Концепция диалектики и социальная философия марксизма. Исторические судьбы марксизма.
Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы человека вообще. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.
Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах.
1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. 2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.
26.Становление иррационаистической традиции в неклассической философии. Философские взгляды Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше.
Шопенгауэр(1788-1860)-«Мир как воляч и представление»
Абсоютная воля, кот выступает как слепая, беспощадная, воля к жизни, пронизывающая существование всего мира.
Все стремится к самоутверждению.
Человек также управляется волей к жизни, а разум выступает лишь как инструмент в руках у воли.
Люди находятся в бесконечной конкуренции, соперничестве др. с другом, поэтому они обречены на одиночество, изолированность.
Выходом из этого является способность к состраданию. Идея Ш.в опред.степени повлияла на творчество Ф.Ницше(1844-1900)»По ту сторону добра и зла», «сумерки Богов»
Начинает с утверждения «Бог умер»(т.е. Бог умер в чел-ой душе)
Рухнула традиционная система ценностей, необходимо построить новую систему ценностей, но для этого надо пройти через нигилизм-отрицание любых ценностей.
Чел-к нах-ся на таком канате натянутом над пропастью, стоять на месте он не может, он постоянно движется либо вперед к возможности стать сверхчеловеком, либо назад к своему животному происхождению. Сверхчеловек – здоровое, жизненное себялюбие, и в то же время это аристократ духа порвавший с моралью толпы.
С.Кьеркегор(1813-1855)»СТРАХ И трепет» «или-или»
Критикуя Гегеля он полагает, что именно отдельный человек должен быть в центре внимания фил-ии.
Сущность человека не в разуме, а переживании.
В ситуации наиболее сильных переживанийчел-к делает выбор, кот.опред-ет его особенности как чел-ка.
Каждый чел-к может пройти через 3 основных стадии: 1.Эстетическая(Дон-Жуана)-на кот.чел-ом движет стремление к удовольствию.2.Этическая(Дон Кихота)-движет чувство долга перед другими людьми.3.Религиозная(Авраама)- движет поклонение некому абсолюту(религиозному)ю
27.Проблемное поле и исторические форма философии позитивизма.
Позитивизм возник в 30 -40 г. 19 века -настоящее время.
Позитивизм - направление в Западной философии, согласно которому философия призвана анализировать позитивное знание т.е. должна стать логикой. Позитивизм проходит след. этапы:
1.классический позитивизм(30 -40г. 19в. -последнее десятилетие 19в. ) Конт. Основные идеи: «Физика бойся метафизики»;Наука сама себе философия; Существует универсальный метод познания;
2.Эмпириокритизм (последнее десятил. 19в. - перв. десятил. 20в.) Мах, Богданов. Проблемы: Соотношение объекта познания и чувствительного опыта который приобретает субъект в процессе научной деятельности.
3.Неопозитивизм (20г. 20в. - ср. 20в.)Рассел, Шлик. Неопозитивисты обращают внимание на язык науки. Язык играет важную роль в формировании истинных знаний. Требования к языку науки: не содержать в себе многозначных понятий; предлагает строгое соблюдение от одного суждения к другому;
4.Постпозитивизм (ср.20в. - наст, время) Кун, Поппер. Постпозитивизм рассматривает динамику науки. Развитие науки есть эволюционный и революционный период. Постпозитивизм
делает вывод что у науки нет перед преимущества перед не наукой.