Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».

Цель:

— элиминация эмоционального напряжения;

— развитие межполушарных связей;

— развитие внимания, самоконтроля;

— улучшение работоспособности.
Инструкция.


Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Ниж­няя буква обозначает движение руками: Л—левая рука подни-

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

мается в левую сторону; П — правая рука поднимается в пра­вую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от пер­вой буквы к последней, а затем от последней буквы к пер­вой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточ­ки с буквами:

А Б в г д Е . ж и
Л П П в л в л П в
К Л м н П р с т
Л л П л л П в П л
  У ф X ц ч ш я  
  П в л в в П л  

ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Го­рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.

Структура занятия:

— растяжка — 4—5 минут;

— дыхательное упражнение — 3—4 минут;

— глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

— функциональные упражнения (развитие внимания,
произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­
нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
25 минут;

— релаксация — 4—5 минут.

Занятие 1

1. Растяжка «Половинка».Цель: оптимизация тонуса
мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон­
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.Цель:развитие произвольнос­
ти и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на
полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­
нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
и с шумом «пьют» Bоздух.

3. Глазодвигательное упражнение.И.п. — сидя на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Начинается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движении производится сначала на расстоянии
вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
удержание должно быть равным по длительности предше­
ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­
ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­
ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе­
нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-

скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.

• «Колечко».Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

• «Кулак—ребро—ладонь».Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами


(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

5. Функциональное упражнение «Послушать тишину».Цель:
формирование произвольной регуляция собственной деятельно­
сти, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу. Зак­
рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6. Функциональное упражнение с правилами «Костер».Цель:
формирование внимания и произвольной регуляции собствен­
ной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
выполняют соответствующую команду инструктора. По
команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото­
двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про­
тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
гем игра выполняется с ведущим ребенком.

7. Функциональное упражнение «Море волнуется...».Цель:
развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
миминация импульсивности. Детям предлагается интенсив­
но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст­
руктор произносит считалку:

Море волнуется — раз! , ,
Море волнуется — два! *

Море волнуется — три! , < - „,

Морская фигура — замри!

t\r> ' v, 11 •,T»,"rVi"" д - "

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

8. Релаксация «Поза покоя».Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н"а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.

- * V I ^ I, < I

Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая — ., . •"" Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно — Расслабление приятно!

. 1

Занятие 2

,' 1. Растяжка «Лучики».И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред­
ное напряжение и расслабление: ч»

• — шеи> спины, ягодиц; < »,-.->г.ъ<, . ,"— правого плеча, правой-руки, правой кисти, правого бока, правого бедра> правой ноги, правой стопы;

_ — левого .плеча,' левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „

i /,2. Дыхательное упражнение. И.п. —сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать

3 — 2125

,.65

на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и
их сочетания.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на
полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И .п. —
сидя на полу.

• «Колечко».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка».Ребенок складывает левую руку в кулак,
большой палец отставляет в сторону, кулак разво­
рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­
донью в горизонтальном положении прикасается к
мизинцу левой. После этого одновременно меняет
положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­
ти смены положений.

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треуголь­ный»(старинная игра). Цель: развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре­угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).

6. Когнитивное упражнение «Чаша доброты»(визуализа­
ция). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу.
Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте
перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните
ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­
жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­
роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте
из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­
смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее
своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­
гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­
кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня
есть такая чашка доброты!»

7. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».Цель:
развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­
том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо
сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и
чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­
личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого
цвета можно подобрать телесную прзу, которая поможет ви­
зуализировать цвет.

8. Релаксация «Кулачки».Цель: освоение и закрепление позы
покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст­
руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­
жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ­
ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис­
ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем,
как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1. Растяжка.Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько се­кунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельно­сти — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Дыха­ние только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют боль­шой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу правого полушария

головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3. Глазодвигательное упражнение.И.п. —сидя на полу.
Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про­
должается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И п —
сидя на полу.

• «Колечко».

s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».

• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно

отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон­
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде­
ленными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке — крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая — ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,

Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».

6. Функциональное упражнение «Черепаха».Цель:развитие
двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
дети начинают медленное движение к противоположной сте­
не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста­
навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по­
дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж­
дает с группой трудности в выполнении упражнения.

7. Когнитивное упражнение «Движение».Цель: формиро­
вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
несколько последовательных движений (танцевальных,
гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
можно точнее и в той же последовательности.

8. Релаксация «Олени».Цель: освоение и закрепление позы
покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес­
тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.

Занятие 4

1. Растяжка «Половинка».И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра­
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Глубо­
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер­
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение.То же, И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. —
сидя на полу.

• «Змейки».Предложите ребенку представить, что его
пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать­
ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­
дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
друга. При этом сначала прорабатываются одно­
именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­
мер, большой палец правой руки и мизинец левой
руки).

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лезгинка».
• «Ухо—нос».

5. Когнитивное упражнение «Ритм».Цель: ритмирование
правого полушария. И.п. — сидя на полу. Инструктор задает

ритм, отстукивая его Одной рукой,-например, «2—2—3» (в-начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) ком­бинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой ру­кой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения пер­вой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

6. Коммуникативное упражнение «Маска».Цель: эмоцио­
нальное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник
упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выра­
жение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает»
соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить
это выражение, поменять на новое и «передать» следующе­
му участнику упражнения. Так же делают все остальные.
Выражение лица может быть страшным, смешным, коми­
ческим, угрожающим и т.д.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель:раз­
витие концентрации внимания и двигательного контроля,эли-
минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
граммы. И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Загораем».Цель: расслабление мышц ног.
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на сол­
нышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите

ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать; какими твердыми стали его мыш­цы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными": Опу­стите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо,-приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем! Держим...Держим... Напрягаем... Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены».

Занятие 5

1. Растяжка «Половинка».И. п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Ребе­
нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует вни­
мание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе —
опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он пока­
зывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня
груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен
плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки
одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет
(на 8, на 12).

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. —сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. —
сидя на полу.

• «Змейки».

• «Кулак— ребро— ладонь».

• «Лезгинка».

• «Ухо — нос».

5. Функциональное упражнение -«Крик в пустыне».Цель:
элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в
круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструкто-

pa начинают громко кричать. При этом необходимо накло­няться вперед, доставая руками и лбом пола.

6. Функциональное упражнение «Дракон».Цель:развитие
двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверст­
никами. Участники стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова
дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ло­
вить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться
друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за опреде­
ленное время, то на место головы дракона встает другой ре­
бенок.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель:раз­
витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­
минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
граммы. И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Штанга».Цель: расслабление мышц рук, ног,
корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте,
что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми­
те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они
напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки
резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло­
вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко
дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. :

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.

Занятие 6

1. Растяжка «Медуза».Сидя на полу, совершать плавные
движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Глубоко
вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задер­
жать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а
(чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на
полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. —
сидя на полу.

• «Колечко».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лягушка».Положить руки на пол (стол). Одна рука

• сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла­
дошка). Одновременно (реципрокно) менять поло­
жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­
корении.

• «Замок».Скрестить руки ладонями друг к другу, сце­
пить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Дви­
гать пальцем, который укажет веду щи и. Палец дол-

жен двшаться точно и четко, не допуская синкине-зий Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь­но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук В дальнейшем дети могут выполнять уп­ражнение в парах

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». - student2.ru

5. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного
объекта».И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям пред­
лагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул,
глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред­
ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить
размер, форму, цвет.

6. Коммуникативное упражнение «Головомяч».Цель:раз­
витие навыков сотрудничества и двигательного контроля.
Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол
голова к голове. Между головами находится мяч, который
необходимо поднять при помощи голов и подняться самим.
Некоторое время можно передвигаться по комнате, удер­
живая мяч головами.

7. Функциональное упражнение «Руки—ноги».Цель:раз­
витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­
минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
граммы И п — стоя

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

'Левая рука назад, правая рука назад + правая нога впе­ред, левая нога чперед.

Цикл прыжков повтооить несколько раз.

8. Релаксация «Kopaблик».Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напря­жена,-левая расслаблена, немного согнута в колене, нос­ком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу, Качну­ло в другую сторону, прижмите к полулевую ногу. Выпря­митесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслаблен­ные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени, А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...».

Занятие 7

1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаб­лять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. За­тем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу." Вы­
дох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать,
выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол­
ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и
поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо от­
мечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, ли­
нии и углы. Сначала замечайте только темное, затем толь­
ко светлое.

3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя-на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Продолжать отработку движения глаз по четырем основ­
ным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомога­
тельным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к
центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыхани­
ем. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения
глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном по­
ложении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное
положение сопровождается пассивным выдохом. Услож­
нение — упражнение выполняется с легко прикушенным
языком.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с
легко прикушенным языком.

• «Змейки».

• «Кулак—ребро—ладонь».

• «Лягушка».

• «Ухо—нос».

• «Замок».

5. Когнитивное упражнение «Визуализация человека».
И.п. — сидя на полу. Детям предлагается визуализировать
знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на
лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно
приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него
справа, слева, сзади и спереди.

6. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала».Дети
на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая раз­
личные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на
полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала
готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва
перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за ска­
лу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут по­
очередно выступить в роли альпиниста.

7. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка».Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг кдругу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «зо­лотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.

8. Функциональное упражнение «Буратино».Цель:разви­тие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­минация импульсивности, развитие навыков у держания прог­раммы. И.п. — стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

9. Релаксация «Любопытная Варвара». Цель.расслабление мышц шеи

а) инструктор- «Поверните голову влево, постарайтесь
это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас
мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы
стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло­
жение. Аналогично в другую сторону, Вдох — пауза, вы­
дох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот­
рите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряг­
лась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко
стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно1

Шея не напряжена

И расслаблена».

в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз.
Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы­
прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится
Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена»

Занятие 8

1. Растяжка «Лучики».И.п. — сидя на полу

2. Дыхательное упражнение.И.п. — сидя на полу. Глубо­
ко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-
пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох.
На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

3. Глазодвигательное упражнение.То же. И.п. — сидя на

полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.И.п. —
сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с лег­
ко прикушенным языком.

• «Волна».

• «Лягушка».

• «Лезгинка».Левую руку сложить в кулак, большой
палец отставить в сторону, кулак развернуть паль­
цами к себе. Правой рукой прямой ладонью в гори­
зонтальном положении прикоснуться к мизинцу
левой. После этого одновременно сменить положе­
ние правой и левой рук в течение 6—8 смен пози­
ций. Добиваться высокой скорости смены положе­
ний. Для усложнения выполнения упражнения добав­
ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправ­
ленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка),
затем разнонаправленные (глаза — в сторону кулач­
ка, язык — в сторону ладошки).

• «Замок».В последующем возможно выполнениеупраж-
нения в парах

5. Когнитивное упражнение «Ритм по кругу».Дети садятся
полукругом Инструктор отстукивает несложны и ритм Дети
внимательно слушают и по команде инструктора его повто-

ряют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следую­
щим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку
из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится,
следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает
сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок—получает штрафное очко
или выбывает из игры. Возможные пути усложненшг зада­
чи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма
каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям
также могут предлагаться для воспроизведения звуки раз­
ной громкости внутри ритмического рисунка, например:
тихие и громкие.

6. Функциональное упражнение «Парад». Цель:развитие
концентрации внимания и двигательного контроля, элимина­
ция импульсивности, развитие навыков удержания програм­
мы. И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-че-
тыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз»,
во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в чет­
вертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

7. Функциональное упражнение «Каратист». Цель: разви­
тие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Участники образуют круг, в центре которого на полулежит
физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и
превращается в «каратиста», выполняя резкие движения
руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором
хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...», помогая иг­
року выплеснуть агрессивную энергию интенсивными дви­
жениями.

8. Функциональное упражнение «Пчелка».Цель:развитие
двигательного контроля и элиминация импульсивности. Все
участники превращаются в пчелок, которые «летают» и гром­
ко жужжат. По сигналу инструктора: «Ночь» — «пчелки»
садятся и замирают. По сигналу инструктора: «День» —
«пчелки» снова летают и громко «жужжат».

9. Релаксация «Шарик».Цель: расслабление мышц жи­
вота. Инструктор: «Представьте, что вы надуваете воздуш­
ный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, буд­
то это большой воздушный шар. Мышцы живота напря­
гаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте
спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать
небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте.
Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслаби­
лись. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох.
Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не­
напряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко... ровно... глубоко...»

Занятие 9

Наши рекомендации