Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
Философия культуры – философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в философии Просвещения и немецкого романтизма.
Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре в широком смысле относится «все созданное человеком» («вторая природа»). Уровень культуры отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.
Культуру принято разделять на материальную(пища, мебель, машины и т.д.)и духовную (книги, картины, песни и т.д.). При более детальной дифференциации в структурукультуры включают:
- специфический человеческий способ жизнедеятельности;
- искусственную среду обитания людей, в том числе идеи, научные и художественные произведения;
- окультуренных (специально воспитанных) людей;
- созданные общественные связи, организации и иные человеческие коллективы;
- правила поведения в обществе (алгоритмы социальной деятельности, ценности, нормы);
- языки и иные средства коммуникации.
Основные парадигмы философского анализа культуры:
- аксиологический (Виндельбанд, Шелер): культура – прежде всего система высших ценностей, определяющих значимость любого элемента в личной и общественной жизни;
- семиотическая или символическая (Леви-Стросс, Фуко, Кассирер): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая структуру всей культуре и образу жизни каждого человека;
- игровая (Гадамер, Финк, Хейзинг): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, объединяющая людей, закрепляющая знания, навыки, традиции, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;
- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и направления (сублимации) в общественно полезное русло бессознательной энергии;
- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;
- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов;
- «осе-временная» (К. Ясперса): культура зародилась в Египте, Греции, Индии, Китае и Леванте в 800-200 гг. до н.э. под влиянием неких могущественных, но никому не известных причин, побудивших лучших мыслителей задуматься о человеческом несовершенстве и заняться совершенствование ближних.
ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОГРЕССА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
Различные культуры во все времена взаимодействовали между собой, не утрачивая при этом своей самобытности. Однако в нынешнюю эпоху глобализации, национальные культуры сливаются в единую мировую культуру, унифицируясь (утрачивая различия, превращаясь в нечто единообразное).
Это нивелирование культур не только болезненно воспринимается нациями, но и обедняет мировую культуру в целом. Поэтому перед человечеством стоит задача добиться максимально тесного взаимодействия культур без утраты их своеобразия. Чтобы народы духовно обогащали друг друга, а не сливались в неразличимую «серую массу». В разрешении этой задачи участвует и философия.
В этой связи особо важен интенсивный и равноправный диалог культур, чтобы максимально учитывать и сохранять все элементы каждой культуры и устанавливать международные стандарты только путем всеобщих консенсусов и взаимных компромиссов. Правильный синтез своего и чужого, локального и глобального – сложная, но весьма интересная задача, стоящая перед нами.
В диалоге культур сильнее всего различаются цивилизации Востока и Запада. Первые больше склонны к защите общественных интересов, вторые – личных прав и свобод.
Особо опасным следует считать деление культур на передовые и отсталые, ибо такой подход влечет уничтожение и (или) ассимиляцию (поглощение) якобы «недоразвитого и допотопного» якобы «совершенным и современным».