Сознание, язык, коммуникация
Материалистическая философия рассматривает язык как способность, возникшую в ходе развития сознания естественным путем, идеалистическая – как творение духа. Мимико-жестикулярные и звуковые средства общения высших животных послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Звуки и крики, переплетаясь, превращались в основу слов. За различными звуковыми комплексами постепенно стали вырисовываться те или иные предметы. Уже античные философы понимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом. Богословы средневековья полагали, что способность языка дарована человеку Богом. В Новое время язык выражает понятия, является средством логического мышления. Т.Гоббс утверждал, что язык обеспечивает общение людей между собой, поступательное развитие культуры, призывал к выяснению по возможности точных определений слов, фиксирующих полное их значение. Д. Локк указывал, что слова являются орудиями истины. Французские материалисты полагали, что все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков, а все происходящее в душе сводится к деятельности воображения. К.Гельвеция - происхождение сознания, мышления и языка связано с трудовой деятельностью. В. Гумбольдт язык понимал как непрерывное духовное творчество, который по отношению к субъекту обладает самостоятельностью. В философии утверждался взгляд: язык выступает средством выявления значимости (ценности) объектов для субъекта. Язык, полагали, является автономной культурной формой, он функционирует как посредник мысли и тем самым способен открыть сознанию весь мир. Формы культуры (наука, искусство, миф, религия) живут и возможны благодаря языку. Неопозитивисты считали, что точность в слове – недостижимый идеал, но к нему следует стремиться. Несовершенство естественного языка преодолевается применением логики и других формализованных средств. В историческом развитии философии языка просматриваются: 1) философия имени (античность, средневековье), где сопоставляются вещь, сущность (идея) и имя (слово); 2) философия высказываний, где фигурируют понятия и суждения; 3) философия ценностных установок, носящих как личностный, так и общественный характер.Три основные функции (Бюлер): 1) выражения (обнаружения); 2) воздействия с помощью призыва, сообщения; 3) отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). Единство языка и мышления не означает их тождества. В одно и то же словесное выражение люди с различными знаниями и жизненным опытом вкладывают неодинаковое смысловое содержание. Существует также иносказательность речи (в баснях, анекдотах). Наряду с мышлением на базе слов, существует несловесное сознание. Через мимику, жесты, игру мускулов и голоса, выражаются мысль и чувства, желание и настроение, просьба и приказ. Несловесный язык проявляется также в формах смеха, покашливания, визуальных контактов. Есть еще акт молчания, который выполняет различные функции: познавательную как невыразимость сокровенного или интимно-личного; коммуникативную как ценностное отношение к предмету или как личностную позицию.Общий объем языка любого человека распадается на две части: 1) принадлежит жизненному миру. 2) остается за его пределами. Объем языка, т.о., превышает объем мышления – процесса, являющегося собственным, непосредственным достоянием субъекта. Это объяснимо: человек не успевает осваивать потоки разноречивой информации, делать ее в полной мере своей. Язык способен запечатлевать бессознательные (неосознанные) структуры, скрытые за внешним слоем того, что осознается и выражается непосредственно.Установление соответствия между логическим (понятие, суждение, умозаключение), словесным и фактуальным материалом есть интерпретация. Сознание – это… особого рода деятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждая такая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации. Интерпретативное философское знание о «вещах» – «первичная» интерпретация, сродно эмпирическому научному знанию... Факты лишь материал для интерпретации, характер которой определяется «внематериальными» – дорефлексивными или рефлексивными методологическими, мировоззренческими и другими принципами.Вторичная интерпретация текстов – интерпретация интерпретации – имеет дело с «понятиями о понятиях», является ведущей для философов, опирающихся на огромный массив философских текстов.Смысл языка есть его семантика, практическое значение языка выступает как прагматика. В связи с различными природными и социально-экономическими условиями язык обладает свойством избирательности.В истории человечества взаимосвязаны: 1) «изобретении языка» и создании с его помощью информационно-когнитивной базы человеческой деятельности; 2) создании технологии как коллективной деятельности.Взаимодействие, общение между людьми есть коммуникация. Она придает социальному взаимодействию смысловой и содержательный характер. Коммуникация включает в себя: 1) участников, наделенных сознанием и языком; 2) ситуации, которые они стремятся осмыслить; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке; 4) мотивы и цели, побуждающие субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Речевая коммуникация способна перетекать в совместные действия. Коммуникативная функция языка предполагает установление контакта между людьми, согласованности (понимания) языка говорящего (пишущего) и языка слушающего (читающего). Цель понимания – перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. Герменевтика – направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия. В узком смысле герменевтика – совокупность правил и техник истолкования текста.В античности герменевтикой называли искусство разъяснения, перевода, истолкования. В герменевтике выделяются следующие ее разновидности: 1) перевод (перенос смысла в свой язык); 2) реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуация возникновения смысла); 3) диалог (формирование нового смысла в соотношении с существующим). В герменевтике фигурируют: в качестве объекта текст или речь, автор этого текста (первый субъект) и интерпретатор (второй субъект). Второй субъект в данной ситуации выходит на первый план как источник смысла.