Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
К истории развития общества существует множество подходов, однако наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный. Первый был предложен К.Марксом и развит В.Лениным. Ключевое понятие, используемое формационным подходом, - общественно-экономическая формация. Оно должно быть знакомо студентам из школьной программы по Обществоведению.
Общественно-экономическая формация базируется на определенном способе производства (единство производительных сил соответствующих им производственных отношений) и предстает как исторически конкретное общество на данном этапе его развития. К.Маркс разбил историю на пять формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Причем, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой является (по К.Марксу) естественно-исторической закономерностью. Главной формой перехода является социальная революция, основная причина которой – конфликт между ушедшими вперед в своем развитии производительными силами и отставшими, устаревшими производственными отношениями.
Формационный подход имеет как плюсы, так и минусы. К достоинствам можно отнести то, что история общества рассматривается как закономерный объективный процесс, что исследуются экономические механизмы развития. Недостатки: неучет культурных, национальных и спонтанных факторов. И еще: формационный подход начисто отрицает эволюционные моменты исторического развития.
Вторая концепция общественного развития – цивилизационная, предложенная философом и историком А.Тойнби. Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
Теоретическое построение А. Тойнби базируется на двух гипотезах: 1) Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации. 2) Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.
По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой пассивное меньшинство.
Цивилизации конечны в своем существовании. Каждая из них проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Человечество в своем историческом развитии прошло ряд стадии (часто называемых цивилизациями): традиционную, доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (современность).
Цивилизационный подход также вызывает неоднозначную оценку, множество споров. Многие ученые считают, что продуктивным является синтез формационного и цивилизационного подходов к развитию общества.
6. Гражданское общество и правовое государство.
Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.
Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».
К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.
Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.
Контрольные вопросы
1. Каково соотношение общества и индивида?
2. Как философия определяют понятие общества?
3. Какие подсистемы включает в себя общество?
4. Определения формации и цивилизации
5. Сущность гражданского общества
Темы для рефератов.
1. Общество как система.
2. Социальная структура современного общества.
3. Основные тенденции развития современного общества.
4. Формирование гражданского общества.
5. Проблемы глобализации.
Литература:
1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.
2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.
4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.
5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.