Основные концепции антропосоциогенеза.

Становление чел-ка (антропогенез) и формирование общества (социогенез) - около 6 млн. лет (скелет предка чел-ка). Эволюц.-труд. теория: чел-к произошел от обезьяны. Для поведения предка чел-ка (гоминида) характерны: а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанные на инстинктах; б) решающая роль генетической наследственности; в) объединение в стадо с доминирующим индивидуальным инстинктом самосохранения; г) биофизиологическое разделение функций. Преодоление недост. биолог-го способа поведения гоминидов и сильно ухудшивш. условия их обитания подтолкнули к появлению нового, соц-льного способа существования предчел-ка и превращению его в чел-ка. Для этого предки чел-ка имели необход. биолог-ие предпосылки: мозг, прямохождение, развитую кисть руки, гортань, умеющую издавать членораздельные звуки. Процесс выделения чел-ка из животного мира совершался посредством инстинктивной предтрудовой деятельности. Предчел-к оказался подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить свои конечности, перейти к усилению своих естеств. возможностей искусств. средствами. От приспособл. к природе к ее преобразованию. «Труд создал самого чел-ка». Чел-к стал противостоять природе. Решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Чел-к в своем развитии проходит стадии умелого и чел-ка разумного. Ряд исследователей обратили внимание на дух. фактор появления чел-ка. Преимущество чел-ка состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным.В предметно-практической деятельности воплощаются физические и духовные способности чел-ка, развиваются мышление, речь, самосознание и различные способности. В физич. и умств. развитии чел-ка фактор труда имеет решающее значение: а) в дочеловеч. истории взаимод-ли предок чел-ка и природа. Затем число элементов возросло: чел-к - орудие труда - предмет труда - природа. Рост числа связей и их усложнение увеличивали возможности рациональной оценки связей и развивали способность выбора. Появление орудия труда и его совершенств. обнаруживает наличие сознания у чел-ка. Потребности развития инструм-ов носили не биолог-ий, а соц-льный характер; б)в процессе труда чел-к познавал не только внешн. связи, но и внутр. св-ва вещей, их сущность, предназначение, развивая свои аналитико-синтетические способности; в)результат труда по времени отделялся от трудового акта. Освоение участков земли для собирательства, скотоводства, земледелия шло через перемещения в пространстве. В результате формировались прич.-следств. связи, воображение, широта мышления; г)с формированием руки изменялись другие органы тела. Увелич. и усложн. трудовых операций, связей с природн. объектами и между индивидами, употребление мясн. пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложняло человеческий мозг; д) при переходе от предтруда к труду ослаблялась инстинкт. основа поведения, становившаяся все более осмысленной, формировались воля, конструкт. способн. людей, их интеллект, усложнялись потребности.Формируется социокульт. объед. людей. Средство организации совм-ных действий, хранен. и передачи знаний - язык. Слово стало выявлять умств. способн. чел-ка. Труд, мышление и речь спасли предчел-ка в ситуации неприспособленности к изменившимся условиям жизни, плохой защищенности от хищников и сформировали чел-ка. Обществ. отношения в процессе труд.деятельности, формировали у людей соц-льные качества.Льюис Морган выделил три истор-кие эпохи (на основе материальн. фактора) - дикость, варварство и цивилизацию. Эпоха дикости - применение огня, возникн-ие охотн. промысла и изобр. лука; варварство - гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды; эпоха цивилизации - изобретение буквенного письма, создание огнестр. оружия.К.Маркс и Ф.Энгельс положили эконом-кий базис, рассматривая развитие средств произв-ва и их влияние на характер обществ. отношений. Труд - важнейшее системообразующее не только политико-экон-кое, но и социокультурн. понятие. Ш.Фурье, К.Маркс, Ф.Энгельс и А.Богданов перемену труда рассматр. как необх. условие всестороннего развития личности.В современной ф.-фии: основная причина выделения чел-ка из животн. мира есть мутации: жесткое излучение вспышки сверхновой звезды, инверсия полюсов геомагнитного поля, либо тепловой стресс. В наст. время чел-к в науке и ф.-фии рассматр. не только как высшая ступень в развитии мат. мира, но и как тупик. ветвь эволюции, природная патология.Нравственно-соц-льные нормы: запрет на кровосмесительство, убийство соплеменника, прокормление любого из членов рода. Нравственность - один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании челов-кой психики и ее первичных соц-льных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочел-ка в животное состояние.Важную роль в становлении чел-ка и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для чел-ка характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность чел-ка - особый механизм выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами. Продолжение человеческого рода как биосоц-льный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания.





Наши рекомендации