Состав человека в триединстве.

Незыблемое наставление предания по этому предмету. Все возвышенные посвящения согласны относительно состава человека из трех начал с удвоением второго. Следующие извлечения окончательно уяснят предмет. Состав человека по учению древних Египтян.(XVIII династия, 1500 л. до Р. Хр.). 1) Хат или тело. 2) Ка - двойное. Ху - субстанция разумная. 3) Ба-Бай- светоносная сущность. Состав человеческого существа по Зороастру.

1) Тело физическое.2)Джан Сохраняет форму тела, а также порядок и гармонию во всех частях Душа Человеческая личность, заключающая: разум (Бок), рассудок воображение (Руан) и чистую субстанцию души (Феруэр) 3) Акко Неизменное божественное начало, побуждающее творить добро и избегать зла и возвращающее будущую лучшую жизнь.

Состав человеческого существа по Каббале.

Состав человека в триединстве. - student2.ru

Трех Начал.

Теперь представим анализ трех главных начал человека, в аналогичных отношениях с природой и Богом так, как мы его определили в Магии.

Микрокосм, или человек.

На первый взгляд, ничто не кажется так сложно, как человек. Разбирая подробно анатомическое и физиологическое строение, необходимо рассмотреть его и с психологической стороны. Эзотеризм стремится все расследовать синтетически, представляя изучение подробностей наукам аналитическим. Попробуем определить синтетически главные основы человеческого существа. Обыкновенно все органы его находятся в движении, представляясь в тысяче разнообразных видов и затрудняя анализ. Но вот настает вечер, члены сгибаются, глаза закрываются; наружный мир не имеет доступа к мозгу человека, отчего его члены прекращают свои действия - он спит. Воспользуемся этим для "его изучения. Человек спит, но артерии бьются, сердце сжимается и расширяется, кровь обращается в жилах; пищеварительные органы работают, легкие вдыхают и выдыхают живительный воздух. Во время сна человек не способен двигаться, ощущать и думать; он не может во время сна любить или ненавидеть, ни наслаждаться, ни страдать; члены его в бездействии, лицо неподвижно, тогда как организм в полном действии (Явление это напоминает о существовании высшего начала.). Следовательно, в человеке содержится:" I. Часть автоматическая - продолжающая действовать как во время сна, так и бодрствования: это собственно Организм. II. Другая часть - разумная, проявляющаяся только во время бодрствования; то, что мы называем Духом и Сознанием. Область организма, по-видимому, отмежевана так же хорошо, как и область духа. Но что происходит в нем?

Все, что зависит от духа: члены, лицо и его органы, голос, общая восприимчивость, все, как мы знаем, отдыхает; но все это окружает сущность человека. Внутри туловища, в трех отделах, его составляющих: животе, груди и голове, продолжаются явления автоматического движения человеческой машины. Как все машины, организм человека имеет движимые органы, двигательную силу и центр обновления и сбережения этой силы. Если взять для примера предмет грубо материальный - локомотив, то мы в нем найдем стальные органы, движимые паром, выделяемым необходимой для этого теплотой. В человеческом организме находятся также особого устройства органы, движимые нервной силой, передаваемой большим симпатическим нервом. Эта сила, наравне с жизненной силой каждой клеточки, составляющей органы, поддерживается кровеносным течением артерий. Следовательно, органы, центр движения разных сил, нервная двигательная сила и кровеносная жизненная сила - составляют необходимые основания человеческой машины в действии. Но вот человек просыпается, и к прежнему прибавляется еще что-то. Отдыхавшие члены движутся, лицо оживляется, глаза открываются: лежавшее человеческое существо встает и говорит, является новая жизнь, в то время как органическая продолжает механически свое дело. Появляющееся значительно разнится от прежнего. Мы находим в нем три начала: то, которое все поддерживает - тело физическое, то, которое все оживляет и двигает, составляя два полюса одного и того же начала, - душа и, наконец, то, что всем управляет, - дух. Физическое тело, душа или формирующее начало, представляющее два полюса, и способность сознательная - вот три главные составные части человеческого существа. Если принять, что формирующее -начало двойственно, то можно сказать, что человек состоит из трех органических начал: поддерживающего, оживляющего и двигающего, то есть: тела физического, тела астрального и существа психического, составленных и собранных воедино началом сознательным - тем, которое управляет, - духом. Вот пример того, что называется троичностью в единстве, или триединство оккультизма.

Три начала.

Человеческое существо состоит из трех начал: тела физического, начала формирующего, или души и сознательной способности; эта последняя заключает в себе предыдущие отделы и объединяет тройственность организма 1. Вспомним, что оккультисты всех времен и школ сходились на этом главном делении на три начала. Между тем, анализ этих начал, изучение их физических действий страстных или разумных, их ограничение анатомическое или психологическое, создало различные учения о подразделениях, впрочем, чисто анатомических. Но неизменное основание современного эзотеризма - это положение о трех началах 2.

1 "В человеке заключается тройственность, так же как и в Боге. Человек един лично, но тройствен по сущности; он содержит в себе дух Божий или душу, звездный дух и тело". (Paracelse, XVI-го века)

2 Закон всех этих подразделений был предложен на математических основаниях Эне Вронским в 1800 г. под именем "Закона Творчества". Единое сначала проявляется в тернере (как в нашем первом анализе человеческого существа). Из этих первых элементов происходят четыре второстепенных основание (3 + 4 = 7), что дает семь, число оснований, получаемых от первого анализа. Но Вронский идет гораздо дальше, он определяет три новые элемента, полученные от действия элементов положительных и отрицательных и обратно, что доводит число терминов до десяти (десять Сефиротов Каббалы). Приводя эти термины к единице, получим полный ряд Вронского, автора, давшего в XIX веке наиболее полный синтез.

Физическое тело - поддерживает все элементы, составляющие воплощенного человека. Желудок представляет центр его деятельности. Астральное тело - одушевляет все части, составляющие воплощение человека; оно имеет центр деятельности в груди и представляет связующее начало человеческого существа. Психическое существо - приводит в движение все, что составляет воплощенного человека, за исключением элементов, находящихся в зависимости от духа. Центр деятельности его находится в нижней части затылка 1. Дух, соединяя в себе три предшествующие начала, управляет, освещенный разумом и при помощи воли, всем организмом. Дух имеет точку опоры в мозговом веществе, но, кроме редких исключений, он не бывает совершенно прикован к человеческому существу 2.

1 "В человеке три Матери: Голова, Грудь и Желудок. Голова создана из Огня, Желудок - из Воды, а грудь, находящаяся между ними, - из Воздуха". ("Sepher lesirah", II-е столетие, по Ad. Frafnck у).

2 "Голова есть седалище разумной души; грудь - души жизненной; желудок - души чувственной". (Robert Fludd, XVI век).

Тело физическое.

То, что поддерживает все элементы, составляющие человеческое существо на земле, - это физическое тело. Оно заключает в себе скелет, мускулы, органы кровообращения и все, что входит в их состав. Оно дает астральному телу кровяные шарики, органы кровообращения и все их части. Оно доставляет психическому существу все материальные начала проводников и узелков нервной системы и, наконец, духу - материальные части нервной системы сознания. Материальное существо человека восстанавливается из пищи и питья, переработанных пищеварением в млечный сок; средоточие этого возобновления представляет желудок. Составные части, восстанавливающие физическое тело, циркулируют в организме при помощи системы лимфатических сосудов, на протяжении которых находятся ганглии - центры запасов вещества. Физическое тело, руководимое в своих функциях инстинктом, предъявляет свои требования к сознанию физическими потребностями.

Тело астральное.

То, что оживляет все элементы, составляющие человеческое существо - это астральное тело. Астральное тело есть точный двойник тела физического. Оно представляет органическую реальность и владеет физическими органами, а равно их центрами деятельности и локализацией. Органы физические, специально принадлежащие астральному телу, суть органы дыхания и кровообращения с их принадлежностями. Следовательно, центр деятельности астрального тела в груди, а его функции поддерживаются влиянием атмосферного воздуха, перерабатываемого дыхательным аппаратом в жизненную силу, сосредоточенную в кровянном шарике (oxyhemoglobine) 1. Органы кровообращения передают жизненную силу во все пункты организма и снабжают психическое существо необходимыми началами для выработки нервной силы 2. 1 "Душа чувственная или элементарная пребывает в крови и является агентом ощущения, питания, воспроизведения и, одним словом, всех органических функций". (Robert Fludd, XVI век). 2 -"Пифагор учил, что душа имеет тело, которое дано, смотря по ее хорошей или дурной природе, внутренней работой ее способностей. Он называет это тело "тонкой плотью" души и говорит, что тело смертное является только грубой его оболочкой. Только, прибавляет он, упражняясь в добродетели, обнимая истину, воздерживаясь от всякой нечистой вещи, заботишься о Душе и ее светоносном теле" (Hierocles, "Aurea Carmina" стих 68. V век). Астральное тело, управляемое чувствами, проявляется в сознании страстями.

Психическое Существо.

То, что приводит в движение составные части человеческого организма, называется психическим существом. Психическое существо, в сущности, есть высший и сосредоточенный центр астрального тела. Оно имеет свои психические органы действия и циркуляцию. Органы, составляющие специальную принадлежность психического существа, суть ганглиозная узловая нервная система и все, к ней принадлежащее: Мозжечок и Сосудодвигательный или Главный Симпатический нерв. Центр действия психического существа находится, следовательно, в голове (нижняя часть затылка). "В человеке совмещается разум двух родов. Материальный разум - для управления и приведения в порядок движения тепа (он неотделим от материи). Разум опытный и общительный, независимый от организма и исходящий непосредственно от деятельного или всемирного разума. Он имеет в своем распоряжении чистое знание, заключающее познание абсолютного и невещественного, божественного начала, откуда он происходит. Его органические отправления поддерживаются влиянием жизненной силы, приносимой кровью и превращаемой работой мозжечка в нервную силу. "Существует два рода душ: душа сензитивная, общая для человека и животных, и душа разумная, бессмертная или просто ум (mens), составляющая исключительную принадлежность человека". (Van Helmont, XVI век). Нервный аппарат сообщает движение во все пункты организма и доставляет сознанию необходимые элементы для разработки мысли. "Чувства обобщения и воображения имеют органы в голове, там они занимают первые места, первое седалище, первое жилище, обитая в клеточках мозга (хотя Аристотель полагал, что орган чувства обобщения помещается в сердце). Мышление, или способность размышлять занимает место в центре верха головы, и, наконец, память помещается в задней части головы". (Agrippa, XVI век). Психическое существо, руководимое созерцанием, проявляется в духе вдохновением (Относительно астрального тела смотри замечательную статью Bariet в журнале "Initiation" за январь 1897 г.)

Сознание.

То, что руководит человеческим существом в целом; то, что чувствует, то что думает, то что желает и восстанавливает тройственность организации к единству сознания --есть бессмертный дух. Дух имеет в человеческом существе очень определенную область действия с центром, особыми проводниками и органами. Физические органы, специально присвоенные духу, состоят из сознательной нервной системы и ее принадлежностей. Центр действия духа - голова. Физическое тело доставляет ему материальное вещество сознательной нервной системы; астральное тело ему доставляет жизненную силу, воодушевляющую это вещество, психическое существо доставляет ему необходимую для его действия нервную силу. Сверх того, каждое из этих трех начал доставляет духу один или несколько органов чувств

("Человек смертен по отношению к телу, но он бессмертен по отношению к духу, который составляет сущность человека. Как бессмертный он имеет власть над всем, но по отношению к материальной и смертной части его самого он подчинен судьбе". ("Пимандр" - Гермеса, II век, по исследованиям современных ученых)

Физическое тело доставляет духу осязание и вкус, тело астральное - обоняние, а психическое существо - слух и зрение. Эти чувства дают возможность духу сообщаться с внешним миром,. С другой стороны, дух находится в сношении с внутренней стороной существа, которая предъявляет к нему побуждения чувственные, умственные или страстные. Посредством спинного мозга (задняя его часть) устанавливается сообщение с каждым из трех органических центров человеческого существа: животом, грудью и головой. Сущность духа состоит в свободе выбора: отдаваться ли внутреннему влечению или сопротивляться ему. В этой прирожденной способности и заключается сущность свободной воли. Дух, будучи сам по себе независим от каждого из трех центров организма, действует на них, однако, не непосредственно. Дух не может изменять хода пищеварительных органов, но может выбирать пищу, а рот, служащий для направления пищи в желудок, находится в исключительной зависимости от духа, вместе со вкусом, как внешним вспомогательным средством. Дух не может изменять непосредственно хода органов кровообращения, но он может усиливать дыхание, а ноздри, служащие преддверием груди, находятся в зависимости от духа, вместе с внешним вспомогательным средством - обонянием. Из этого следует, что дух может изменять произвольно состав физического тела, изменяя составные части пищи (1-е явление практической магии). Он может также влиять на астральное тело посредством силы вдыхания, изменяя специальными ароматами вдыхаемый воздух (2-е явление практической магии). Наконец, воздействие духа на зрение и слух приведет к развитию ясновидения и слышанию на расстоянии (3-е явление практической магии). Посредством пищи, вдыхаемого воздуха и ощущений дух влияет на внутреннее состояние человека, а посредством членов - на природу человека. Гортань, глаза и рот принимаются, как органы выражения мыслей, и причисляются к членам сознательного действия духа на других людей, внешний мир и самого себя. Рассматривая отправления духа, мы приходим к следующим выводам: "То, что чувствует" и "то, что хочет" находится в прямом отношении с органами тела; "то, что думает", наоборот, повелевает ими

Состав человека в триединстве. - student2.ru Состав человека в триединстве. - student2.ru

Состав человека в триединстве. - student2.ru

От действия желудка на не-Я (пищу) происходит млечный сок; от действия груди на не-Я (воздух) происходит динамизм крови; от действия мозга на орган (впечатление) рождается идея. Что же происходит от действия сознательного духа на внутреннее существо и внешний мир?

О судьбе.

Человеческое существо, рассматриваемое как одно целое, - образует, посредством свободного употребления своей воли, из элементов, которые ему вручены, удачу или неудачу для своего будущего. Это свободный властитель, который сам управляет судьбой человеческой Монады. ("Чувственная и разумная сторона нашего существа должна быть рассматриваема как соединение трех начал: 1-е. Джан (тело астральное) - сохраняющее формы тепа - сохраняет во всех его частях порядок и гармонию. 2-е. Акко (сознание) - неизменное божественное начало, побуждающее творить добро и избегать зла и возвещающее будущую лучшую жизнь. 3-е. Душа - человеческая личность, заключающая: разум - Бок, рассудок и воображение - Руам и чистую субстанцию души - Фе-руэр (психическое существо). После смерти Акко возвращается на небо, а душа остается одна, ответственная за наши хорошие и худые дела". (Зороастр, "Сад-дер", 500 п. до Р. Хр.)

Макрокосм или Природа.

Человек выстроил великолепные города; вокруг них возделаны обширные плодородные нивы; на лугах в совершенной безопасности пасутся стада великолепного скота; человеческое общество со своими специальными знаниями и национальными свойствами поселилось в прекрасной стране Египте. Но магнетическая ось цивилизации передвинулась на один градус, война и пожары произвели разрушения, руины заменили прекрасные города, сорные травы и леса выросли на местах возделанных полей, дикие животные и ядовитые змеи заменили тучные стада, и теперь на этих местах не процветает более никакого человеческого общества. Какая же таинственная сила уничтожила дела людей, кто этот соперник, забирающий шаг за шагом имущество, за которое человек перестал бороться?

Это - природа!

Природа - это та роковая сила, которая управляет всем, что окружает человека посреди вселенной, начиная от солнца до малейшей травки. Только в постоянной борьбе и при большом непрерывном усилии воли человеку удается властвовать над природой и заставлять ее быть драгоценной союзницей на пути прогресса. Человеческая воля равносильна року природы; это две высшие мировые силы, проявляющиеся в неограниченности. Рассмотрим какую-нибудь частичку нашей планеты, в которой природа действует одна, без вмешательства человеками посмотрим, не найдется ли там каких-либо оснований и общих законов, сокрытых под множеством видимых сил. Вот утолок тропического леса. Геологические слои земли перемешанные с металлическими жилами, служат основанием тому, что мы можем видеть. Молчаливый ручей намечает путь свой среди деревьев и растений, пробивающихся отовсюду. Без воды, оплодотворяющей планету, как млечный сок человека, на иссохшей земле не росло бы ничего. Между растениями двигаются насекомые, проворные и заботящиеся о своем существовании; на деревьях порхают птицы, а в чаще леса раздается шипение змей и рычание диких зверей. Над всем этим растительным и животным царством циркулирует тонкая, невидимая и неосязаемая жидкость: атмосферный воздух, основание жизненного движения и двигатель животной природы. Наконец, вверху, на небе светит солнце, бросая на землю жгучие свои лучи. Солнечные лучи дают движение всей планете, и это движение в соединении с более или менее плотными веществами производит все физические явления. Свет солнца сгущается в существе дерева, из которого впоследствии человек извлекает тепло, сжигая его. Движение, принесенное солнцем, сгущается в земле, в виде магнетизма и проявляется на ее поверхности в форме притяжения частиц. Повторим вкратце сказанное. От земли - поддерживающей, от воды и воздуха - оживляющих, солнечного жара - двигающего и производящего естественные силы, до рока, управляющего ходом этих сил и всех существ, - чему учит нас рассматриваемая частичка планеты?

Но все ли это?

Нет. - Все эти силы, все эти элементы циркулируют в трех царствах; минералы, медленно разлагаемые корнями растений, усваиваются ими и превращаются в растительное вещество, которое солнечные лучи пропитывают динамизмом, а атмосферный воздух оживляет. Животные, в свою очередь, схватывают растительное вещество, переваривают его и превращают в вещество животное. А всемирная жизнь, подобная для всех существ, проникает все царства, одинаково оживляя как травку, так и мозг четверорукого животного. Три царства составляют материальное тело каждого материка нашей планеты, и каждое из этих царств обнаруживает отдельный центр земного организма. Царство минеральное - есть оссатура, связь частей, центр пищеварения и выделения. Царство растительное - центр одушевляющий, поглощающий минералы и непрерывно очищающий атмосферу, необходимую всем существам. Наконец, царство животное - центр умственной жизни, развивающий инстинкты и разум, в стремлении по трудному пути к сознанию

( Душа минералов развивается под влиянием планет, а душа растений - под влиянием солнца. В своем развитии эта последняя умножается, потому что каждое семя, заключенное в чашечке цветка - есть уже особая душа, помещенная в легчайшую оболочку из воды и земли. (R.FIudd, XV| век. См. также "La Vie Universeile" Мишеля Фиганьер).

Что поддерживает в движении все элементы нашей планеты?

Это земля в развитии своих трех царств: минерального, растительного и животного. Что их оживляет?

Это вода и воздух. Вода действует в природе, подобно крови в человеке, а воздух - подобно кровеносному шарику человека. Что ими движет? Это физико-химические силы, происходящие от соединения солнечных лучей с органической или неорганической материей; это движение в своей сущности, которое в древности называлось огнем. Земля, вода, воздух и огонь, вот четыре начала, действующие в природе. Но мы разобрали только одну частицу нашей планеты. Физико-химические силы воздуха, воды и земли в равной степени выражают действующие начала той части природы, которая нас непосредственно окружает, или того, что древние называли "первобытным миром". Но продолжим наш анализ. Рассматривая частицу нашей планеты, мы сделали обобщения некоторых фактов, а применяя к ним метод аналогии мы получим указания, что закон, управляющий действиями клеточки и организма человека, применим к эволюции материка, а равно и всей планеты, рассматриваемой как органическое существо. Наша планета, уединенная в пространстве, поочередно погружает большую часть полушария в солнечный флюид, отчего происходят дни и ночи, походящие на вдыхание и выдыхание человека. В человеческом организме флюид восстанавливающий кровь, проходит через органы, им омываемые. В мировом же организме, наоборот, планеты - органы солнечной системы - вращаются в восстанавливающем солнечном флюиде. Земля вдыхает движение экватором, а выдыхает его полюсами

("Свет, смешиваясь с невидимым воздухом, выделил из него эфир, разновидность огня, более тонкую и более деятельную, начало зарождения организмов, способствующее возникновению жизни на всем пространстве вселенной... ...Эфир, собственно говоря, не есть тело, но лишь средний член, род посредника между телами и животворящей силой, которой они проникнуты, это, так сказать, - душа мира". (R. Fludd, XVI век))

Наша планета принимает от внешнего мира три главные влияния:

1. Солнечное, 2. Лунное, спутник Земли, и 3. Прочих планет солнечной системы. Изучение этих флюидических токов и физиологического их влияния составляет предмет астрологии. В свою очередь, наша Земля отделяет несколько флюидов: 1) Она непосредственно окружена слоем особой атмосферы. 2) Она представляется светящеюся для других планет. 3) Она обладает силой притяжения, действующей на все предметы, находящиеся на ее поверхности, на Луну и другие планеты той же системы. Луна, некогда находившаяся в космическом владении Земли, входит в ее сферу притяжения, а планета, соединенная со своими спутниками, составляет планетную систему. Луна действует на Землю, как симпатический нерв в человеческом организме, и изливает и регулирует динамическую силу, почему и управляет увеличением и уменьшением всех живущих на земле организмов. Но Земля со своим спутником представляет только один орган солнечной системы, составляющей одно целое, особый организм вселенной. Солнечная система состоит из иерархически расположенных, материальных органов трех категорий: 1) Спутники, повинующиеся притяжению планет. 2) Планеты, повинующиеся притяжению Солнца. 3) Солнце, повинующееся притяжению особого центра. Между спутниками и планетами действуют физико-химические силы и стихийные флюиды. Между планетами и солнцем действуют космические и астральные силы - флюиды. Между солнцем и высшим центром притяжения действуют силы психические и флюиды первоначальные. На планету солнечной системы спутник или спутники действуют аналогично функциям органов человека, расположенных в области живота; Солнце действует как сердце, а центр притяжения Солнца - как голова человека. Итак, солнечная система заключает три разряда или начала: То, что поддерживает. Органы системы: спутники, планеты и Солнце. То, что оживляет. Динамический флюид, исходящий из солнца. То, что двигает. Сила притяжения, помещающаяся в спутниках планет и Солнце и исходящая из центра солнечного притяжения. То, что управляет. Сила космическая, называемая Природой или Судьбой. Древняя герметическая физика рассматривала вселенную, как бы состоящую из трех планов и миров. 1. Мир элементов - образованный силами нашей планеты и называемый также подлунным, простирается от Земли до ее спутника Луны - область физико-химических сил. 2. Мир планет - образованный силами, действующими в солнечной системе и охватывающий Солнце и планеты его системы - область астральных сил. 3. Мир Эмпирея - образованный действием сил всей Вселенной и распространяющийся от центра, мало известного науке, притяжения нашего Солнца - область первоначальных сил - и заключающий системы других солнц той же сферы. Эти три мира не имеют центров действия точно разграниченных. Так же как во всех частях человеческого организма, необходимы лимфа, кровь и функции нервов - несмотря на то, что живот, грудь и голова составляют центры, где сосредоточиваются действия этих трех элементов; так же точно в малейшей планете находятся физические силы жизни и притяжения: обнаружение обмена сил мира, стихий, планет и эмпирея.

Первообраз (архетип).

Когда мы хотим представить себе человека, то нашему воображению является его внешний облик. Между тем размышление указывает, что это физическое тело служит только оболочкой и поддержкой действительному человеку - духу, который им управляет. Можно отделить миллионы клеточек или один из членов, не причинив сознательному единству ни малейшего вреда. Разумный человек, находящийся в нас, независим от органов, служащих лишь средствами поддержки и сношений. Между тем, в нашем настоящем положении, эти органы не только полезны, но необходимы для достижения действий духа и его понимания. Без этой физической основы наши выводы и данные имели бы характер неопределенный и отвлеченный. Только поверхностный разбор может вести к смешению духовного человека с органическим или подчинению свободной воли влиянию органов. Итак, когда дело касается обсуждения вопросов о Боге, большей частью впадают в ошибку или крайность, которые я указал, описывая человека. Общность существ и вещей проявляет и указывает Божество, так же как физическое тело человека поддерживает и проявляет дух. Говорить о Боге, не опираясь на физические явления, - это значит рисковать потеряться в лабиринте метафизических выводов и быть непонятным для большей части людей. Так что, только опираясь на строение человека, с одной стороны, и вселенной - с другой, мы можем составить себе понятие о Боге. В человеке мы видим органическое существо, в котором совершаются машинально жизненные функции, как во время бодрствования, так и во время сна. Сверх того, духовное существо, проявляющееся при пробуждении и почти исключительно в состоянии бодрствования. Органическая часть человеческого существа отвечает нашим представлениям о природе. Тот же закон предопределения и точности заведует отправлениями органического человека, как и вселенной, которая состоит из космических органов, как человек из материальных. Разумное существо человека соответствует, хотя и в самых примитивных чертах, идее, которую мы можем составить о Боге. Отношения человека физического к человеку разумному разъясняют нам отношения природы к Богу, равно как отношения существа физического к духу в человеке, могут разъяснить отношения человека к Богу. Вследствие этого мы можем твердо основаться на принципе, что если наша аналогия верна, то Бог, хотя проявляющийся в человечестве и природе, хотя и влияющий на эти два великие космические начала, имеет все же особое и самостоятельное бытие. Но первоначальная Единица, так понимаемая, не проявляется в ходе естественных законов, как и сознательный дух человека не вмешивается в отправления сердца и печени в их нормальном состоянии. Человек сам и творец, и судья своей участи. Он свободен действовать в определенном кругу, называемом его судьбой, так же как путешественник в вагоне или пароходной каюте. Бог не участвует в ошибках людей так же, как машинист поезда или капитан парохода не отвечают за фантазии пассажиров, продолжая везти их вперед. Следовательно, должно, во избежание последующих недоразумений, установить, что на первый взгляд Бог есть совокупность всего существующего, как человек есть целое соединенных в нем органов и способностей. Но действительный человек - дух, отличается от физического и астрального тела и от существа психического, которые он соединяет в себе и над которыми он господствует; таким же образом Единица-Бог отличается от Природы и Человека, которых он в себе заключает. Говоря более грубым языком, природа - это тело Бога, а человечество - жизнь Его, но настолько, насколько материальное тело есть тело человека, а астральное тело и психическое существо суть жизненные начала человека. Здесь речь идет о человеке органическом, а не о человеке-духе, который, повторяем еще раз, пользуется этими началами только как средством проявления

("Прежде всего, Бог существует как могущество в неизреченной Единице - это первое лицо Троицы или Бог-Отец, Потом он открывается в самом себе и создает весь воспринимаемый разум мира; Он противополагается себе как мысль и как всеобщая причина - это второе лицо Троицы, или Бог-Сын. Наконец Он действует и производит. Его воля изощряется и Его мысль реализуется вне Его - это третье лицо Троицы, или Дух-Святой. Бог, вечно проходя через эти три состояния, представляет нам изображение круга, которого центр находится повсюду, а окружность - нигде". ("Philosoph. mor.", отд. I, кн. II, гл. 2, R. Fludd, XVI век).

Вместе с тем, однако, дух человека соотносится с каждой даже самой маленькой частичкой его организма, на которую он не может влиять, но которая в нем может проявляться через страдание. Бог также, опосредованно или непосредственно, присутствует в каждой частичке творения и в каждом из нас - как человеческое сознание присутствует в качестве воспринимающего органа или двигателя в каждой телесной клеточке. Итак, природа и человек действуют свободно, окруженные божественным влиянием, увлекающим вселенную к прогрессу, но не вмешивающимся в законы естественные и действия людей. Так же и капитан парохода, управляет ходом его и направляет к цели пути, не вмешиваясь в мелочные действия движущей машины (изображение природы), или занятия пассажиров. Капитан управляет общей системой; однако действия капитана оказываются последовательными и воздействуют, если не непосредственно, то, по меньшей мере, через посредство: 1) На машиниста, при помощи рупора. 2) На пассажиров, установленными правилами 1. В Каббале Отец - означает божественное начало, влияющее на общий ход вселенной (действие на руль), Сын - начало, действующее в человечестве; и Дух Святой - начало, действующее в Природе. Эти мистические термины указывают на различные применения всеобщей творческой силы 2.

Единица.

Вселенная, рассматриваемая как предмет одушевленный, состоит из трех начал: Бога, Человека и Природы, или по выражению герметической философии: Первообраза, Макрокосма и Микрокосма 3. Человек назван микрокосмом или малым миром, вследствие того, что соединяет в себе аналогически все законы, управляющие вселенной 4.

1 "Единственное начало вселенной - это Отец триады, воспринимаемой разумом" (Porphyre, III-й век)

2 См сочинение Дионисия Ареопагита

3 "Есть три мира мир первообразов, мир микрокосма и мир макрокосма, иначе говоря, Бог, Природа и Человек " (R Fludd, XVI век)

4 "В человеке содержится весь мир, называемый Микрокосм, потому что он содержит в миниатюре все части вселенной Так, голова соответствует эмпирею, грудь - эфирному или среднему небу и желудок - царству элементов" (R Fludd, XVI век)

Природа служит точкой опоры и центром главнейших проявлений других начал. Человек, влияющий действием на природу, словом - на других людей и возвышающийся молитвой или созерцанием к Богу, составляет связующее звено творения с Творцом. Бог, обнимающий промыслом своим области, в которых свободно действуют другие начала, господствует над вселенной, приводя все ее элементы к единству управления и действия. Бог проявляется во вселенной провиденциальным действием, озаряющим человека на жизненном пути, но не могущим динамически сопротивляться ни одной из двух первоначальных сил

("Природа первенствует при нашем рождении дает нам отца, мать, братьев, сестер, родственные связи, положение в обществе Все это не зависит от нас и для толпы - дело случая, но для философа-пифагорейца это последствия порядка сурового и неодолимого, называемого Судьбою или Неизбежностью " 'Пифагор противопоставлял этой принуждающей природе природу свободную, действующую на вынужденное положение, как на необделанную материю, видоизменяя ее и получая по желанию дурные или хорошие результаты Эта вторая природа была названа Могуществом или Волей это она управляет жизнью человека и направляет его поведение по элементам, которые первая ей доставляет." "Неизбежность и Могущество - вот, по Пифагору, два противоположных двигателя в подлунном мире, куда человек сослан Эти два двигателя извлекают свою силу из высшей причины (называвшейся у древних Немезидой) - из главного повелителя, которого мы называем Провидением "(F d'Olivet, "Vers dores", 5 examen)

Человек проявляет себя во вселенной действием воли, которая позволяет ему бороться против рока и делать условия своего рождения помощниками своих планов. В применении своих желаний к внешнему миру, человек свободен призывать на помощь свет Провидения или пренебрегать им. Природа проявляется во вселенной через влияние судьбы, которая увековечивает неизменным образом и точно определенным порядком главные типы, составляющие основу действия. Факты принадлежат к области природы, Законы - к области человека, а Начала - к области Бога. Бог творит только в принципе; природа развивает эти принципы и устанавливает факты, человек же своей волей и способностями устанавливает сношения, объединяющие факты с принципами, преобразует и совершенствует эти факты, создавая законы. Но самый, даже простой, факт есть начало, исходящее от Бога и измененное природой, и человек всегда может восстановить связь видимого факта с невидимым началом, посредством изъяснения закона (основание аналогического метода). Пароход спущен на неизмеримый океан и плывет к цели, пределу пути. Все, что находится на пароходе, несется с ним вперед; и, однако, каждый свободен в своей каюте устроиться по желанию. Каждый может взойти на палубу или спуститься в трюм. Движение вперед совершается день за днем общей массой, но каждая отдельная личность свободна в круге своих действий. На корабле находятся все классы общества, начиная с бедного эмигранта, спящего не раздетым в мешке, и до богача, занимающего прекрасную каюту; но быстрота хода для всех - богатых и бедных, взрослых и детей - равна, и все одновременно достигнут цели путешествия. Бессознательная машина действует согласно точным законам, двигая весь механизм. Слепая сила - пар, вмещающаяся в трубах и металлических органах и приводимая в действие особым двигателем - жаром, оживляет машину. Воля, господствующая над органами машины и над собранием пассажиров и управляющая всем, - это капитан. Равнодушный к поступкам пассажиров, с

Наши рекомендации