Характеристика духовной атмосферы первых послевоенных лет.
Характеристика духовной атмосферы первых послевоенных лет.
1. Постановление ЦК ВКП(б)
2. Шельмование отдельных имен и произведений
3. Теория безконфликтности
Ахматова «Ощущение очень страшное, как после объявления ВОВ». Это постановление замкнулось на Зощенко и Ахматовой. Чуждость прий современной литре, пошлые, безыдейные прия, всяческие унижения личности. Зощенко обвинили за рассказ «Приключения обезьяны» (во время бомбежки обезьяна сбежала из зоопарка, стояла в очередях, различные смешные картины). Написан прямым авторским словом.
В постановлении 46 года: Ахматова типичный представитель пустой безыдейной поэзии. На каждого писателя было собрано досье, материал которых опровергал постановления.
Шельмование отдельных имен и прий.
Нобелевская премия была присуждена Б.Пастернаку за прие «Доктор Живаго», но она не была им получена. Платонов написал и выпустил рассказ «Семья Ивановых», Сейчас «Возвращение» или «Великое возвращение». Как только он вышел – началась травля.
Теория безконфликтности.
Получает официальное распространение после войны. Основана на идеологии, что в обществе нет почвы для антагонизма. Тенденция помпезной литературы. Лозунги: «Нам нужна праздничная литра» и «Поколение победителей устало от войны». Псевдомасштабность, ложная эпичность. Шпагов: Заговорщики, Поджигатели – имитация под секретные документы. Вновь возрождается производственный роман, где человек рассмотрен в свете его рабочих функций.
2. Образ человека в послевоенной поэзии, выраженный в разных эстетических вариантах.
"Символический натурализм" в поэзии фронтового поколения (М. Луконин, С. Орлов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, А. Межиров): "стиль, развернутый в сторону грубой реальности". Деталь как ее знак и символ. Истоки поэзии фронтового поколения - поэзия П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова. Они дети первых советских лет, для них идея коммунистического братства слита с чувством истории и родины. они не способны отделить себя от мира. Предельная самоотдача миру для них состояние естественное. Из данного мироощущения и родился ведущий стилистический принцип, несущий в себе соединение высокой символики и грубой прозы. Он получил название символического натурализма.
Поэзии Б. А. Слуцкого был свойственен глубокий внутренний демократизм, не противоречащий интеллигентности. Герой его поэзии не одинок, не свободен от закона, он принадлежит не себе а миру. Слуцкий - певец структур, законов и целесообразности. Главный этический пункт этой поэзии - отказ от права выбора.
Д.С. Самойлов вошел в поэзию без "ранних опытов" - зрелым мастеров.
Война и молодость словно слились для Самойлова в таком свободном единстве, что война и осталась у него символом легкой почти веселой свободы. Слуцкий воспевает в структуре структуру, то Самойлов - красоту, спасительную уравновешенность, у него строй мира противостоит хаосу страсти. Лучшее, что он создал — его исторические баллады. Герои Самойлова чувствуют, как "век берет человека за ворот". Они стремятся уловить, чего хочет от них история.
Несмотря на глубочайшее различие индивидуальностей, отметим то общее, что объединяет поэтов фронтового поколения: единство человека и мира, нравственная цельность, самосознание личности, влитой в поток времени.
Литературный портрет одного из поэтов фронтового поколения.
Д.С. Самойлов вошел в поэзию без "ранних опытов" - зрелым мастеров.
Война и молодость словно слились для Самойлова в таком свободном единстве, что война и осталась у него символом легкой почти веселой свободы. Слуцкий воспевает в структуре структуру, то Самойлов - красоту, спасительную уравновешенность, у него строй мира противостоит хаосу страсти. Лучшее, что он создал — его исторические баллады. Герои Самойлова чувствуют, как "век берет человека за ворот". Они стремятся уловить, чего хочет от них история.
Несмотря на глубочайшее различие индивидуальностей, отметим то общее, что объединяет поэтов фронтового поколения: единство человека и мира, нравственная цельность, самосознание личности, влитой в поток времени.
Характеристика духовной атмосферы первых послевоенных лет.
1. Постановление ЦК ВКП(б)
2. Шельмование отдельных имен и произведений
3. Теория безконфликтности
Ахматова «Ощущение очень страшное, как после объявления ВОВ». Это постановление замкнулось на Зощенко и Ахматовой. Чуждость прий современной литре, пошлые, безыдейные прия, всяческие унижения личности. Зощенко обвинили за рассказ «Приключения обезьяны» (во время бомбежки обезьяна сбежала из зоопарка, стояла в очередях, различные смешные картины). Написан прямым авторским словом.
В постановлении 46 года: Ахматова типичный представитель пустой безыдейной поэзии. На каждого писателя было собрано досье, материал которых опровергал постановления.
Шельмование отдельных имен и прий.
Нобелевская премия была присуждена Б.Пастернаку за прие «Доктор Живаго», но она не была им получена. Платонов написал и выпустил рассказ «Семья Ивановых», Сейчас «Возвращение» или «Великое возвращение». Как только он вышел – началась травля.
Теория безконфликтности.
Получает официальное распространение после войны. Основана на идеологии, что в обществе нет почвы для антагонизма. Тенденция помпезной литературы. Лозунги: «Нам нужна праздничная литра» и «Поколение победителей устало от войны». Псевдомасштабность, ложная эпичность. Шпагов: Заговорщики, Поджигатели – имитация под секретные документы. Вновь возрождается производственный роман, где человек рассмотрен в свете его рабочих функций.
2. Образ человека в послевоенной поэзии, выраженный в разных эстетических вариантах.
"Символический натурализм" в поэзии фронтового поколения (М. Луконин, С. Орлов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, А. Межиров): "стиль, развернутый в сторону грубой реальности". Деталь как ее знак и символ. Истоки поэзии фронтового поколения - поэзия П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова. Они дети первых советских лет, для них идея коммунистического братства слита с чувством истории и родины. они не способны отделить себя от мира. Предельная самоотдача миру для них состояние естественное. Из данного мироощущения и родился ведущий стилистический принцип, несущий в себе соединение высокой символики и грубой прозы. Он получил название символического натурализма.
Поэзии Б. А. Слуцкого был свойственен глубокий внутренний демократизм, не противоречащий интеллигентности. Герой его поэзии не одинок, не свободен от закона, он принадлежит не себе а миру. Слуцкий - певец структур, законов и целесообразности. Главный этический пункт этой поэзии - отказ от права выбора.
Д.С. Самойлов вошел в поэзию без "ранних опытов" - зрелым мастеров.
Война и молодость словно слились для Самойлова в таком свободном единстве, что война и осталась у него символом легкой почти веселой свободы. Слуцкий воспевает в структуре структуру, то Самойлов - красоту, спасительную уравновешенность, у него строй мира противостоит хаосу страсти. Лучшее, что он создал — его исторические баллады. Герои Самойлова чувствуют, как "век берет человека за ворот". Они стремятся уловить, чего хочет от них история.
Несмотря на глубочайшее различие индивидуальностей, отметим то общее, что объединяет поэтов фронтового поколения: единство человека и мира, нравственная цельность, самосознание личности, влитой в поток времени.