Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные в зависимости от глубины и широты получаемых результатов. Проникновение в основы мироздания и сведение воедино как можно большего числа фактов – задача фундаментальных исследований, для которых постижение истины важнее практической применимости. Прикладные же исследования, как правило, ориентированы на решение узких и актуальных (насущных) задач, поэтому здесь занимаются весьма конкретной проблематикой и лишь в той степени, в которой это необходимо на практике в соответствующей сфере человеческой жизнедеятельности.
В среднем развитые страны тратят 15-25% своих научных фондов на фундаментальные исследования и 75-85% на прикладные. Правда, и те и другие исследования используются на практике, только первые – шире (во многих или во всех отраслях), а вторые – чаще (при массовом производстве продукции и многократном выполнении одних и тех же операций).
Социальный заказ науке – это совокупность требований, предъявляемых обществом к научным исследованиям. В наше время большая часть таких требований носит материальный и даже меркантильный характер, то есть предполагает увеличение объема и улучшения качества потребляемых благ. Однако значительная часть социального заказа обусловлена и идеальными мотивами – люди ждут от ученых удовлетворения бескорыстной любознательности, объяснений непонятного, потрясающих воображение открытий и изобретений, и даже просто чего-то нового, необычайного.
Слово «заказ» в данном контексте не означает надлежащим образом оформленного «заказа» в договорно-правовом смысле. Обычно речь идет о фактически существующих потребностях общества, которые не воплощаются в виде бумажных или электронных документов, либо с помощью иных процедур «приемки заказа» и не оплачиваются по мере исполнения. Зачастую подразумевается лишь идейное влияние на науку социально-экономических, политических, идеологических, культурных, военных, спортивных и прочих нужд, или даже некое «влияние общественной атмосферы» в целом.
Однако договорные и товарно-денежные отношения все чаще имеют место при реализации «социального заказа науке». Международные организации, государственные учреждения, спонсоры и благотворители – с одной стороны и научные организации, коллективы и отдельные ученые – с другой подписывают разнообразные соглашения, в соответствии с которыми осуществляются и оплачиваются научно-исследовательские работы, которые важны, как для формального заказчика, так и для общества в целом.
Кроме того, государственные органы и научные организации все больше внимания уделяют разработке стратегий и конкретных планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно такие стратегии и планы позволяют определиться с приоритетами, чтобы в условиях дефицита сил и средств сосредотачиваться на особо важных направлениях научных исследований, на самых острых проблемах современности и избегать откровенного тунеядства под видом научной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ, ЕДИНСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ, ОТРАСЛЕВОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ.
В зависимости от форм осуществления научных исследований, административной подчиненности и источников финансирования выделяются:
- академическая наука, объединяющая в единую Академию наук лучшие научные кадры (академиков и членов-корреспондентов) и ведущие научно-исследовательские учреждения страны. Академическая наука, прежде всего, ответственна за фундаментальные исследования и определение стратегии развития национальной науки. Все это финансируется государством напрямую (специальной статьей госбюджета), но также и разнообразными местными, отраслевыми и частными заказчиками, включая грантодателей;
- отраслевая наука, создаваемая в производственных, административных, культурных и иных отраслях. Ее главная цель – решение прикладных задач соответствующей отрасли, поэтому она находится на отраслевом финансировании и непосредственно участвует в работе предприятий и иных организаций данной отрасли.
- вузовская наука, осуществляемая параллельно (вспомогательно) с профессорско-преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях (вузах), что позволяет использовать кадровый потенциал системы образования и готовить будущих ученых со студенческой скамьи. Вузовскую науку, как правило, финансируют за счет бюджетных средств, выделяемых государством и регионами системе высшего образования, а так же за счет средств сторонних исследовательских организаций, привлекающих преподавателей и студентов.
Максимальная эффективность научной деятельности обеспечивается поддержанием единства и интенсивного взаимодействия между академической, отраслевой и вузовской наукой. Такой подход исключает дублирование, обеспечивает интенсификацию обмена знаниями и опытом, концентрирует научные силы на важнейших направлениях исследований.
Говоря о перспективах развития науки, все чаще предлагают переход к системе научных центров при вузах и неформальных научных обществ-клубов-кружков с одновременным сокращением академических и отраслевых научных учреждений. Это называется «американской моделью кооперирования научных сил». Однако против таких реформ не только сложившиеся у нас традиции, но опасения раздробить науку и подорвать фундаментальные исследования.
Белорусская науказанимает в отечественной культуреодно из виднейших мест. Национальная академия наук (в составе 40 институтов, 3 самостоятельных отделов, 5 центров, 2 музеев и научной библиотеки) считается флагманом научного сектора страны. Кроме того, в Беларуси 35 вузов, более 300 НИИ (научно-исследовательских институтов) и КБ (конструкторских бюро). Ученых и иных научных работников у нас около 50 000, они авторитетны, их традиционно привлекают к решению самых разнообразных проблем, включают в государственные комиссии, общественные советы и иные совещательные органы. Вместе с тем, нельзя сказать, что научный потенциал используется в полной мере и во всех случаях, когда это необходимо. Из-за чего снижается отдача белорусской науки, затрудняются концентрация усилий на приоритетных направлениях и внедрение научных разработок в производство. В то же время стремительная глобализация все сильней втягивает отечественную науку и отдельных ученых в международную систему научных исследований.