Средства и система информационно-психологического противодействия
Основными средствами информационно-психологи-ческого противодействия являются:
— привентивное регулярное информирование, предусматр-ивающее:
а) разъяснение целей и задач деструктивных информационно-психологических акций (их направленности, истинных намерениях и интересов);
б) разъяснение приемов и техники ведения деструктивных информационно- психологических акций;
в) прогнозирование тематики и символики деструктивных информационно-психологических акций с целью упреждения воздействий и тем самым снижения их эффективности или нейтрализации;
— цензорский контроль материалов СМИ, усиление режима мер на теле и радиостанциях, в редакциях, издательствах и полиграфических предприятиях; выявление лиц распространяющих слухи и домыслы, литературу, аудио и видеоматериалы компрометирующие власть, разжигающих национальную и религиозную рознь;
— контроль общественного мнения в условиях деструктивного информационно- психологического воздействия;
— оценка уязвимости массового сознания от деструктивного информационно-психологического воздействия, прогнозирование их последствий.
Информационно–психологическое противоборство должно отвечать определенным требованиям:
— активность достигается определенностью целей и задач, организацией упреждающих воздействий;
— актуальность и конкретность обеспечивается нацеленностью на наиболее значимые проблемы;
— систематичность достигается постоянным сбором и анализом информации о морально–психологическом состоянии населения, осуществлением противодействия в соответствии с решаемыми задачами;
— динамичность и своевременность обеспечивается оперативным реагированием на изменение обстановки;
— доходчивость достигается использованием простых и доступных для населения аргументов;
— эмоциональность обеспечивается проведением эмоционально–насыщенных мероприятий, сочетанием рациональных и эмоциональных начал психики.
Эффективность информационно–психологического противодействия достигается тем, что оно планируется и осуществляется с учетом особенностей деструктивного воздействия, реального морально–психологического состояния населения и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно.
Фактически это и есть контрпропаганда, которая служит развитию иммунитета к деструктивному информационно-психологическому воздействию. Для реализации контрпропагандистской деятельности используют ряд приемов:
- прием зонтика, когда чужие сообщения просто не достигают запланированного потребителя (глушение радиостанций и т.п.);
- прием воронки, при котором сообщение нейтрализуется суммарным действием иных сообщений;
- прием колеса, когда сообщение заменяется в массовом сознании другим из-за введения сообщений с более важными приоритетами;
- прием замены, при котором опровержение строится на основании акцентуирования других блоков схемы коммуникации (сомнению подвергается не сообщение, а говорящий).
Обеспечение информационно-психологической безопасности вышеуказанными средствами предполагает формирование соответствующей системы противодействия, в которой можно выделить три основных компонента: нормативно-правовое, организационное и технологическое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение предусматривает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно-психологической безопасности и механизмов их реализации (образуется совокупностью нормативных правовых актов, других нормативных документов, регулирующих отношения в области выявления угроз безопасности индивидуального, группового и массового сознания граждан и противодействия этим угрозам, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод, их законных ограничений, охрану психического здоровья граждан, сохранение социального спокойствия в обществе, а также обеспечивающей механизмы реализации этих отношений, их проявлений в социуме) [49].
Организационное обеспечение устанавливает функциональную структуру общественных организаций, муниципальных и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами, с одной стороны, и гражданином – с другой. Важнейшей частью организационной составляющей системы должны быть соответствующие структуры гражданского общества.
Представляется, что система обеспечения информационно-психологической безопасности в значительной степени должна строиться на основе тесного взаимодействия главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества (соответственно и на уровне региональном).
Технологическое обеспечение дает возможность свободного и безопасного информационного обмена между гражданами, их группами и предотвращения противоправного информационного воздействия на них. Она должна обеспечить возможность своевременного выявления возникающих угроз информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, оценку возможного и нанесенного ущерба этой безопасности и организацию эффективного противодействия данным угрозам.
Кадровая составляющая призвана обеспечить формирование и поддержание необходимости достаточного кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационно-психологической безопасности