяна Ларина. «Милый идеал». Искренна, чувствует глубоко, «русская душою». «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива», «Ей рано нравились романы;/ Они ей заменяли всё». Мать – Прасковья, хозяйственна, командует мужем, Дмитрием. После замужества чувства к Онегину в ней не угасли, но отвечает ему так: «Я вас люблю (к чему лукавить?),/ Но я другому отдана;/ И буду век ему верна».

Владимир Ленский.Молодой романтик, не испорчен светом. «Красавец, в полном цвете лет,/ Поклонник Канта и поэт».

Ольга Ларина.романт. героиня, лишена внутренней глубины. «Кругла, красна лицом она,/ Как эта глупая луна».

Образ автора. Присутствует, беседует с читателем. Комментирует события, размышляет о литературе. Использует разнообразие живой речи. В тексте много реминисценций. Не договаривает сюжета. «Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Многосторонне показаны Петербург и Москва, деревня, вся современная Пушкину действительность.

Новаторство: переключ. интонаций, смена стилей, система ассоциац., реминисценций, открытый финал. Новый гер. и сюжет.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации