Г. Р. Державин. «Памятник» (идея древнеримского поэта Горация) 1796 год.
Основой искусства, его содержанием Державин считает истину. Писатель, говорящий истину – мужественный гр-нин. «Памятник» дышит уверенностью поэта в своём бессмертии («Героев и певцов вселена не забудет/ В могиле буду я, но буду говорить», «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/…И времени полёт его не сокрушит/ Так! – весь я не умру, но часть меня большая/От тлена убежав, по смерти станет жить»). Держ. считает себя нац. поэтом ( «И слава возрастёт моя, не увядая,/ Доколь Славянов род вселена будет чтить…»). Держ. явл. основоположником автобиограф. поэзии. Свои заслуги перечисл. лаконично: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о боге/ и истину царям с улыбкой говорить»
Новаторство – сумел отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую сатиру в грубоватых просторечных выражениях.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. А. Жуковский. Стихотворения, баллады.
Элегия «Море», 1822 год.
Изобр. море в спокойном состоянии (чистая лазурь неба, золотые облака, блеск звёзд), в бурю ( «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,/ Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…») и после неё. Олиц. природы («Ты живо, ты дышишь; Смятенной любовью,/ Тревожною думой наполнено ты»). Обилие эпитетов, аллитерация. Гл. тема – изображение двух миров, моря и неба (романт. двоемерие – «здесь» и «там»). Картины моря связаны с настроением, миром чувств человека. Ритор. вопр. к морю («Что движет твоё необъятное лоно?/ Чем дышит твоя напряженна грудь?») связ. природу с философ. раздумьями о смысле жизни. Итог – совмещение идеала и действительности невозможно («Обманчив твоей неподвижности вид:/ Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,/ Ты, небом любуясь, дрожишь за него»).
Баллада «Светлана». Традиц. романт. баллады (любовн. интрига; зачин, развитие действия, кульминация, развязка)
Всё просиход. – сон, навеянный святоч. гаданиями («Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали;/ За ворота башмачок,/ Сняв с ноги, бросали…»). Мотив тоски, тревоги по милому другу. В зеркале Светл. видит жениха – тот зовёт её к венчанию. В храме гроб, отпевание. Метель – одинокая хижина – гроб. Покойник оживает, но Светл. спасается молитвой. Итог – покойник-жених, происход. – сон. Реальность, встреча с возлюбл. Идея - вера спасла девушку. Борьба добра и зла в душе. герои – вершители своих судеб. Нац. черты: стиль сказоч. повествования, черты рус. нац. быта, обычаев, обрядов. Светлана – верная, покорная, кроткая и поэтичная – идеал. черты рус. жен. типа. Светл. тверда в своей вере, не ропщет. Счастливый финал.
А. С. Грибоедов. Пьеса, «высокая» комедия «Горе от ума» (1822-1824гг) (сочет. черты классицизма (правило 3 единств, говор. фамилии, резонёр, острый диалог), романтизма (гл.гер. – бунтарь) и реализма (реч. индивид. перс., герои – образы-символы)
Конфликт: частный (Чацкий – Софья – Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша) и общественный (столкн. прогресс. взглядов Чацкого с косным «фамус. общ.», «века нынешнего» с «веком минувшим»).
+ герои: Алекс. Андр. Чацкий (честный, прямой, свободомысл., служит «делу, а не лицам», ироничный. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Одинок, гоним, отвержен общ. (кот. легче признать его сумасш.), и Софьей, кот. предпоч. Молчалина; пропаганд. идеалы просвещения), внесцен перс.: двоюр. брат Скалозуба, «химик и ботаник» - племянник кн. Тугоуховской.
- герои (фамус. общ.): Павел Афанасьевич Фамусов (богат. чинов., помещик. Лиза: «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами»; деспотичен, груб, костен; в пример ставит Макс. Петр., который «сгибался вперегиб»), Алекс. Степан. Молчалин (лицемер, безнравств., готов на подлость; «Ах! злые языки страшнее пистолета», «В мои лета не должно сметь// Своё суждение иметь». Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете!»), Софья Павловна (умна, горда, своенравна. + кач-ва Софьи деформированы воспитанием. Судьба её трагикомична. «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!»); Скалозуб (карьерист, «и золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза), недалёкий человек), Антон Ант. Загорецкий (сомнит. репутация, «лгунишка он, картёжник, вор… да мастер услужить), Репетилов (хочет выглядеть передовым человеком, но не имеет свои убежд., бездумно повторяет «модные» сужд.). Роль внесцен. перс.: границы пьесы расшир. – подразум. вся барская Москва. (княг. Марья Алексеевна, Фома Фомич).
Новаторство Грибоедова: вольный (разностопный) ямб – передача живой речи; углубл. психолог. основа: характеры раскрыв. в процессе; обогат. лит-ру элемент. образности нар. языка, цитаты стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают» и т.д.
Причины драмы Софьи: романт. уму предпочит. чувств., сентимент. сердце. Чацкий и Софья – 2 полюса русс. культуры 1810-20х гг. (гражд. романт. декабр. и поэзию чувства карамзинистов). У Чац. «ум с сердцем не в ладу», у Софьи – сердце с умом.
Значение: важн. знач. в развитии русс. дпрамы, воспитат. знач. (критика мира насилия, произвола, невежества), подняты все важн. вопр. времени: крепостное право, служба, просвещение, дворян. воспит.; споры о пансионах, институтах, цензуре.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А.С. Пушкин. Стихотворения.
«Деревня». 1819 г (петербургский период). Тема крепостного права. 1 часть – идиллия, 2 - полит. декларация, воззвание к сильным мира сего. Деревня – это а) идеальный гармон. мир, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»; б) произвол помещиков и бесправие, «барство дикое» и «рабство тощее», «невежества убийственный позор». Прием контраста – способ выразить идею несправделивости и жестокости креп. права. ИВС: разная интон. в частях, во 2ой – обилие ритор. вопр. и воскл.
«Узник». 1822 год, южная ссылка. Тема свободы, воплощ. в образе орла. Орёл и лир. гер. – пленники. Идея – человек должен быть свободен. Комп.: 2 части, разл. по интон. (возраст. взволнов.). В 3ей строфе пик крика о свободе «…лишь ветер… да я!»
«Во глубине сибирских руд».1826 г. Жанр – дружеское послание. Тема свободы. Адрес. декабристам, кот. получают нравств. признание: Оковы тяжкие падут,/ Темницы рухнут – и свобода/ Вас примет радостно у входа,/ И братья меч вам отдадут.
«Поэт» 1827 г.Тема божественного признания поэта-пророка. Противопост. – человеческое («меж детей ничтожных мира…») и творческое («тоскует он в забавах мира», «бежит он, дикий и суровый») в поэте.
«К Чаадаеву». 1818г, «петерб.» период. Влияние декабр. идей, вольнолюбивая лирика. Друж. послание. Тема вольности и борьбы с самодерж. «Товарищ, верь: взойдёт она, /Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена!» Новатор.: Пушкин соединил гражд. пафос с почти интим. переживаниями лир. героя.
Тема бегства романт. героя:
Элегия «Погасло дневное светило»знаменует начало романт. периода в творч-ве. Гер. на границе: между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Элегия «К морю» завершает романт. период. Прощание с Черным морем и с романтизмом («Прощай, свободная стихия!»). Говорится о неудаче романт. путешествия: «Не удалось навек оставить/ мне скучный неподвижный брег,/ Тебя восторгами поздравить/ и по волнам твоим направить/ мой поэтический побег!»
Тема любви: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». («…/ Шумит Арагва предо мною./ Мне грустно и легко; печаль моя светла;/ Печаль моя полна тобою…/ Тобой, одной тобой… Унынья моего/ Ничто не мучит не тревожит,/ И сердце вновь горит и любит – оттого,/ Что не любить оно не может.»). «Я вас любил: любовь, ещё быть может…». «Зимнее утро». «К***» («Я помню чудное мгновенье…» («Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты/…/И сердце бьётся в упоенье,/ И для него воскресли вновь/…») • Пушк. концепция любви: вечна потребность любить, любовь в сердце поэта – как эхо женской красоты и гармонии.
«Бесы».Изображенсимвол. образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. Воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию. («Мчатся тучи, вьются тучи;/ Невидимкою луна/ Освещает снег летучий;/ Мутно небо, ночь мутна./ Мчатся бесы рой за роем/ В беспредельной вышине,/ Визгом жалобным и воем/ Надрывая сердце мне…»)
«Анчар». Тема гибельности неограниченной власти. «К нему и птица не летит/ И тигр нейдет», «Но человека человек/ Послал к анчару властным взглядом:/ И тот послушно в путь потек/ И к утру возвратился с ядом». «Принес — и ослабел и лег/ Под сводом шалаша на лыки,/ И умер бедный раб у ног/ Непобедимого владыки».
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). «Друзья мои, прекрасен наш союз!/ Он, как душа, неразделим и вечен —/ Неколебим, свободен и беспечен,/ Срастался он под сенью дружных муз».