Родителям и учителям гиперактивного ребенка
Практические рекомендации родителям гиперактивно-го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд-ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре-обладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к
ребенку:
—проявляйте достаточно твердости и последовательно-
сти в воспитании;
—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и
недисциплинированность не являются умышленными;
—контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему
жестких правил;
—не давайте ребенку категорических указаний , избегайте
слов «нет» и «нельзя»;
—стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони-
мании и доверии;
—избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с
другой — завышенных требований к ребенку;
—реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо-
бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи-
руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
—повторяйте свою просьбу одними и теми же словами
много раз;
—не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно
принес извинения за проступок;
—выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
—для подкрепления устных инструкций используйте
зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребенку достаточно внимания,
—проводите досуг всей семьей;
—не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
—установите твердый распорядок дня для ребенка и всех
членов семьи;
—чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за
дание, не отвлекаясь;
—снижайте влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;
—оградите гиперактивных детей от длительных занятий
на компьютере и просмотра телевизионных передач;
—избегайте по возможности больших скоплений людей;
—помните, что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
—организуйте поддерживающие группы, состоящие из
родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
—придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро
шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
Можно использовать балльную или знаковую систему, за
вести дневник самоконтроля;
—не прибегайте к физическому наказанию! Если есть
необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно
использовать спокойное сидение в определенном месте
после совершения поступка;
—чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от
рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив
ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако
чувствительны к поощрениям;
—составьте список обязанностей ребенка и повесьте его
на стену, подпишите соглашение на определенные виды
работ;
—воспитывайте в детях навыки управления гневом и
агрессией;
—не старайтесь предотвратить последствия забывчиво
сти ребенка;
—постепенно расширяйте обязанности, предваритель
но обсудив их с ребенком;
—не разрешайте откладывать выполнение задания на
другое время;
—не давайте ребенку поручений, не соответствующих его
уровню развития, возрасту и способностям;
—помогайте ребенку приступить к выполнению задания,
так как это самый трудный этап;
—не давайте одновременно несколько указаний. Зада
ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не
должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь
ких звеньев;
—объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и
научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
—лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
—запрет на приятную деятельность, телефонные разго
воры;
— прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
—чернильная точка на запястье ребенка («черная мет
ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде
ние на «скамей! е штрафников»;
—холдинг, или простое удержание в «железных объ
ятиях»;
—внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
— если родителей младшего школьника тревожит то, что
каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
—если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом
стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ
ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс
нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри
мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.
В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе
нок будет знать, что о ветственность за принятое им реше
ние несет только он сам;
—если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре
бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не
оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж
дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по
купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей
ствие.
—если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти,
то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу
ющий раз он более ответственно будет относиться к своим
вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в по-стоянием поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гипе-
рактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
—изучите нейропсихологические особенности детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
—работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду
ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться
перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
—оптимальное место в классе для гиперактивного ре
бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред
нем ряду.
—измените режим урока с включением физкультмину
ток;
—разрешайте гиперактивному ребенку через каждые
20 минут вставать и ходить в конце класса;
—предоставьте ребенку возможность быстро обращать
ся к вам за помощью в случае затруднения;
—направляйте энергию гиперактивных детей в полез
ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
—введите знаковую систему оценивания;
—чаще хвалите ребенка;
—расписание уроков должно быть постоянным;
—избегайте завышенных или заниженных требований к
ученику с СДВГ;
—вводите проблемное обучение;
—используйте на уроке элементы игры и соревнования:
—давайте задания в соответствии со способностями ре
бенка;
—большие задания разбивайте на последовательные ча
сти, контролируя каждое из них;
—создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе
нок может показать свои сильные стороны и стать экспер
том в классе по некоторым областям знаний;
—научите ребенка компенсировать нарушенные функ
ции за счет сохранных;
—игнорируйте негативные поступки и поощряйте по
зитивные;
—стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
—помните, что с ребенком необходимо договариваться,
а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
—способствуйте элиминации агрессии;
—обучайте необходимым социальным нормам и навы
кам общения;
—регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
—объясняйте родителям и окружающим, что положи
тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
—объясняйте родителям и окружающим, что улучшение
состояния ребенка зависит не только от специального ле
чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно
го отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в
день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по-ставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
СПОСОБЫ ВЫХОДА
ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ