Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

Философия культуры – философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в философии Просвещения и немецкого романтизма.

Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре в широком смысле относится «все созданное человеком» («вторая природа»). Уровень культуры отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.

Культуру принято разделять на материальную(пища, мебель, машины и т.д.)и духовную (книги, картины, песни и т.д.). При более детальной дифференциации в структурукультуры включают:

- специфический человеческий способ жизнедеятельности;

- искусственную среду обитания людей, в том числе идеи, научные и художественные произведения;

- окультуренных (специально воспитанных) людей;

- созданные общественные связи, организации и иные человеческие коллективы;

- правила поведения в обществе (алгоритмы социальной деятельности, ценности, нормы);

- языки и иные средства коммуникации.

Основные парадигмы философского анализа культуры:

- аксиологический (Виндельбанд, Шелер): культура – прежде всего система высших ценностей, определяющих значимость любого элемента в личной и общественной жизни;

- семиотическая или символическая (Леви-Стросс, Фуко, Кассирер): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая структуру всей культуре и образу жизни каждого человека;

- игровая (Гадамер, Финк, Хейзинг): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, объединяющая людей, закрепляющая знания, навыки, традиции, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;

- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и направления (сублимации) в общественно полезное русло бессознательной энергии;

- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;

- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов;

- «осе-временная» (К. Ясперса): культура зародилась в Египте, Греции, Индии, Китае и Леванте в 800-200 гг. до н.э. под влиянием неких могущественных, но никому не известных причин, побудивших лучших мыслителей задуматься о человеческом несовершенстве и заняться совершенствование ближних.

ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОГРЕССА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

Различные культуры во все времена взаимодействовали между собой, не утрачивая при этом своей самобытности. Однако в нынешнюю эпоху глобализации, национальные культуры сливаются в единую мировую культуру, унифицируясь (утрачивая различия, превращаясь в нечто единообразное).

Это нивелирование культур не только болезненно воспринимается нациями, но и обедняет мировую культуру в целом. Поэтому перед человечеством стоит задача добиться максимально тесного взаимодействия культур без утраты их своеобразия. Чтобы народы духовно обогащали друг друга, а не сливались в неразличимую «серую массу». В разрешении этой задачи участвует и философия.

В этой связи особо важен интенсивный и равноправный диалог культур, чтобы максимально учитывать и сохранять все элементы каждой культуры и устанавливать международные стандарты только путем всеобщих консенсусов и взаимных компромиссов. Правильный синтез своего и чужого, локального и глобального – сложная, но весьма интересная задача, стоящая перед нами.

В диалоге культур сильнее всего различаются цивилизации Востока и Запада. Первые больше склонны к защите общественных интересов, вторые – личных прав и свобод.

Особо опасным следует считать деление культур на передовые и отсталые, ибо такой подход влечет уничтожение и (или) ассимиляцию (поглощение) якобы «недоразвитого и допотопного» якобы «совершенным и современным».

Наши рекомендации