Родителям и учителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивно-го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд-ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре-обладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к
ребенку:

—проявляйте достаточно твердости и последовательно-
сти в воспитании;

—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и
недисциплинированность не являются умышленными;

—контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему
жестких правил;

—не давайте ребенку категорических указаний , избегайте
слов «нет» и «нельзя»;

—стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони-
мании и доверии;

—избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с
другой — завышенных требований к ребенку;

—реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо-
бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи-
руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

—повторяйте свою просьбу одними и теми же словами
много раз;

—не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно
принес извинения за проступок;

—выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

—для подкрепления устных инструкций используйте
зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания,

—проводите досуг всей семьей;

—не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

—установите твердый распорядок дня для ребенка и всех
членов семьи;

—чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­
дание, не отвлекаясь;

—снижайте влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;

—оградите гиперактивных детей от длительных занятий
на компьютере и просмотра телевизионных передач;

—избегайте по возможности больших скоплений людей;

—помните, что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

—организуйте поддерживающие группы, состоящие из
родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

—придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­
шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
Можно использовать балльную или знаковую систему, за­
вести дневник самоконтроля;

—не прибегайте к физическому наказанию! Если есть
необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно
использовать спокойное сидение в определенном месте
после совершения поступка;

—чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­
рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­
ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако
чувствительны к поощрениям;

—составьте список обязанностей ребенка и повесьте его
на стену, подпишите соглашение на определенные виды
работ;

—воспитывайте в детях навыки управления гневом и
агрессией;

—не старайтесь предотвратить последствия забывчиво­
сти ребенка;

—постепенно расширяйте обязанности, предваритель­
но обсудив их с ребенком;

—не разрешайте откладывать выполнение задания на
другое время;

—не давайте ребенку поручений, не соответствующих его
уровню развития, возрасту и способностям;

—помогайте ребенку приступить к выполнению задания,
так как это самый трудный этап;

—не давайте одновременно несколько указаний. Зада­
ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не
должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­
ких звеньев;

—объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и
научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—запрет на приятную деятельность, телефонные разго­
воры;

— прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

—чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­
ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде­
ние на «скамей! е штрафников»;

—холдинг, или простое удержание в «железных объ­
ятиях»;

—внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

— если родителей младшего школьника тревожит то, что

каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

—если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом
стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­
ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­
нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­
мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.
В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе­
нок будет знать, что о ветственность за принятое им реше­
ние несет только он сам;

—если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­
бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не
оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­
дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по­
купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­
ствие.

—если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти,
то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­
ющий раз он более ответственно будет относиться к своим
вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в по-стоянием поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гипе-

рактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ре­бенка.Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

—изучите нейропсихологические особенности детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­
ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться
перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

—оптимальное место в классе для гиперактивного ре­
бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­
нем ряду.

—измените режим урока с включением физкультмину­
ток;

—разрешайте гиперактивному ребенку через каждые
20 минут вставать и ходить в конце класса;

—предоставьте ребенку возможность быстро обращать­
ся к вам за помощью в случае затруднения;

—направляйте энергию гиперактивных детей в полез­
ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

—введите знаковую систему оценивания;

—чаще хвалите ребенка;

—расписание уроков должно быть постоянным;

—избегайте завышенных или заниженных требований к
ученику с СДВГ;

—вводите проблемное обучение;

—используйте на уроке элементы игры и соревнования:

—давайте задания в соответствии со способностями ре­
бенка;

—большие задания разбивайте на последовательные ча­
сти, контролируя каждое из них;

—создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­
нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­
том в классе по некоторым областям знаний;

—научите ребенка компенсировать нарушенные функ­
ции за счет сохранных;

—игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­
зитивные;

—стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

—помните, что с ребенком необходимо договариваться,
а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

—способствуйте элиминации агрессии;

—обучайте необходимым социальным нормам и навы­
кам общения;

—регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

—объясняйте родителям и окружающим, что положи­
тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

—объясняйте родителям и окружающим, что улучшение
состояния ребенка зависит не только от специального ле­
чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­
го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, ко­торый подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в

день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по-ставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к кото­рым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

СПОСОБЫ ВЫХОДА

ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ

Наши рекомендации