Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.
Все переживаемое и творимое ч. содержит духовное: цель, мотив, интерес. Духовность - способность преодолевать себя «вчерашнего» в процессе совершенствования. В дух.мире ч. сочетаются рациональность и иррац., новации и традиции, свобода и детерминация, целенапр. устремления и инстинкт. Дух.мир ч. (его составляющие – познав. способности, способности чувствования и потребности) динамичен. На нач. этапе существования когнитивные (познавательные) способности сводятся к ощущениям и восприятиям, чувственные способности элементарны, потребности - на сохр. и продолжение жизни. В дальнейшем более развитыми становятся мышление, язык, появляются слож. эмоции, воля. Возникают соц. память, альтруизм, гумм.отношение к природе. Созерцание, мышление, чувствование становятся взаимопроникаемыми, интеграция когнитивных и чув. способностей, формируются высш. атрибуты чел. духовности (вопрос о смысле бытия). Потребности ориентированы на сохранение и улучшение цивилизации. Духовность - приверженность доброте, любви, свободе и чести. Антипод – бездуховность - злоба, невежество, зависимости от низм. побуждений=> ч. превращ. в «одномерное» существо, усиливаются цинизм, нигилизм, агрессивность, становится «роботом», внутр. мир низводится до уровня био. системы (из-за наркотиков). Духовность ч. проявл.: 1) в уникальности чел. индивидуальности; 2) в сопричастности к целостности природы и культуры. Человек соотнесен с внешним миром, и одновр. обособлен, осознает себя как отд. существо. Абсолютизирование ведет к индивидуализму или к растворению в общем. Отношение ч. как сознат. существа к жизни и самому себе выраж. в смысле жизни – выражение ценностно-мотивац. сферы дух.жизни, осознание ценностей, которым ч. подчиняет свою жизнь, ради чего осуществляет жизн. цели. Смысл жизни выявляет как притязания личности, ее стремления и интересы, так и реал.способность выразить себя в деятельности. Понимание смысла возможно с т. зрения отд. человека и человечества. На протяжении инд. жизни ч. не достигает «цели» исторической=> неудовлетворенность ситуацией и собой. Религ. ф. связывает смысл жизни со стремлением к сверхчел. святыне, приобщение к высшему благу. Марксизм: смысл жизни - самореализация сущностных сил ч. в актив.преобраз. деятельности, в развитии гуманности, разума, свободы. В поисках смысла жизни возможны пародии на подлинность - сведение к одностор. ориентациям, к культу вещей, власти, плотским удовольствиям и т.п. Поиск осмысления ценностей, ради которых живет ч., идет параллельно с их реализацией и переформированием исход.целей.
24. ФИЛ. ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ.Все организмы смертны, но лишь ч. осознает неизбежность смерти. Эпикур: когда мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас нет. В пессим. варианте смерти жизнь становится абсурдной. Смерть имеет смысл – создать условия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь содержательной и ответственной. Смерть присутствует в жизни как ее упорядочив. элемент, дарованная ч. возможность проявить себя в жизни. Ч., осознающий себя как конеч. существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконеч., мах. Уже в древнеинд. ф. был «страх перед смертью». К этой проблеме обращались Бэкон, Кант, Фрейд, М. Хайдеггер и др. Страх проистекал из инстинкта самосохр. Пытаясь избавиться от страха, ч. бежит от себя и «растворяется» в обществе. Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмерт. душе, переселяющейся в др. существа или обретающей веч. жизнь в Боге (Гераклит, Сократ, Кант, Достоевский). Эпикур, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс - против веры в лич. бессмертие. Толстой и Соловьев писали о неизбежности био. смерти и утверждении дух. бессмертия. Кюри рассуждал о науч. бессмертии, бескон. существовании ч. через остающиеся после него идей. Федоров: обретение ч. более высокого онтологич. статуса, вкл. его бессмертие. В ХХ в. возобновилась идея о формировании нетленной душ. субстанции, смерть - выход интеллек.-эмоц. сгустка в форме биополевой структуры на нов. уровень бытия. Можно рассуждать о видах относ. бессмертия ч. в формах: а) растворение тела и духа во Вселенной, вхождение в веч. кругооборот материи; б) результат жизнен. творчества ч.; в) продление ср. продолжительности жизни. Смерть – ест. явление, играет необх. роль в эволюции, способствуя выживанию наиб. приспособ. организмов, прогрессу видов. Без этого прогресса не появился бы и ч. В соц. аспекте смерть делает нам близкими общие заботы, объединяет нас эмоциями и подчеркивает равенство конечных судеб. Обращенность к проблеме смерти предоставляет возможность человеку спроектировать себя, исключив (уменьшив) помехи повседнев. размытости, помогает сосредоточиться, сконцентрироваться в своем участии в жизненном потоке.