Часть вторая: ответ на сомнительные доводы сектантов.

Первый сомнительный довод: "Всевышний Аллах в Коране порицает следование за зонн".

Ответ будет с нескольких сторон:

1. Будет сказано им: если вы понимаете эти аяты таким образом, то эти аяты порицают следование аз-зонн обобщенно, как в акиде, так и в ахкамах. Более того, в некоторых аятах Всевышний конкретизировал порицание в следовании за аз-зонн именно в ахкамах! Так почему же вы делите таким образом, ведь по вашей аргументации, вы обязаны отвергнуть хадисы ахад и в ахкамах!

Сказал шейх Аль-Альбани: "Воистину, Всевышний Аллах ясно сказал в некоторых аятах, что аз-зонн, следование за которым он порицал на мушриков, касается также и ахкамов. Послушай же ясные слова Всевышнего Аллаха касательно этого: "Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей…" – и это акыда, "...и не запрещали бы ничего" - и это ахкамы. "Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям (аз-Зонн) и лжете»"(Аль-Анам, 148)… и предшествующее разъясняет, что аз-зонн, за которым нельзя следовать, это лишь аз-зонн в лингвистическом значении слова, являющийся синонимом догадкам и измышлениям, и слово без знания, и что запрещено опираться на него в ахкамах точно также, как запрещено опираться на него в акыде, без всякой разницы". Источник: "Аль-хадис худжжатун би нафсихи", 51.

2. В некоторых местах Корана Всевышний Аллах упомянул "аз-зонн" в похвальном контексте.

Сказал Аллах:Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: «Вот! Прочтите мою книгу! Я знал (зананту) то, что мне предъявят счет»(Аль-Хакка, 20).

Сказал также Аллах:"Аллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли (зонну), что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный" (Ат-Тауба, 118).

Сказал также Аллах: "Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены (язуннуна) в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему" (Аль-Бакара, 46).

Сказал также Всевышний Аллах: "Но те, которые знали (йазуннуна), что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Аллах – с терпеливыми". (аль-Бакара, 249).

Сказал также: "Когда же посланники приходили в отчаяние и полагали (зонну), что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти". (Юсуф, 110).

Неужели кто-то скажет, что этот зонн, за который Аллах хвалит верующих, и зонн, за следование за которым Аллах порицает мушриков – это одно и то же?!

Поэтому, необходимо понять смысл слова "аз-зонн" в арабском языке.

Пришло в "Лисан аль-араб": "Аз-зонн – шаккун уа йакин" (т.е. – аз-зонн – сомнение, и убежденность), кроме как аз-зонн это не убежденность (якын) которая достигается посредством видения глазами, а убежденность, которая достигается посредством размышления". Источник: "Лисан аль-араб", 13-272.

Таким образом, становится ясным, что у этого слова есть два смысла:

- аз-зонн аль-марджух (перевешенное предположение), он же шакк (сомнение).

- аз-зонн ар-роджих (перевешивающее предположение), очень близкое к якину (полной убежденности).

Отсюда становится ясным, что Всевышний Аллах порицал мушриков за их следование за аз-зонн аль-марджух, то есть всякими их измышлениями, догадками, беспочвенными предположениями, и тому подобным. Может ли кто-то кроме зиндыка, уравнять это, с достоверными высказываниями Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переданными великими имамами от табиинов, а табиинами от сподвижников?! И если это стало ясно, то великое удивление вызывает у нас то, что эти люди приравняли достоверные хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дающий аз-зонн ар-роджих, к пустым измышлениям и лжи мушриков!! Это показывает их действительное отношение к Сунне, и то, что они не верят в Сунну, и не считаются с ней!

Второй сомнительный довод: "Большинство ученых сказали, что хабар аль-ахад дает "зонн", то есть не брали их в акыду.

Ответ им будет такой: это ваш "зонн марджух", а попросту говоря, ложь, клевета на ученых, и измышления на них.

Дело в том, что действительно были ученые, которые сказали, что хабар аль-ахад дает аз-зонн ар-роджих, и в этом мы не разногласим. Однако "Хизб ат тахрир" клеветнически утверждает, что эти ученые не брали хадисы ахад в акиду, основываясь на СВОЕЙ предпосылке, что зонн не берется в акиду! Посмотрите, как они искусно манипулируют и подмешивают в слова ученых свои измышления!

И ведь известное правило в усуле: "Лязимуль коуль лейса би коуль"- "То, что вытекает из какого то слова – не является самим словом", то есть не разрешено приписывать ученому то, что вытекает из его слова, но не прямо сказано им. Так что же говорить про приписывание ученым того, что даже не вытекает из их слов, а является измышлениями заблудших сектантов?!

И приведем несколько примеров о том, что ученые которые говорят, что хабар аль-ахад дает зонн, берут его в акыду.

1. Сказал имам, шейх уль-Ислам, хафиз Андалусии, Абу Умар Ибн Абдуль Барр, приведя мнения ученых касательно хабар аль-уахид, дает ли он ильм (знание), или голибату ззонн (преимущественное мнение очень близкое к знанию):"И все они (как и те, кто считают, что хабар аль уахид дает зонн, так и те, кто считает что он дает ильм) верят в хабар аль-уахид, который передал правдивый, в вероубеждениях, и дружат и враждуют на их основе, и делаю их шариатом и религией в своем вероубеждении. И на этом – весь джамаат ахли-Сунна!". Источник: "Ат-Тамхид", 1-8.

И это ясное иджма, которое передал имам Ибн Абдуль Барр от всех ученых ахли-Сунна, что все они, несмотря на разногласие в том, что дает хабар аль-ахад – ильм или зонн, берут его в акиду, и дружат и враждуют на его основании, и считают его Шариатом и религией.

И это выявляет ложность заявлений хизб-ут-тахрир, которые пытаются выдать, что ученые, которые считали что хабар аль ахад дает зонн, не брали его в акиду,напротив, имам Ибн Абдуль Барр передал от всех этих ученых иджма, что он берется в акиду.


2. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил, что хабар аль-уахид дает аз-зонн. Источник: "Нузхату ан-назр", 1-55.

В то же время сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в комментарии к одному из хадисов: "И в этом хадисе, помимо тех польз, что уже предшествовали – работа по хабар аль-уахид. И не нарушает это приход Дымама удостоверяющимся, поскольку он хотел просто встретиться с Пророком, и побеседовать, как предшествовало в передаче от аль-Хакима, и затем вернулся Дымам к своему народу один, и они поверили ему, и уверовали, как пришло в хадисе от Ибн Аббаса". Источник: "Фатхуль бари", 1-100.

Это ясные слова Ибн Хаджара о том, что хабар аль-ахад принимается в вопросах имана и веры, что разрушает то что ложно приписывают ему сектанты.


3. Ан-Навави также сказал, что хабар аль-ахад дает "аз-зонн". Источник: "Шарх Сахих Муслим", 1-64.

В то же время, сказал Ан-Навави в шархе хадиса о выходе Даджаля: "В этом хадисе – принятие хабар аль-уахид". Источник: "Шарх сахих Муслим", 9-333.

И это указывает на ложность того, что приписывается Ан-Навави, что он не принимал хабар аль-уахид в акыду, поскольку этот хадис связан только с акыдой и никак не связан с шариатскими ахкамами.

Говорит Ан-Навави в другом месте своего шарха на "Сахих" Муслим: "И единственно правильное мнение – это дозволенность называния Аллаха "Ар-Рафик" (Мягкий), и другими именами, которые утверждены посредством хабар аль-уахид". Источник: "Шарх сахих Муслим", 8-407.

И сказал Ан-Навави в "Аль-Азкар" после приведения хадиса кудси относящегося к категории аль-ахад, где Аллах говорит:"…О мои рабы, воистину, я сделал запретным для себя несправедливость…" - : "Собрались в этом хадисе множество польз…", затем упомянул их, затем сказал: "…и из этих польз то, что несет в себе он из разъяснения великих правил в основах религии (усуль ад-дин)". Источник: "Аль-азкар", 368.

Часть третья: примеры из слов ученых о принятии сообщений "ахад" в акыду.

Дабы не удлинять работу, приведем лишь небольшое число примеров работы саляфов по хадисам "ахад" в акыде.

Ибн Аббас.

Мы уже приводили в первой части работы, как Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, принял в акыду сообщение от одного человека, и назвал причислявшего себя к Исламу человека основании отрицания его "врагом Аллаха" и причислил его ко лжи.

Сабит аль-Бунани.

Передал Ибн Хузейма, и другие, от Сабита Ибн Бунани, от Анаса ибн Малика, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал касательно слов Всевышнего Аллаха: "Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах" – "Вот так" – и показал на первый сустав своего мизинца. И когда Сабит аль-Бунани рассказывал это, сказал ему Хумейд ат-Товиль, присутствовавший в маджлисе – "Оставь это, что ты хочешь этим?". И разгневался Сабит, и очень сильно ударил его в грудь, и сказал: «Кто ты, о Хумейд?! И что ты, о Хумейд?!» Рассказал мне это Анас ибн Малик от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты говоришь: "Оставь это"?!

Передал Ибн Хузейма, в "Ат-таухид", 220, Ат-Тирмизи, 3054, Ахмад, 3-125, Ат-Табари, 6-50, и другие. И назвали его достоверным аль-Хаким, ат-Тирмизи, аль-Альбани, ас-Суюты, Ибн аль-Каййим, аш-Шаукани, Мукбиль, и другие имамы.

Посмотрите же, как отреагировал Сабит на отвержение этого хадиса, наряду с тем, что этот хадис передан от одного единственного сподвижника – Анаса ибн Малика. Почему же он не сказал ему: "Это твое право, о Хумейд, ведь это хадис лишь ахад и ты можешь не брать его в акыду"?! Ответ очевиден любому справедливому: потому что табиины не знали всех этих философских разговоров, а знали только Книгу Аллаха, и Сунну Его Посланника, и верили в это.

Аш-Шафии.

Сказал имам Аш-Шафии в своем послании об акыде: "И что у Него есть Стопа, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...до тех пор, пока не поставит Господь на него свою Стопу» (Бухари 4848)- то есть, на Ад". Источник: "Джуз аш-Шафии филь итикод".

И этот хадис не является хадисом аль-мутаватир, и передается только от трех сподвижников, однако имам строил на нём свою акыду.

Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавейхи.

Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю - "Не уродуйте лицо, воистину, Аллах создал Адама по его образу", «Огонь будет жаловаться Господу, Благороден Он и Велик, до тех пор, пока Он не поставит на него Стопу», "Воистину, Муса ударил Ангела смерти…" - говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом? Ответил Ахмад: «Все это истинно!», и спросил он об этом же Исхака ибн Рахавейхи, и он сказал: "Всё это истинно, и не оставляет это никто, кроме нововведенца, или слабый разумом!". Источник: «Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна Ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, Источник: «Ат-Тамхид», 7-148.

Посмотрите же, как два великих имама из числа саляф приняли эти хадисы в акыду, и на жёсткое порицание Исхака ибн Рахавейхи на тех, кто отвергает их! В то время как эти хадисы не являются хадисами мутаватир!

Абу Ханифа.

Сказал Абу Ханифа в приписываемой ему книге "Аль-Фикх аль-Акбар": "Появление Даджаля и Яджудж и Маджудж - истина; восхождение солнца с запада - истина; приход Исы (мир ему) с Небес - истина; и все другие признаки Дня Воскресения, что содержатся в достоверных преданиях, - установленная истина".

В этих словах обусловлена лишь достоверность сообщения, а не то, чтобы оно было мутаватир

Малик ибн Анас.

Сказал имам Ибн Хувейз Миндад, прозванный "малый Малик", о том, что то, что хабар аль-ахад дает знание – прямо сказал об этом Малик. Источник: "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 576, "Аль-Ихкам", 1-219.

Абу Дауд.
Сказал Абу Дауд о хадисе Муджахида: "Воистину, Аллах усадит Мухаммада на Трон".

"Кто отвергает хадис Муджахида – тот у нас обвиненный!" (в отступлении от Ислама). Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 244, и имам аль-Халляль сам слышал это от Абу Дауда, поэтому иснад предельно достоверный.

И посмотрите, как имам Абу Дауд берет этот хадис в акиду, и обвиняет в отступлении от Ислама на основании этого асара, который передан от Муджахида только по одному пути!

Наши рекомендации