Усилие, молитва и предопределение
В:Если картина уже написана, почему я пытаюсь что-то совершить?
Уэйн:Мы опять возвращаемся к факту, что вы делаете то, что делаете. Пытаться что-то совершить – это тоже часть нарисованного на картине. Результаты будут известны позднее. Вы не можете с определенностью предсказать, каковы они будут. Однако вы можете, насколько это диктуется вашей природой, анализировать потенциальные результаты и пытаться обеспечить себе наилучший из них. Люди занимаются именно этим. А Живое Учение может помочь обрести ощущение, что весь этот процесс безупречен, напряжение, неуверенность и беспокойство – часть совершенства происходящего. Это освобождает вас от чувства вины за ошибки, когда вас что-то заботит. Это освобождает вас от чувства, что вы недостаточно хороший ученик адвайты или что вы неправильно впитали Живое Учение, потому что испытываете страх. Все это – последующий комментарий. Вы же делаете то, что делаете, включая и комментарий!
Все происходящее – часть функционирования Источника, и это видение может случиться в любой момент. Это точка, в которой вы глубоко вздыхаете и говорите: «Ладно… это то, что происходит сейчас. Что бы ни происходило, что бы меня ни волновало – вопросы или отпускание результатов – я сделал все, что мог. Теперь увидим, что произойдет дальше».
В:Как практика молитвы согласовывается с идеей предопределенности всего, с тем, что мы просто проживаем уже написанный сценарий? Уэйн:Она согласовывается очень просто: молитва – часть разворачивающегося предопределенного, так что, по сути, вы вынуждены молиться. Это действие – часть функционирования Тотальности.
В:Но на некоторые молитвы приходит ответ, а на какие-то – нет. Уэйн:Верно. Молитва – часть целого. Никакое событие не может быть изолированным настолько, чтобы быть единственной причиной чего-то еще. Отдельное событие – часть целой причины того, что последует за этим. Поэтому, если молитва случается, мы можем сказать, что она должна была случиться, независимо от того, была ли она отвечена или нет.
В:Но если бы молитва не случилась, результат все равно был бы таким, каким он должен был быть. Уэйн:Нет, потому что молитва – часть целой картины. Вы не можете выдернуть ее оттуда. Если вы ее уберете, все изменится, включая и возможный результат.
Найти правильную формулу
В:К чему мы движемся? К не-суждению?
Уэйн:Наверное, это трудно понять, но мы ни к чему не «движемся». Живое Учение может вылиться в понимание, что нет никого, кто бы куда-то двигался, да и двигаться некуда.
В:Так чего же держаться? Того, что приносит больше развлечения? Как вы определяете свои цели? Вы просыпаетесь каждое утро и делаете то, что ощущается правильным? Уэйн:А разве вы поступаете не так?
В:В этом-то и проблема. Уэйн:Иногда у вас возникают проблемы, иногда вам выпадает удача, иногда ваши действия приносят положительные плоды, иногда – отрицательные. Иногда у вас случаются фантастические переживания, и жизнь кажется яркой и насыщенной, а иногда вы в дерьме. Иногда люди злятся на вас. Иногда люди требуют от вас то, чего вы не можете сделать. Это жизнь.
Когда вы встаете утром, у этого организма по имени Рейнольд есть определенная природа. Природа Рейнольда – это его генетическая предрасположенность в сочетании с последующей обусловленностью окружением. Ваша природа зависит от места вашего рождения, образования, жизни вашей семьи плюс миллиарда других факторов, включая текущий гормональный баланс, уровень стресса и сахара в крови. Все, что происходило с вами с момента зачатия, внесло свой вклад в то, что стало этим вот Рейнольдом.
Если вы заглянете в себя глубже, вы можете увидеть, что то, что вы есть на самом деле, не ограничено это конкретной формой и содержанием, и то, что вы делаете, не ограничено вашими намерениями и целями.
В:Некоторое время я использовал технику самоисследования «Кто я?» и пытался делать другие практики для обретения понимания. Затем я прочел вашу книгу и понял, что пытался воздействовать на процесс обретения чего-то. Вот почему это не сработало. Теперь я часто спрашиваю себя: «Что мне теперь делать?» Уэйн:Это Живое Учение указывает за пределы событий, которые вы описываете. Все эти события произошли как часть функционирования Тотальности. Вам попалась моя книга, вы среагировали на нее определенным образом в соответствии со своей природой. Все эти события срослись, чтобы внушить вам различные мысли. За день до того, как вы впервые познакомились с Живым Учением, вы даже не знали о его существовании. Вы не могли его вызвать, не могли заставить его случиться. Оно пришло к вам – непрошено, независимо от вашего контроля.
Ложное чувство авторства заявляет, что «я» занимается самоисследованием. К тому же, поскольку самоисследование не привело к желаемым результатам, ложное чувство авторства заявляет, что «я» занималось самоисследованием из своих собственных эгоистичных мотивов. И в итоге вы остаетесь с чувством вины. А Живое Учение напоминает вам, что самоисследование случается как часть функционирования Тотальности. И, более того, самоисследование прекратилось как часть того же функционирования.
В:Верит ли Живое Учение в позитивную молитву? Уэйн:Живое Учение не верит и не неверит ни во что, потому что у Живого Учения нет никакой доктрины. Нет никаких принципов, которые оно утверждало бы как истину. Это просто набор указателей, которые неизменно разворачивают вас назад, чтобы вы сами могли найти истину. Все утверждения Живого Учения – это просто указатели. Не бойтесь ставить их все под сомнение и проверять.
В:Значит, самоисследование? Уэйн:Я бы даже не назвал это самоисследованием. Я предпочитаю говорить об этом как о чистом любопытстве. Называя это самоисследованием, мы навешиваем на него ярлык, тогда вам кажется, что вы знаете, что это, и говорите: «Ладно, я там уже был, я это уже делал, у меня есть футболка с Аруначалой. Теперь мне нужно что-то еще». Это не самоисследование. Это простое любопытство о природе Того-Что-Есть.
В:Через приятие Того-Что-Есть? Уэйн:Приятие Того-Что-Есть может прийти. А может и не прийти. Это не практика приятия Того-Что-Есть.