Глава 6. Синтетическое выражение мысли. - Змей и его значение. Метод объяснения Пантаклеи.
- Крест. - Треугольник. - Печать Соломона. - Девиз Каллиостро. –
- 21-й Ключ Гермеса - Три первоначальных языка. - Сфинкс и его значение.
- Пирамиды. - Пентаграмма. - Прямоугольный треугольник и Китайская Книга Чен-Пэй.
Посвященный может обращаться ко всем, передавая мысли символическими рассказами, примененными к фактам и смыслу положительному. Многие поймут, если не смысл, то слова таблиц аналогических, в отношении закона и сравнительного значения. Но полное понимание смысла выражений посвященных доступно только адепту. Однако, имея необходимые сведения, и мы можем приступить к объяснению последнего и высшего синтетического метода, употребляемого в оккультных науках. Оно состоит в том, чтобы выразить точно, одним знаком, факты, законы и начала, соответствующие передаваемой мысли. Этот знак есть действительное отражение знаков природы и называется - Пантакль. В отношении понимания и употребления, пантакли соответствуют началам - высшему значению в тройной иерархии. Для уяснения этих таинственных фигур необходимо знать сначала их расположение, а затем, и это главное, их объяснение. Мы уже дали переложение Изумрудной Скрижали на геометрические знаки, что составило настоящий пантакль; но для большей ясности, предоставим еще другой. Самый большой секрет и главнейшая тайна святилищ заключалась в доказательстве существования одного всеобщего Двигателя, известного под множеством разных наименований, а равно и приложение на деле Его могущества при помощи его изучения. Как же надо было сделать, чтобы изобразить эту силу знаком?
Изучим для этого ее свойства. Прежде всего, эта единая сила имеет качества однородные со своим Творцом, которому она служит двумя полярными свойствами: своей активностью и пассивностью, притяжением и отталкиванием, а также свойствами положительными и отрицательными. У нас есть множество способов представить активность; мы можем ее изобразить цифрой 1, назвать пассивное цифрой 2 ,что при соединении активного с пассивным даст 12, согласно методу Пифагорейцев. Мы можем также представить активное вертикальной чертой, а пассивное - горизонтальной, что при их соединении образует крест. Этот способ изображения активно-пассивного - способ Гностиков и Розенкрейцеров. Но в обоих методах изображение подразумевает лишь активное и пассивное, но не имеется начертания положительного и отрицательного, притягательного и отталкивающего. Для достижения этой цели, обратимся к природе и увидим, что положительное будет представлено фигурой целой, а отрицательное, как противоположность, фигурой полой:
Из этого способа рассматривать активное начало вытекли все древние фаллические изображения. Итак, полный и пустой - вот составные части, служащие для изображения первых качеств всемирной силы. Но сила эта наделена еще беспрерывным движением, почему Л. Люкас и назвал ее этим именем. Идея кругового движения, как единственно бесконечного, соответствует в качественной геометрии кругу или числу десять.
Полный, пустой и круг.
Вот исходная точка нашего пантакля: полное служит изображением хвоста змеи, пустое - головы, а круг - ее тела.
Таков смысл уробороса //////древних. Змей так свернулся, что голова (пустота, притягательное, пассивное) старается постоянно поглотить хвост (полное, отталкивающее, активное), уклоняющийся бесконечным движением. Это изображение силы. Теперь обратимся к законам. Они, как мы знаем, гармоничны между собою, следовательно, уравновешены. В мире это представится так: Восток - положительное начало света, уравновешивается Западом - отрицательным началом света, или положительным - мрака; Юг - положительное тепла, уравновешивается Севером - отрицательным тепла, или положительным холода. Две силы - свет и теплота, противопоставленные одна другой, в положительном и отрицательном, составляют кватернер, служащий изображением закона движения уравновешенных сил. Изображением его служит крест.
Между пастью и хвостом змеи, или вокруг него, мы найдем место применения закона, который управляет движением. Мы знаем мировую силу и способ ее изображения, равно как и изображение ее законов. Как мы выразим ее путь?
Мы знаем, что эта сила развивается непрерывно из жизненных токов, которые материализуются и одухотворяются, постоянно исходя и входя в Единицу. Один из этих токов, идущий от единства к множеству, есть пассив нисходящий; а идущий от множества к единству, есть актив восходящий. Таким образом, представляется средство для определения хода мировой силы. Мы изобразим ее двумя треугольниками: один черный - нисходящий, другой белый - восходящий. При изображении пантаклей, Мартинисты следуют этой системе.
Мы можем представить его двумя колоннами - белой и черной (способ франкмасонов; колонна Иакин и Бохас), или положением рук человека, одной поднятой вверх, для обозначения тока восходящего, другой 1- опущенной к земле, для обозначения тока нисходящего. Если мы соединим все эти элементы, то составится фигура, устанавливающая суть 21 карты Таро - изображение абсолютного. Змей изображает мировую силу, четыре символических животных - закон уравновешенных сил, исходящих из одной общей силы; две колонны в центре змея - ход движения, а молодая девушка - произведение, которое отсюда вытекает - Жизнь. Уроборос, рассматриваемый отдельно без развития, - выражает одно из начал, самых общих, какие только существуют. Он будет изображением: В мире божественном - действия Отца на Сына. В мире отвлеченном - действия Свободы на Необходимость. В мире материальном - действия Силы на или физическом Сопротивление. Эта фигура может иметь множество приложений. Словом этот пантакль - изображение абсолютного.
Объяснение Пантаклей.
Фигуры, которые кажутся на первый взгляд такими таинственными, оказываются однако, в большинстве случаев, легко объяснимыми. Вот главные правила этих объяснений: I. Разложить фигуру на ее составные части. II. Рассмотреть положение этих частей в фигуре, во взаимных их отношениях. III. Найти науку, с которой он, по-видимому, связан ближе всего.